Рождение первых цивилизаций. "Древний мир - рождение первых цивилизаций" план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему. Повторение изученного на предыдущем уроке


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Древний мир – рождение первых цивилизаций

Пользуемся мы в современном мире календарём, песочными часами, цифрами, алфавитом? Как вы думаете из выше перечисленного древние предметы? « К акими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?» Что такое Древний мир? Могли часы, календарь, буквы, цифры появиться в первобытном обществе?

Какие предметы могли появиться в эпоху Древнего мира? Каких знаний нам не хватает? Знаем Не знаем Для чего служат часы, календарь, буквы, цифры Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира? Древний мир – вторая эпоха всемирной истории Какие предметы могли появиться в эпоху Древнего мира?

Цивилизация - это новая, более высокая ступень развития человечества, разные страны со своей особой культурой Основные признаки цивилизации: Государство (царь, налоги, армия) Города Письменность

Древний Рим Древняя Греция Древний Египет Междуречье Древний Китай Древняя Индия

Древний Рим Древний Рим расположен на Аппеннинском полуострове. Столицей является город Рим, основанный в 753 г. до н.э. на берегу реки Тибр близнецами Ромулом и Ремом, сыновьями весталки Реии Сильвии и бога войны Марса. Город основан на вершине Капитолийского холма, где впоследствии возникли административные здания: сенат, трибуна. Римляне были гениальными строителями и архитекторами. Рим был застроен по идеальной планировке. Открытые площади чередовались с прямыми проспектами и улицами, которые пересекались под прямыми углами, площади были украшены статуями. В истории Рима очень много событий вызывающих интерес: жизнь Гай Юлия Цезаря, восстание Спартака, Пунические войны

Древний Рим Они изобрели водяную мельницу, тиронианские отметки (в современном значении -стенография), бетон; а привычка римлян солить зелень привела к образованию слова “салат”. Многоэтажные дома. Многоэтажные дома появились в Риме совсем не от хорошей жизни. Проблема перенаселения была знакома уже в те далекие времена. Единственным выходом из положения стали многоэтажки, которые сдавались в аренду. Бедняки жили под самой крышей. Им приходилось взбираться под самую крышу по наружной лестнице, начинавшейся прямо на улице. Эти квартиры были такими низкими и тесными, что ходить по комнатам можно было только согнувшись.

Древний Рим Канализация. Н ечистоты постоянно смывались по наклонной трубе водой из ближнего термоисточника. Это и была первая полноценная канализация, она же “Клоака”, диаметр главных тоннелей которой достигал 7 метров. Стеклопакеты. Конечно же, стекло изобрели не древние римляне. Но именно они довели оконное ремесло до совершенства. Первая в мире правильная конструкция окна размером 1 х 1,7м располагалась под сводом раздевальни бани в Помпеях и состояла из бронзовой рамы с матовым стеклом. Тогда же жители Древнего Рима сообразили, что основная часть теплого воздуха уходит через окно, а если поставить два стекла, друг за другом с расстоянием пять сантиметров, то в доме становится намного теплее.

Древний Рим Триумфальные арки – тоже римское архитектурное новшество, возможно, заимствованное у этрусков. Арки сооружали по разным поводам – и в честь побед, и как знак освящения новых городов. Однако их первичный смысл связан с триумфом – торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку, император возвращался в родной город уже в новом качестве. Арка была границей своего и чужого.

Египет – древнее государство, существовавшее в долине нижнего Нила. Территория Египта представляла собой узкую ленту плодородной почвы, протянувшейся вдоль берега Нила. С обеих сторон долина была окаймлена горными цепями. Сначала страна делилась на Верхний и Нижний Египет. Древние египтяне выращивали ячмень, пшеницу, виноград, смоквы и финики, разводили крупный и мелкий рогатый скот. В 3 тыс. до н.э. значительно окрепла и упрочилась царская власть. Это отразилось в самых знаменитых памятниках Древнего Египта – пирамидах. Древний Египет

Древний Е гипет 1. Древний Египет внёс огромный вклад в мировую культуру. Египтяне нашли более пригодный материал для письма, чем глина – папирус. Это тростник, который в изобилии растёт по берегам реки Нил. Они писали похожими на рисунки знаками, которые называются иероглифами. Их египтяне называли «божественная речь». Они придавали письменам важное религиозное и магическое значение. 2. Жилища египтяне строили из глины, ила и соломы. Позже они научились делать из глины кирпичи, обжигать их на солнце и строить из них дома.

Древний Египет 3. Египтяне выращивали пшеницу, ячмень, лён, из которого ткали полотно и шили одежду. Разводили крупный рогатый скот. Египтяне охотились на суше с колесниц, на воде с лодок. Они охотились на гиппопотамов с гарпунами и верёвками. 4. Самая высокая и самая древняя – пирамида Хеопса. Она достигает 146 метров в высоту. Это единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Она строилась в течение 20 лет. На её строительстве работали 100 тысяч человек и было использовано шесть с половиной миллионов тонн камней.

Древний Египет 5 . В Египте существовали медицинские школы. Древнеегипетские врачи хорошо разбирались в том, как устроено тело человека. Вера в загробную жизнь привела египтян к появлению бальзамирования (мумификации) тел умерших. 6. Египтяне носили лёгкую одежду из полотна, в которой не было жарко. И мужчины и женщины пользовались косметикой. Богатые люди носили парики и украшения из золота и полудрагоценных камней.

ВЕРОВАНИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ СОГЛАСНО ВЕРОВАНИЯМ ЕГИПТЯН, ЧЕЛОВЕК СОСТОЯЛ ИЗ ТЕЛА (ХЕТ), ТЕНИ (ХАЙБЕТ), ИМЕНИ (РАН) И НЕВИДИМОГО ДВОЙНИКА (КА). ВЕРА В ЗАГРОБНУЮ ЖИЗНЬ ОТРАЖАЛАСЬ В РЕЛИГИИ ЕГИПТЯН. БОГ СОЛНЦА – РА, ЛЮБИМЫЙ БОГ – ОСИРИС. ПРНИМЕНЯЛАСЬ СЛОЖНЕЙШАЯ ПРОЦЕДУРА БАЛЬЗАМИРОВАНИЯ, ЧТОБЫ КА ВСЕЛЯЛСЯ В МУМИЮ. ПОЭТОМУ ТАК ВАЖНО БЫЛО СОХРАНЕНИЕ ТЕЛА В ВИДЕ МУМИИ

Древний Китай Изготавливали шёлковую ткань (из этого материала делали даже книги, но они были очень дорогими). Изобрели дешевый материал – бумагу Изобрели компас Научились выращивать - чай Единая монета Китая Великая китайская стена

Древняя Греция Древняя Греция находилась на юге Балканского полуострова и включала острова Эгейского и Ионического морей. С 8 в до н.э. греки называли себя эллинами. Население Древней Греции занималось земледелием, садоводством (особенно выращиванием винограда и оливок), скотоводством (предпочтение отдавали мелкому скоту – козам). А так же было развито ремесло. В исторические времена территория эллинов дробилась на множество мелких государств. Наиболее крупные полисы были Спарта и Афины. Древние греки верили во многих богов: Зевс, Афина, Аполлон, Нептун, Гера, Артемида, Гермес и другие. Древняя Греция подарила миру Олимпийские игры.

Древняя Греция 1. Спарта даже в мирное время была похожа на военный лагерь. Сыновья граждан Спарты в 7 лет поступали в школы, где проходили суровую закалку. Чтобы приучить мальчиков безропотно переносить тяготы военной службы, их раз в год жестоко секли в храмах. При этом мальчики не должны были даже стонать. Наибольшее внимание уделялось развитию силы, выносливости, храбрости, умения подчиняться и приказывать. Мальчиков также обучали правильной речи (она должна была быть четкой и краткой - лаконичной), чтению и письму, игре на музыкальных инструментах, хоровому пению. Девушек воспитывали в семье, их также обязательно развивали физически. Юноши с 20 лет начинали военную службу, которая продолжалась до 60 лет.

Древняя Греция 2. В другом греческом государстве – Афинах, названном в честь богини Афины – Богини войны, мудрости, знаний, искусств, ремёсел, почитали храбрость и мужество, но придавали большое значение наукам искусствам. Особенно ценилось ораторское искусство – красноречие. Ему специально обучали мальчиков в гимнасиях.

Древняя Греция 3. Выше всего древние греки ценили научные знания, которые поражали даже их потомков. Один из самых знаменитых греков – Архимед – учёный, математик, механик, основоположник теоретической механики и гидростатики. Он сделал много открытий: закон плавания тел, названный его именем, изобрёл винт для подъёма воды на сушу. Пифагор – математик-геометр, философ, религиозный и политический деятель. Ему приписывают изучение свойств целых чисел, доказательство теоремы Пифагора и другое. Писатели Эсхил, Софокл, Еврипид прославились пьесами. Историка Геродота называют «отцом» истории. Великими философами были Сократ, Платон, Аристотель. Театр к нам пришёл тоже из Греции Архимед Пифагор

Древняя Греция 4. Искусство мозаики родилось в Древней Греции, где изображения составлялись из разноцветной гальки. В Древней Греции занимались росписью керамических сосудов: амфор (остродонный сосуд), килик (изящная чаша), кратеров (большой сосуд). Сюжетами для росписи служили легенды, мифы, сцены из повседневной жизни, соревнования атлетов.

Древняя Греция То вазы – гиганты, то карлики – вазы И каждая ваза с рисунком рассказом! Герой в колеснице летит на войну. Плывут аргонавты в чужую страну. Персей убивает Медузу Горгону. А вот Артемида – богиня охоты, Из меткого лука стреляет в кого-то. А это на лире играет Орфей. А это вручают спортивный трофей. Древние греки моря бороздили, Время для спорта они находили И Олимпийские игры они Тоже придумали в давние дни! Древнегреческий театр в Пергаме..

В городе Олимпе раз в 4 года проходили общегреческие спортивные состязания – Олимпийские игры. Они справлялись в честь бога Зевса. Проводились состязания в беге, борьбе, скачках на колесницах. Голову победителя увенчивали лавровым венком. Во время Олимпийских игр прекращались все военные действия. Сюда съезжались художники и поэты. Здесь утвердился обычай читать литературные произведения и произносить стихи. Греческие государства во время Олимпиад объявляли о заключении важных договоров, скрепляли их клятвами у алтарей богов.

Междуречье Большие города Междуречья были центрами государств, которые появились более 5 тысяч лет назад. Во время раскопок в Междуречье археологами было найдено множество глиняных табличек, покрытых значками в виде клинышков, которые оказались древнейшей на Земле системой письма. Оказывается, шумеры открыли эру письменной истории, нашли средство выражения речи в виде символов. Шумеры использовали в качестве материала для письма таблички из мягкой глины, на которых выдавливали значки – “клинышки” специальной палочкой. Каждый значок обозначал целое слово. Для прочности таблички обжигали. В клинописи использовалось 700 знаков, поэтому владели ей немногие люди. Профессия писца была очень уважаема.

Междуречье Они устанавливали порядок в обществе, регулировали отношения между людьми. Законы высечены на базальтовой плите, найденной археологами в 1901г. содержали 282 статьи. В законах можно найти сведения о цели их создания, об особенностях хозяйства Вавилона, о развитии общества, о рабстве, торговле, армии и о мн.др. Шумеры изобрели колесо, плуг, систему орошения, лук для охоты, начали впервые выращивать пшеницу, лён, горох, виноград, уже тысячи лет назад шумеры знали математику, астрономию. С Х в. до н.э. они широко используют железо.

Развитие древнеиндийской архитектуры имеет некоторые особенности. Памятники существовавшие до III века до н. э., не сохранились до наших дней, так как строительным материалом служило дерево. С III веке до н. э. в строительстве используют камень. Большая ступа №1, где хранятся реликвии Будды Пещерный храм в Аджанте (империя Гуптов) Древняя Индия

Древнеиндийское искусство Статуя Будды Древняя фреска из Храма Аджанты (при Гуптах) Десятичные цифры Шахматы

Итог урока: Что такое эпоха Древнего мира? Какие цивилизованные страны существовали в эпоху Древнего мира? Назови главное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира?

Итог урока: Ч то вас удивило на уроке? Ч то приобрели, чувствовали, думали? Ч то открыли нового для себя? Ч то больше удалось? З ачем нам был нужен этот урок? Оцените свою работу на уроке: Зелёный – я был активен и доволен своей работой. Жёлтый – я старался, но у меня её не всё получилось. Красный – я работал не достаточно хорошо. Нарисовать кружок выбранного цвета рядом с темой урока в «Рабочей тетради»


Урок: Окружающий мир 4 класс

Тема: Древний мир- рождение первых цивилизаций

Цель: Познакомить учащихся с особенностями перехода человеческого общества от древности к истокам цивилизации.

Задачи:

Образовательные:

    научить отличать друг от друга эпохи всемирной истории – на примере Древнего мира;

    научить объяснять важность изобретений Древнего мира для современной цивилизации.

    Познакомить учащихся со значением слова «цивилизация»

Развивающие:

    развитие внимания, логического мышления

    развивать умения делать выводы, анализировать, применять теоретический материал на практике

    развивать навык ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

Воспитательные:

    воспитание уважительного отношения к историческому прошлому

    создать у учащихся положительную мотивацию к уроку истории путем вовлечения каждого в активную деятельность

1.Орг момент

2.Актуализация знаний

Постановка проблемы.

Получение «Нового» знания

Физ-ка

Закрепление ичученного

Итог.Рефлексия

Д.з.:

Здравствуйте,ребята!Садитесь!Меня зовут Марина Андреевна и сегодня я проведу у вас урок обществознания.

Сегодня я приглашаю вас продолжить увлекательное путешествие по страницам всемирной истории.

Скажите, а где вы побывали на прошлом уроке?

Что интересного вы узнали об этой эпохе?

Откройте учебник на стр. 46, посмотрите на «Реку времени».

Как вы думаете, в какую эпоху мы совершим наше сегодняшнее путешествие?

Какая это по счёту эпоха?

Ребята, сегодня Мы совершим путешествие во вторую эпоху человечества.

Тема урока: «Древний мир – рождение первых цивилизаций».

Ребята, посмотрите на слайд. Скажите, пользуемся ли мы в современном мире этими предметами?(часы, календарь, буквы, цифры)

Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние или все они современные?

Итак,у нас получилось две версии.

Как вы думаете,ребята, люди Древнего мира могли что-нибудь изобрести?

Дак вот сегодня на уроке мы с вами узнаем, Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор.

Скажите, Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры?

Давайте вспомним, что такое Древний мир?

Могли ли календарь, буквы, цифры появиться в первобытном мире?

(Нет, например, алфавит нужен для письма, первобытные люди не знали письменности и т.д.)

Чтобы нам узнать,какие из этих предметов появились в эпоху Древнего мира.нам необходимо узнать, чем эпоха Древнего мира отличается от Первобытного.

Откройте учебник на стр.52.Прочитайте ещё раз тему урока.

Все ли слова вам понятны?

Где будем искать помощь?

Откройте учебник на стр. 53. Внизу есть рисунок «Переход от первобытного общества к цивилизации».

Глядя на этот рисунок-схему, попробуйте составить рассказ, опираясь на план:

    Где жили люди Первобытного общества и цивилизации?

    Кто управлял людьми?

    Как передавались сообщения, знания?

Назовите те основные признаки, которыми цивилизации отличаются от первобытного общества.

А теперь попробуйте Продолжить мою мысль: «В государстве есть..»

В форме чего изображена сиреневая линия на рисунке-схеме?

Обсудите в паре и попробуйте дать определение «цивилизации», закончив фразу.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ-это....

Давайте проверим наши предположения по учебнику с.53

Так что же такое цивилизация?

А теперь давайте откроим словарь учебника и проверим наши предположения.

(определ.первое)

Итак, в эпоху Древнего мира появляются – города, государства, письменность. Это основные признаки цивилизации.

Рассмотрим карту с.55-54. Её название. Легенду.

Что обозначено на карте широкой розовой линией?

Что находится за пределами этой границы?

Какой мир обширнее – мир первобытных племён или мир древних цивилизаций?

Что отмечено разными цветами на карте?(На карте разными цветами обозначены Древние цивилизации.)

Какие цивилизации расположены в Европе?(Древний Рим, Древняя Греция.)

Назовите цивилизации Древнего Востока?(Древний Египет, Древний Китай, Древняя Индия, Западная и средняя Азия(междуречье))

Где именно располагалась каждая древняя цивилизация?

(Цивилизация Древней Европы разместилась по берегам Средиземного моря.

Цивилизации Древнего Востока – по берегам рек: Нил, Ефрат, Тигр, Инда, Хуанхе, Янцзы)

Ребята,мы узнали, что цивилизация это новая ступень развития человечества.

Но у слова «цивилизация» есть ещё одно определение. Для того,что бы узнать еще одно значение,вам необходимо поработать в паре .

Вам надо будет внимательно рассмотреть иллюстрации, которые размещены вокруг карты и стрелкой соединить цивилизацию с памятником архитектуры, которым она прославилась.

Похожи ли архитектурные сооружения между собой?(нет)

Почему?(Страны ведь различны, значит и культура различна.)

Сравните одежду людей разных Древних цивилизаций.

Что можете сказать об одежде? (разная)

Сравните письменность

- Какой можно сделать вывод?

Мы сравнили с вами архитектурные памятники, одежду, письменность. И к какому выводу пришли?(у каждой цивилизации была своя особая культура.)

Давайте попробуем дать второе определение слову «цивилизация».

Для этого прочитает про себя 3 абзац на стр.53

Итак.какие предположения?

Цивилизация- это??

Давайте проверим наши предположения в словаре учебника (опред.второе)

Итак,ребята. В начале урока мы с вами попробовали предположить Какие из представленных предметов: календарь, цифры, буквы, часы появились в эпоху Древнего мира.

И чтоб наконец то ответить на этот вопрос.

Рассмотрите таблицу на стр.56.

Как она называется? «Изобретения древнего мира»

Какие предметы действительно пришли к нам из Древнего мира?

(учитель дополняет:

- Древний Египет – Египтяне первыми создали календарь, в котором обычный год состоит из 365 дней.

Древнее Междуречье. Стоя на вершине храмов, люди изучали звёздное небо, движение Луны и Солнца. Именно они впервые разделили сутки на 24 часа, час – на 60 мин.,а минуту на – 60 сек. Так была создана система счёта времени, которой мы сейчас пользуемся.

Древняя Индия. Учёные впервые создали знаки для обозначения цифр, которыми мы пользуемся 0,1,2…9.

Древний Китай. Мастера Древнего Китая прославились на весь мир лёгкими изящными тканями. Многие столетия они держали в секрете способ их изготовления.

Древняя Греция – Эллада. В её приморских торговых городах впервые появился алфавит из гласных и согласных букв. На его основе создано большинство современных алфавитов.

Древний Рим. Язык римлян – латынь знали во всех его владениях. Мы сейчас употребляем латинские слова: церковь, университет, империя, календарь и др.В наших календарях название месяцев происходят от имён римских богов или императоров(март – бог Марс, июль – Юлий Цезарь)

Акак вы думаете, эпоху Древнего мира идёт ли развитие техники?

Что же появилось в Древнем мире давайте посмотрим на стр.57?

(перечисляют изобретения Древнего мира)

Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?

ДОПОЛНИТНЛЬНО:

Тетрадь с.36(заполнение пропусков) +проверка!

Итак,ребята,скажите, с какой эпохой мы познакомились сегодня на уроке?

Назовите отличительные признаки этой эпохи от предыдущей.

Р.Т.с 36 № 1(п,м) посмотрите на задание. Чем оно необычно?

Урок окончен! До свидания!

в первобытном мире.

В эпоху Древнего мира

Это вторая историческая эпоха

Вторая эпоха

Появляются города, государство, письменность.

Правитель, армия, налоги.

Новая, более высокая ступень развития человечества.

Это границ цивилизованного мира.

Мир первобытных людей.

Мир первобытных племён обширнее.

Подпись учителя:_________________________

Подпись методиста:________________________

Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира?

Прочитайте ещё раз тему урока.

Все ли слова вам понятны?

Какое слово вам не понятно? (цивилизация)

Чтобы узнать, что такое цивилизация откройте учебник на стр. 53. Читаем 2 абзац.

Цивилизация – это возникновение первых городов, поселения ремесленников, торговцев и правителей, возникновение государства.

Внизу есть рисунок «Переход от первобытного общества к цивилизации».

- Сейчас вы поработаете в парах.

Глядя на этот рисунок-схему, попробуйте составить рассказ.

То есть назвать те основные признаки, которыми цивилизации отличаются от первобытного общества. (проверка)

Итак, в эпоху Древнего мира появляются – города, государства, письменность. Это основные признаки цивилизации.

Физкультминутка

Рассмотрим карту с.55-54

Что обозначено на карте широкой розовой линией?

Что находится за пределами этой границы?

Какой мир обширнее – мир первобытных племён или мир древних цивилизаций?

Что отмечено разными цветами на карте?

Какие цивилизации расположены в Европе?

Назовите цивилизации Древнего Востока?

Где именно располагалась каждая древняя цивилизация?

Задание по рядам:

1. рассмотреть карту и сравнить памятники архитектуры

2. рассмотреть карту и сравнить письменность разных стран(рис. на доске)

3. рассмотреть карту и сравнить одежду разных стран(на интерактивной доске)

Сделать вывод

Наводящие вопросы:

Похожи ли архитектурные сооружения между собой?

Сравните одежду людей разных Древних цивилизаций.

Что можете сказать об одежде?

Сравните письменность

- Какой можно сделать вывод?

Мы сравнили с вами архитектурные памятники, одежду, письменность. И к какому выводу пришли?

Давайте попробуем дать второе определение слову «цивилизация».

Давайте проверим стр.53 (3 абзац)

А теперь давайте узнаем какие предметы действительно пришли к нам из Древнего мира?

- Древний Египет – Египтяне первыми создали календарь, в котором обычный год состоит из 365 дней.

Древнее Междуречье. Стоя на вершине храмов, люди изучали звёздное небо, движение Луны и Солнца. Именно они впервые разделили сутки на 24 часа, час – на 60 мин.,а минуту на – 60 сек. Так была создана система счёта времени, которой мы сейчас пользуемся.

Древняя Индия. Учёные впервые создали знаки для обозначения цифр, которыми мы пользуемся 0,1,2…9.

Древний Китай. Мастера Древнего Китая прославились на весь мир лёгкими изящными тканями. Многие столетия они держали в секрете способ их изготовления.

Древняя Греция – Эллада. В её приморских торговых городах впервые появился алфавит из гласных и согласных букв. На его основе создано большинство современных алфавитов.

Древний Рим. Язык римлян – латынь знали во всех его владениях. Мы сейчас употребляем латинские слова: церковь, университет, империя, календарь и др.В наших календарях название месяцев происходят от имён римских богов или императоров(март – бог Марс, июль – Юлий Цезарь)

Но в эпоху древнего мира идет и развитие техники. Обратите внимание на с.57.

Сравните технические возможности людей в древнем мире и первобытном мире.с 50 и с. 57.

Что вы можете сказать?

В древнем мире появляются железный топор, колесо, парусно-гребные корабли.

Какие технические достижения эпохи Древнего мира помогали людям передвигаться на большие расстояния?

Плавая на парусно-гребных кораблях, можно было совершать дальние плавания и не бояться заморских путешествий. Отряды на боевых колесницах могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на врага. Если сравнить орудия труда, то в древнем мире появляется железный топор. Чтобы срубить дерево каменным топором требовался целый день, а железным можно было управиться за несколько минут.

Таким образом, технические достижения в древнем мире поднялись на более высокую ступень развития.

Перелистните страницу, прочитайте текст.

Ответьте на вопрос: что считалось добром, а что злом в эпоху Древнего мира?

- Давайте посмотрим, как происходит переход от первобытного общества к цивилизации. Вспомним, что мы знаем о первобытном обществе.

Цивилизация Первобытное общество

Где жили первобытные люди? (В пещерах)

Удобно ли было так жить? (Нет) Почему?

Что стали люди строить? (Дома)

Мог ли один человек построить себе дом? (Нет)

Что делали люди? (Они объединялись, трудились совместно)

Как называлось место, где было несколько жилищ? (Поселок)

Могли ли чужие люди поселиться с этими людьми в данном поселке? (Нет) Почему? (Совместный труд, борьба с хищниками, развитие связной речи сплачивали теснее людей друг с другом)

Что стали создавать люди, жившие в одном поселке и работая вместе? (Роды) Почему? (Только целому роду было под силу заниматься земледелием, скотоводством. Урожай, собранный на поле, принадлежал всему роду)

А если в одной местности жили несколько родов, как они назывались? (Племя)

Кто управлял всеми делами племени? (Совет старейшин)

Ребята, а как мы узнали о жизни первобытного общества: как они жили, чем занимались? (По наскальным рисункам, по найденным предметам, по былинам и сказаниям, дошедшим до нас)

Это и есть начало развития культуры человеческого общества.

Будет ли развиваться общество, если племена не будут обмениваться продуктами своего труда? (Нет) Почему?

Уже в 4-м тысячелетии до нашей эры большинство людей вели оседлый образ жизни: так было удобно заниматься ремесленным делом, земледелием, скотоводством. Племена обменивались друг с другом продуктами своего труда и, к тому же, удобный водный путь облегчал обмен товарами.

Среди маленьких поселков стали появляться первые …(города).

В городе среди людей были кто-то богаче, а кто-то беднее; людей надо было как-то организовать, защитить их жизнь, собрать налоги.

Появилась новая сила, занятая управлением обществом – государство.

А как вы думаете, что же еще является важным условием для развития цивилизации? (Письменность)

Почему появилась потребность в письменности, продолжали бы работать на скалах, рассказывали былины, сказания? (Надо было писать законы, защищающие права людей, считать налоги, запоминать лучшее время посева и сбора урожая). Для передачи этих сообщений и других, устных рассказов было не достаточно, да и в памяти удержать все было сложно.

Так появились и первые цивилизации.

Работа по рисункам (стр. 61)

Откройте учебник на стр. 65, изучите легенду.

Что обозначено на карте толстой красной линией?

Что находится за пределами?

В каком полушарии возникли первые цивилизации? (В восточном)

В каких частях света возникли древние цивилизации?

Какой климат в этих областях, где возникли первые цивилизации?

Что отмечено разными цветами?

Какие цивилизации расположились в Европе?

Назовите цивилизации Древнего Востока?

Где именно расположилась каждая древняя цивилизация?

Посмотрите на иллюстрации, расположенные по краям карты.

Что это? Сравните их. Что можете сказать?

Может вы что-то читали об этих архитектурных памятниках?

Чем отличалась одна цивилизация от другой?

Проверка (коллективная) по группам:

О каких цивилизациях вы прочитали? (Древний Китай)

Рассмотрите иллюстрации, может они вам помогут.

Итак, что же такое цивилизация? Другое значение этого слова? (Страна, со своей особой культурой)

Обратимся к словарю, проверим свое предположение.

Чем богата эпоха Древнего мира?

Время существования эпохи Древнего мира?
(С третьего тысячелетия до н.э. по IV век н.э.)

Разгадайте кроссворд, впишите названия древних цивилизаций (Во время проверки – на доске цивилизации: Египет, …).

Давайте вернемся к нашему вопросу, который был поставлен в начале урока. Кто может ответить? (Они являются первыми техническими и культурными достижениями, которые вывели людей к цивилизованному обществу).

- В заключение урока я хочу прочитать слова писателя Рудольса Итса: “В наше бытие из прошлого пришли человеческий труд и талант, страсть и ум сотен поколений. Отнимите у нас содеянное предками – и сотрутся с лица земли города и заводы, и мрак опустится на землю.

Великое свойство прогрессивного человека – не забывать прошлое и быть благодарными тем, кто шел впереди!”

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Древний Египет - одно из первых государств в истории человечества, возникшее на африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале IV тысячелетия до н.э. Сущность обряда мумификации (бальзамирования). Описание крупнейших египетских пирамид.

    презентация , добавлен 27.12.2011

    Первые поселения на берегах реки Нил. Возникновение Древнего Египта - одной из древнейших цивилизаций, возникшей на северо-востоке африканского континента. Война между правителями Нижнего и Верхнего Египта, объединение государства. Рацион древних египтян.

    презентация , добавлен 18.10.2011

    Египет в эпоху раннего и древнего царства, образование развитых неолитических общин. Объединение долины Нила в единое государство. Период Среднего царства, деление Египта, набеги ливийцев и кочевников. Эпоха нового царства и возвышения фиванских царей.

    реферат , добавлен 18.01.2010

    Цивилизация как общество людей со своей культурой, законами, властью, предпосылки их появления и факторы развития. Общая характеристика и история возникновения самых известных древних цивилизаций: шумерской, египетской, греческой, индийской, китайской.

    презентация , добавлен 11.05.2015

    Персия - древнее название страны, которая с 1935 г. называется Ираном. География империи, нашествие ариев и Мидийское царство. Персидское государство ахменидов. Эллинское владычество, парфянское государство аршакидов. Экономика и религия Персии.

    презентация , добавлен 08.12.2013

    Египет – одна из древнейших цивилизаций; история развития государства и культуры. Истоки колоссальных достояний человечества: изобретение бытовых предметов, косметики, обуви; использование чернил, бумаги, летоисчисления; достижения медицины; архитектура.

    презентация , добавлен 10.02.2015

    Цивилизация как иерархически оформленный уровень развития социальных организмов, соответствующий государственным структурам. Древний Египет и шумеро-вавилонский мир. Древняя Индия и Древний Китай. Древняя Греция и Древний Рим, типы мировоззрения.

    контрольная работа , добавлен 02.06.2016

Выбор редакции
Всем огромный привет! Спешу опять порадовать вас самым популярным августовским блюдом. Угадайте с трех раз! О чем я хочу написать? Каких...

Екатерина II – великая российская императрица, царствование которой стало самым значимым периодом в русской истории. Эпоха Екатерины...

Как выяснила «Газета.Ru», эксперты, расследующие катастрофу Robinson R-66 на Телецком озере в Республике Алтай, склоняются к версии, что...

Во время германской компании на Востоке, Messershmitt BF 109 был основным самолетом истребительной авиации Люфтваффе. Несмотря на их...
Гороскоп совместимости: цветы по знакам зодиака лев - самое полное описание, только доказанные теории, основанные на астрологических...
Символ рока и судьбы, предотвратить которую невозможно. Руна Наутиз означает вынужденные обстоятельства, ограничения, несвободу выбора....
Как приготовить лаваш в кляре Сегодня мы предлагаем вам приготовить блюдо, способное стать и замечательной закуской на праздничном столе,...
Чудеса Пресвятой Богородицы в наши дни не перестают удивлять и радовать христиан, а ее помощь приходит всем христианам, которые молятся...
Варенье из крыжовника в мультиварке готовить довольно легко, оно отличается от обычного лакомства, сваренного на плите, лишь своей...