Этапы исторической эволюции органного пункта. Историческое время. Стадии развития (периодизация) исторического процесса
Д. Шостакович. 10-я симфония, ч. I
С. Прокофьев. 8-я соната, ч. I
Глубина замысла связана с тем, что тональная структура репризы есть своеобразное отражение структуры экспозиции в соответствии с основной задачей сонатной репризы - воссоединение на новом уровне того, что было расщеплено и находилось во взаимопротивоположности в экспозиции. Главная тема экспозиции в миноре, в e-moll; побочная - в однотерцовом отношении as-moll-G-dur. Однотерцовость в репризе распределена между побочной в E-dur и главной в миноре, следовательно, в f-moll (с общей терцией as = gis). A связующим моментом этого f-moll с E-dur непосредственно и выступает органный пункт на доминанте к e-moll и к E-dur - на звуке Н. К тому же тритоновое сочетание H-f есть доминанта, разрешение которой приходится на спокойно и умиротворенно звучащий E-dur побочной партии.
Особенность органного пункта с точки зрения его отношения к явлению гармонии состоит в том, что он знаменует возникновение самого феномена многоголосного склада, вертикального измерения музыки, одновременного созвучия. Основные периоды развития органного пункта в общем совпадают с наиболее крупными эпохами истории музыки.
Можно предполагать, что элементарное сопровождение мелодии выдержанным бурдонирующим тоном было известно и в Древнем мире. По-видимому, именно такой тип многоголосия был - наряду с гетерофонией - самым ранним его выражением. Однако никаких точных документальных данных об этом не сохранилось. Но очевидно, что подобные формы музыки не были фактором музыкального мышления.
Первым достоверным свидетельством существования органного пункта - и как явления, и как понятия - следует считать так называемый «парящий» или «висящий» (или «подвешенный») органум (organum suspensum) Гвидо Аретинского (ок. 1025-1026), пример 63.
63 Органум. «Sexta hora» из «Микролога» Гвидо Аретинского
(Повторяющиеся ноты на нижней строке, возможно, обозначают непрерывно тянущийся звук в исполнении на инструменте, органе.)
В органуме школы Нотр-Дам (ок. 1160) педальными тонами служили медленные, длинные ноты нижнего голоса («пункты»), исполнявшего cantus firmus. Пример - обработка хорала «Нес dies» Леонина из «Magnus Liber Organi» (см. в изд. Historia organoediae. 1. Budapest, 1976).
В эпоху ренессансной полифонии основным видом органного пункта стал выдержанный голос, образующий консонансы с другими, бегущими голосами («консонантная педаль»). Он может быть и в нижнем голосе (Кабесон, 5-й Магнификат I тона; см. в изд. Liber Organi. 3. Mainz, 1961), и в верхних (Дж. Палестрина, заключительные такты в Benedictus из мессы «О magnum mysterium»; см. в сб.: Хоровi твори. Киев, 1972; Г. Дюфаи, Sanctus из мессы «L"homme armé», перед Pieni; Я. Обрехт, Hosanna из мессы «L"homme armé», перед Benedictus). Консонантная педаль часто находится в заключительном кадансе (как и позднейший органный пункт); притом даже в таком исключительно мягком гармоническом стиле, как у Палестрины, встречается оговоренная правилами характерная синкопа на диссонансе кварты (пример 64).
В других стилях можно встретить и типичное для позднейшего органного пункта функциональное противоречие, выраженное достаточно остро (несмотря на то, что в ренессансной модальной гармонии еще нельзя говорить о контрасте тональных функций), пример 65.
Эпоха барокко (XVII - середина XVIII в.) характеризуется утверждением органного пункта в нынешнем смысле слова. За орган-
64 Дж. Палестрина. Месса «L"homme armé», Agnus Dei
65 Жоскен Депре. Шансон «La belle se siet»
66 Дж. Фрескобальди. Токката «Sopra i Pedali del Organo e senza»
ным пунктом закрепляется положение в расширении заключительного каданса (С. Шайдт, «70 симфоний», например «6-я симфония из D», «9-я симфония из D» «2-я симфония из G-бекар dur»), В XVII в. еще очень ощущается старый принцип «консонантной педали», функциональное противоречие проявляется преимущественно в диссонансе кварты к басу (развитие приема, указанного в примере 64).
Применение органного пункта как специального средства гармонии особенно ярко сказывается в органных токкатах Дж. Фрескобальди (1583-1643), изданных под характерным названием «Toccata sopra i Pedali del organo e senza» (см.: Избранные органные сочинения в двух томах. Т. 2); это допускает возможность на усмотрение исполнителя играть произведения с педалью или без педали. Следовательно, комплекс верхних голосов мыслится как совершенно самостоятельный, что говорит о степени обособленности слоев ткани.
Фрагмент одной из токкат с органными пунктами см. в примере 66.
В органных мессах Фрескобальди (т. I того же издания) обработки хорала, помещаемого поочередно в различные голоса, дают возможность долгих органных пунктов во всех голосах (органные пункты типа «консонантная педаль»), см. обработки Kyrie и Christe.
Но у Фрескобальди встречается и момент яркого функционального контраста на органном пункте (пример 67). К концу XVII в.
Наука, подобно религии и искусству, зарождается в недрах мифологического сознания и в дальнейшем процессе развития культуры отделяется от него. Примитивные культуры обходятся без науки, и только в достаточно развитой культуре она становится самостоятельной сферой культурной деятельности. При этом сама наука в ходе своей исторической эволюции претерпевает существенные изменения, изменяются и представления о ней (образ науки). Многие дисциплины, считавшиеся в прошлом науками, с современной точки зрения уже не относятся к ним (например, алхимия). Вместе с тем современная наука ассимилирует в себе элементы истинного знания, содержавшиеся в различных учениях прошлого.
В истории науки можно выделить четыре основных периода.
1) С I тыс. до н.э. до XVI века . Этот период можно назвать периодом преднауки . На протяжении него наряду с передававшимися от поколения к поколению в течение веков обыденно-практическими знаниями стали возникать первые философские представления о природе (натурфилософия), носившие характер очень общих и абстрактных умозрительных теорий. Зачатки научного знания формировались внутри натурфилософии как ее элементы. С накоплением сведений, приемов и методов, используемых для решения математических, астрономических, медицинских и других проблем, в философии образуются соответствующие разделы, которые затем постепенно обособляются в отдельные науки: математику, астрономию, медицину и т.д.
Однако возникавшие в рассматриваемый период научные дисциплины продолжали трактоваться как части философского знания. Наука развивалась в основном в рамках философии и в очень слабой связи с жизненной практикой и ремесленным искусством с ним. Это своего рода «эмбриональный» период развития науки, предшествующий ее рождению в качестве особой формы культуры.
2) XVI-XVII века - эпоха научной революции. Она начинается с исследований Коперника и Галилея и увенчивается фундаментальными физико-математическими трудами Ньютона и Лейбница.
В этот период были заложены основы современного естествознания. Отдельные, разрозненные факты, добытые ремесленниками, врачами-практиками, алхимиками, начинают систематически анализироваться и обобщаться. Образуются новые нормы построения научного знания: экспериментальная проверка теорий, математическая формулировка законов природы, критическое отношение к религиозным и натурфилософским догмам, не имеющим опытного обоснования. Наука обретает собственную методологию и все активнее начинает решать вопросы, связанные с практической деятельностью. В результате наука оформляется как особая, самостоятельная область деятельности. Появляются ученые-профессионалы, развивается система университетского образования, в которой происходит их подготовка. Возникает научное сообщество со свойственными ему специфическими формами и правилами деятельности, общения, обмена информацией.
3) XVIII-XIX вв. Науку этого периода называют классической . В этот период образуется множество отдельных научных дисциплин, в которых накапливается и систематизируется огромный фактический материал. Создаются фундаментальные теории в математике, физике, химии, геологии, биологии, психологии и других науках. Возникают и начинают играть все более заметную роль в материальном производстве технические науки. Возрастает социальная роль науки, развитие ее рассматривается мыслителями того времени как важное условие общественного прогресса.
4) С XX века – новая эпоха в развитии науки. Науку ХХ в. называют постклассической, потому что на пороге этого века она пережила революцию, в результате которой стала существенно отличаться от классической науки предшествующего периода. Революционные открытия на рубеже XIX-XX вв. потрясают основы целого ряда наук. В математике подвергаются критическому анализу теория множеств и логические основания математического мышления. В физике создаются теория относительности и квантовая механика. В биологии развивается генетика. Появляются новые фундаментальные теории в медицине, психологии и других науках о человеке. Крупнейшие изменения претерпевает весь облик научного знания, методология науки, содержание и формы научной деятельности, ее нормы и идеалы.
Вторая половина XX в. приводит науку к новым революционным преобразованиям, которые в литературе часто характеризуются как научно-техническая революция. Достижения науки в неслыханных прежде масштабах внедряются в практику; особенно большие сдвиги наука вызывает в энергетике (атомные электростанции), на транспорте (автомобилестроение, авиация), в электронике (телевидение, телефония, компьютеры). Дистанция между научными открытиями и их практическим применением сократилась до минимума. В прошлые времена на то, чтобы найти способы практического использования достижений науки, уходило 50-100 лет. Теперь же это часто делается за 2-3 года или даже еще быстрее. И государство, и частные фирмы идут на большие расходы для поддержки перспективных направлений развития науки. В результате наука бурно разрастается и превращается в одну из важнейших отраслей общественного труда.
Историческое время. Стадии развития (периодизация) исторического процесса
История - это наука о прошлом, поэтому понятие времени в ней ключевое. Любое событие, любой исторический факт имеют хронологическую привязку. Датирование событий - важнейшая исследовательская операция. У каждой научной работы по истории есть хронологические рамки.
В истории не существует абсолютной и общепринятой шкалы, все системы измерения времени относительны, условны, связаны с конкретной эпохой. Их изучением занимается особая наука, вспомогательная историческая дисциплина - историческая хронология. Она изучает различные системы летоисчисления, применявшиеся в разные исторические эпохи отдельными народами, и помогает датировать исторические источники и описываемые в них события, переводить одну шкалу измерения времени в другую.
Но понятие исторического времени шире простой хронологической шкалы. С его помощью историк организует поле своего исследования. Любое исследование основано на принципе историзма (см. параграф 3.1), то есть описывает зарождение явления, процесса или события, его развитие, кульминацию, угасание и смерть. Тем самым ученый описывает этапы и периоды развития, дает им оценки и характеристики: например, такой-то набор фактов относим к периоду кульминации, а этот - свидетельство деградации, упадка.
Первая такая схема возникла в эпоху Возрождения, когда история человечества была поделена на Античность - Средние века - Ренессанс, то есть возрождение Античности. Деление было ценностным и установочным: Античность и Ренессанс объявлялись высшими точками развития человеческого духа, истории и культуры, а период между ними - Средневековье - темной, мрачной эпохой (это слово и сейчас выступает синонимом отсталости, недоразвитости и т.д.).
Сегодня эта схема, принятая в современной историографии, развита до следующей:
- - первобытная эпоха - с зарождения человечества до возникновения древневосточных и античных государств;
- - Древний мир (Древний Восток и Античность). Применительно к Европе Античность длится до падения Западной Римской империи, то есть до 476 г.;
- - Средние века (476 г. - конец XV в.). Маркером, отделяющим Средневековье от раннего Нового времени, выступают Великие географические открытия конца XV - начала XVI в., Ренессанс и Реформация. Последние протекали в разных странах в разное время, поэтому граница между Средневековьем и ранним Новым временем несколько смазана. Но принято считать, что в Европе она проходит где-то в конце XV - начале XVI в.;
- - раннее Новое время (конец XV - XVII вв.) - от Ренессанса до создания в Европе национальных государств и зарождения европейских империй нового времени. Обычно рубежом считают период после Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.), когда была создана так называемая Вестфальская система суверенных европейских государств, в своих принципиальных чертах просуществовавшая почти два столетия;
- - Новое время (XVIII - начало XX в.), эпоха великих колониальных империй и расцвета европейских наций. Рубежом, отделяющим Новое время от Новейшего, считается Первая мировая война 1914-1918 гг.;
- - Новейшее время (XX в.) - от Первой мировой войны, которая привела к гибели четырех европейских империй (Австро-Венгерской, Германской, Османской и Российской), до наших дней. Впрочем, некоторые авторы считают, что последние 15-30 лет (время исторической активности последнего живущего поколения) надо выделять в отдельный период - современную историю (contemporary history).
Кроме того, существуют периодизации, связанные с переходом общества от одной стадии социально-экономического развития к другой. Здесь выделяют формационную теорию (первобытный строй, или первобытный коммунизм, - рабовладение - феодализм - капитализм с его высшей стадией, империализмом, - коммунизм с его первой стадией, социализмом; подробнее см. параграф 5.4) и теорию перехода общества от аграрного к индустриальному и далее к постиндустриальному (информационному ).
Проблема всех этих периодизаций в том, что они работают для отдельных регионов, стран и народов и не являются универсальными для всего человечества. Часто одновременно существующие общества находятся на разных этапах развития. Это особенно видно по современной эпохе, когда на земном шаре какие-то социумы еще аграрные, какие-то переживают индустриальный этап, а самые высокоразвитые вступили в информационную эру. Но в таком случае, когда на одной планете одновременно существуют общества, относящиеся к разным шкалам на линейке периодизации, сама идея периодизации теряет смысл.
Понятие исторического времени используется для выявления синхронизации и десинхронизации исторических процессов, их синхростадиальности по отношению друг к другу или ее отсутствия.
Принципиальные особенности исторического времени те же, что у времени как физического явления: оно непрерывно течет, и оно конечно. Все исторические образования рано или поздно уходят в прошлое. Гибнут империи, рушатся государства, исчезают народы. Этот процесс неостановим, неизбежен и необратим. Все постоянно меняется, и люди - дети своего времени.
В связи с этим возникает крайне важный для историка вопрос: не являются ли изменения, связанные со временем, с хронологическим отдалением историка от предмета его исследования, столь значительными, что мы рискуем утратить понимание прошлого и просто приписать ему современные оценки? В науке этот феномен называют презептизмом (от англ. present - "настоящее время"): когда оценка и характеристика прошлого обусловлена настоящим, современным мировоззрением ученого. С одной стороны, очевидна необъективность таких исследований, их неадекватность прошлому. С другой - непонятно, как этого избежать: ведь суть научного исторического исследования - это перевод языка источника на язык науки, классификация и анализ сведений хроник, грамот и т.д. с помощью современных методик. А они по определению несут на себе печать современного научного мира, и это непреодолимо.
Любое историческое исследование - это многослойная темпоральная структура. Первый слой - время, история которого изучается в данной работе. Второй слой - время оценки события с точки зрения его результата (непосредственные участники событий нередко не ведают, что творят революцию, развязывают мировую войну и т.д.). Третий слой - отражение случившегося в источниках (они могут отстоять от описываемых событий на много лет). Четвертый - время формирования образа события в исторической памяти народа (может не совпадать с образом в источниках и содержательно, и хронологически). Пятый, шестой, седьмой и т.д. слои - времена жизни и творчества историков (Историка-1, Историка-2, Историка-3 и т.д.), которые писали об этом событии, давали ему оценки, закрепляли его в исторической памяти народа на разных стадиях развития историографии данного вопроса. Последний слой - это время читателя исторических сочинений. Собственно, образ события в истории - это "сухой остаток", который образуется в сознании читателя и отражающий все перечисленные стадии исторического времени.
Любой из этих слоев оказывает влияние на изображение прошлого, на облик, оценку и характеристику исторического события. Это необходимо помнить при оценке достоверности научной реконструкции прошлого и адекватности мнения историка относительно свершившихся событий. "Прошлое и настоящее всегда проливают свет друг на друга", по словам французского историка Ф. Броделя.
Следующий важный для историков вопрос - о длительности исторического времени. Историки-позитивисты в основном обращают внимание на короткие временные феномены - события, явления, факты.
"Событие - это взрыв, "звонкая новость", как говорили в XVI столетии. Его угар заполняет все, но он кратковременен, и пламя его едва заметно... На первый взгляд прошлое - это масса мелких фактов, одни из которых поражают вас, другие же, напротив, постоянно повторяясь, почти не привлекают вашего внимания. Это те факты, которые исследует сегодня микросоциология и социометрия (существует также и микроистория). Но эта масса фактов не охватывает всей реальности, всех переплетений истории, через которые пробирается научное мышление. Наука об обществе испытывает ужас перед массой незначительных событий. И не без основания: кратковременность - наиболее капризная, наиболее обманчивая из всех форм деятельности. Поэтому у некоторых историков складывается настороженное отношение к традиционной истории, так называемой истории событий" .
Другие направления (цивилизационный подход, структурализм, экономическая и социальная история и т.д.) предлагают изучать "структуры большой длительности", социально-экономические и культурные процессы, растянутые во времени, влияние и историческая роль которых видны на длительных хронологических промежутках. По словам Броделя, "...кривая цен, демографическая прогрессия, снижение заработной платы, изменения банковского процента, изучение производства... точный анализ товарного обращения - все это требует значительно более длительных масштабов времени" .
Принципиально стоит вопрос о направлении движения исторического времени. Принято считать, что история развивается линейно (есть даже выражение "линейка времени"). В то же время представители цивилизационного подхода и исторического структурализма, работающие с длительными временными структурами, говорят о циклах исторического развития , о цикличном характере исторического времени, которое течет не линейно, а по синусоиде. В то же время линейное течение времени не тождественно прогрессу, время может вести и к регрессу. Для разных исторических субъектов историческое время течет с разной скоростью.
Представляется точным высказывание российского историка М. П. Лаптевой: "История далека от приписываемой ей линейности - будь то "линейный прогресс" или "линейный регресс". Ее можно понимать как волновой процесс со множеством переходов, результат которых заранее не предопределен... Историческое время характеризуется бесконечными перерывами и скачками, оно имеет разную наполненность в различные исторические периоды, обладая способностью делаться более насыщенным, более емким, более интенсивным" .
Проблема исторического времени для исследователя еще и в том, что он сам продукт и участник этого времени. Человек не может "воспарить" над временем, он всегда исходит из собственных оценок и ожиданий прошлого, настоящего и будущего.
"Описание и анализ социальных процессов зависят от положения наблюдателя во времени, от того, что именно для него является "прошлым", "настоящим" и "будущим", и, соответственно, от его представлений о каждом из этих трех компонентов временного процесса его "памяти" (знаний, информации, представлений о прошлом) и его ожиданий (прогнозов, представлений о будущем). Существенное значение имеет, наконец, степень осознания исследователем своей двойственной роли наблюдателя и действующего" .
Прошедшее время, особенно отстоящее на много веков, является для историка чем-то другим, каким-то иным миром. Это представление применительно к историческому времени раскрыли Фихте и Дильтей.
"Понятие другого означает осознание действующим субъектом другого субъекта как не-себя. Другой - это не-я. Из этого вытекают две возможности: другой может быть такой же, как я, и не такой, как я. В полной мере это применимо к историческим исследованиям, в которых понятие прошлого как Другого по отношению к настоящему может означать выявление как сходства, так и различия между прошлым и настоящим" .
В самом деле, изучение прошлого носит все черты изучения другого мира. Там есть области познанного и непознанного, известного и неизвестного, понятного и непонятного, узнаваемого и чуждого. Недаром применительно к прошлому часто используется метафора путешествия. Все историки мечтают о машине времени, которая позволит изучать прошлое путем непосредственных наблюдений, экспедиций в далекие года. Конечно, это фантастический образ, но он очень точно передает отношение историков к предмету своего изучения.
"Интересный подход был предложен известным английским специалистом в области истории политической мысли М. Оукшотом, который выдвинул идею о наличии трех прошлых. Первое - это прошлое, присутствующее в настоящем, которое он именует "практическим", "прагматическим", "дидактическим" и т.д. Это прошлое не просто присутствует в настоящем, оно является частью настоящего: дома, в которых мы живем, книги, которые мы читаем, изречения, которые мы повторяем, и т.д., т.е. все, чем мы пользуемся в настоящем, создано в прошлом. Это прошлое не отделено от настоящего, оно является его составной частью, и в этом смысле это - практическое, или утилитарное, прошлое.
Второе прошлое, по Оукшоту, - зафиксированное (recorded) прошлое. Речь идет о продуктах прошлой человеческой деятельности, отчетливо воспринимаемых как созданные в прошлом. На самом деле это могут быть те же элементы, которые составляют прагматическое прошлое: дома, книги и т.д., но отчетливо отождествляемые с прошлым. Кроме того, в это прошлое входят те предметы, которые могут вообще не использоваться в настоящем, например архивные документы.
Этапы исторической эволюции человека и общества.
Карстен Владимир Федорович. 05.01.2009, 13:03.
"" Владимир Фёдорович!
> >Что означает в буквенном сочетании "ВФКГ" буква "Г"?
> >
> ВФКГ - Всеобщая Федерация Конституционных Гуманистов, которая находится в стадии >проекта.
ВФКГ - как федерацию, Вы разумеется мыслите как естественно материалистическое развитие человека (в высшей стадии своей и общественной эволюции человек неизбежно гуманист) и общества. А какие необходимые этапы такого историко - материалистической эволюции человека и общества, Вы для себя (как теоретика и исследователя)определили?
Александр Васильевич Чижиков (член ИГ ПРКР-НК) ""
= = =
Я абсолютно уверен, что в любой деятельности СРЕДСТВА должны соответствовать функциональным возможностям и потребностям. В таких условиях, взаимодействия являются непротиворечивыми и гармоничными. Пока люди полагались на естественные регуляторные механизмы био-гео-гелио-сферы, называемой средой обитания, их заботы ограничивались стремлением к индивидуальному и групповому выживанию семьи, рода, племени. Прогресс научного познания и социальной организованности во многом лишил эффективности указанные регуляторы, на смену которым должно придти осознанное самоподчинение необходимости, продиктованной потребностью самосохранения и развития человека, как вида.
К естественным регуляторам относятся:
1) Гео-тектонические, гео-климатические, фитосферные - биосферные процессы и тенденции.
2) Локальные и индивидуальные особенности условий обитания индивидов, способствующие естественному отбору, в процессе воспроизводства численности популяции.
3) Специфические условия, порождаемые неосознаваемыми или частично осознаваемыми процессами социализации.
Другими словами: природные; катаклизмы, голод, холод, хищники, инфекции, травмы, врожденные дефекты или социальные; достижения, организационные принципы, конфликты, войны, традиции и т.д. исключали гипертрофированную монополию человека в экосистеме планеты Земля. Но достижения человечества в областях; медицины, гигиены, санитарии и в использовании механической энергии поставили "интересы" и прихоти людей над рекреационными возможностями экосферы Земли.
Из этого состояния есть только ТРИ основных возможности выхода:
1) Экстенсивное исчерпание жизненно важных, для людей, ресурсов, с последующим возвращением под "власть" естественных регуляторов.
2) Насильственное сокращение численности населения планеты и потребления ресурсов, с опасностью полного или почти полного самоуничтожения средствами ядерного, био-химического и прочего оружия.
3) Осознанный переход к принципам самоограничения, в соответствии с перспективными возможностями фито-био-эко-геосферы планеты.
Это станет возможным только в том случае, если политика "интересов" уступит место политике Научного понимания действительности, а психология лжи, страха и насилия уступит место психологии взаимозависимости, взаимодействия и осознанной ответственности.
Все это звучит несколько фантастично, поэтому вернемся к рассмотрению СРЕДСТВ, служащих восстановлению гармонии взаимодействий между людьми и экосферой планеты. Варианты переселения людей на другие планеты, в пучины океанов или в "тела" механических роботов оставим пока для профессиональных фантастов.
Для начала рассмотрим СРЕДСТВА, с помощью которых можно достигнуть ПОНИМАНИЯ неизбежности следования тенденциям единственного варианта Спасения Человечества, путем перехода к фазе осознанной эволюции.
Теория познания.
Здесь требуются разъяснения по методологии познания. Люди умеют мыслить и путем многочисленных наблюдений, сопоставлений, моделирований и других методов познания обретают ПОНИМАНИЕ СМЫСЛОВ, неотъемлемо присущих явлениям и процессам Бытия. Как два одинаковых семечка, прорастающих на противоположных сторонах Земли, воплощают собой Смыслы потенций, заключенных в них и в окружающей среде, так планетарные системы в различных галактиках проходят аналогичные этапы эволюционных преобразований. Попробуем обосновать это утверждение.
С помощью современных, точных методов спектрального анализа излучений множества звезд и галактик достоверно установлено, что наличие, распределение и концентрация химических элементов в обозримой части Вселенной аналогичны этим параметрам в нашей галактике и солнечной системе, с учетом погрешностей в измерениях, расчетах и т.д. Это означает, что обнаруживаются только потенциально и теоретически ВОЗМОЖНЫЕ сочетания ТРЕХ основных компонентов веществ - электронов, нейтронов и протонов, которые известны и сведены в периодическую систему химических элементов. Эти и прочие структуры Бытия являются проявлениями Материи, которая является воплощением Энергии и концентратом Смыслов. Отсюда можно сделать выводы:
1) Бытие Триедино, неразделимо, неуничтожимо, находится в вечном движении, взаимодействии, самообновлении всего и только ВОЗМОЖНОГО.
2) Невозможное не существует, не взаимодействует и не имеет действительного Смысла.
3) Возможное существует и взаимодействует по единым, неизменным, вечным (Смыслам) Законам и Принципам Бытия, которые и ОТКРЫВАЕТ людям, в форме теорий, моделей, концепций объективное логическое познание.
4) Возможное существует во ВРЕМЕНИ, которое выражает процесс движения от причин к последствиям.
5) Детерминированность взаимодействий выражает Логичность Смыслов Бытия, которая является основой для реализации возможностей интуитивного и логического мышления разумных существ.
6) Всему возможному есть свое время и свои пределы существования, именуемые пределами возможного, от размеров атомов, космических тел и систем, до параметров всех остальных систем и взаимодействий.
7) Аналогичные, эволюционно (векторно направленно) развивающиеся возможности воплощаются в аналогичные условия существования и взаимодействия.
8) В аналогичных условиях протекают аналогичные процессы взаимодействий - аналогичные причины ведут к аналогичным последствиям.
9) В процессе познания невозможно зафиксировать и учесть все условия - причины, поэтому в некоторых пределах, как правило: Три определяющие ПРИЧИНЫ предопределяют возникновение конкретных ПОСЛЕДСТВИЙ.
10) Как материально-вещественные = энергетические, так и Смысловые структуры Бытия находятся в иерархической взаимосвязи, поэтому причины явлений и событий становятся понятны лишь с уровня мышления в критериях более общих процессов и тенденций, а направленность процессов и тенденций становится понятной с позиций еще более высоких обобщений на уровне высших Законов и Принципов Бытия.
Поэтому, подгорание шашлыка можно объяснить с уровня понимания закономерностей термодинамических процессов, а их в свою очередь можно намного объективнее понять и систематизировать с уровня осознания наиболее общих Законов и Принципов существования и взаимодействия.
Вершиной иерархии Смыслов является Принцип Триединства Бытия. С этой "высоты" становятся ясными, объяснимыми и логически непротиворечивыми любые взаимосвязи и взаимодействия в Бытии.
Эволюция человека и общества.
Все эти утверждения требуют дальнейшего обоснования, но приняв их за исходные ориентиры попытаемся рассмотреть социальные проблемы и поставленные вопросы.
"А какие необходимые этапы такого историко - материалистической эволюции человека и общества, Вы для себя (как теоретика и исследователя)определили?"
Со времени зарождения солнечной системы происходят процессы:
1) Неорганической эволюции.
2) Органической эволюции.
3) Биологической эволюции.
4) Социальной эволюции.
5) Мировоззренческой - интеллектуально-информационной эволюции ПОНИМАНИЯ действительных Смыслов Бытия.
Некоторое совпадение очертаний континентов указывает на то, что наша планета некогда была намного меньше, но постепенно росла и продолжает увеличивать свою массу, удаляясь от Солнца и увеличивая период обращения. По пути движения солнечной системы вокруг центра галактики, она проходит сквозь зоны большей или меньшей плотности вещества в космическом пространстве. Изменение плотности в пределах единиц атомов вещества на кубический метр межзвездного пространства значительно изменяет интенсивность протекания геологических и гелио-термических процессов. При всей кажущейся непредсказуемости рисков столь длительных путешествий в межгалактических пространствах, все типы эволюции на Земле протекают последовательно и успешно: как доказывают специалисты, не менее четырех миллиардов лет. Есть вероятность безбедного продолжения космических странствий и в ближайшие миллионы или миллиарды земных лет.
В любом случае бессмысленно опасаться глобальных катастроф, вызванных внеземными причинами, поскольку возможности воздействия на них человечества отсутствуют и будут отсутствовать еще очень долго. Намного серьезнее и актуальнее риски и опасности, проистекающие из мировоззренческих противоречий, социальных конфликтов, онтологических и психологических несуразиц в науке, экономике и политике. Поэтому будет намного более эффективно отстраниться от абсолютно гипотетических страхов и обратиться к злободневным социальным проблемам. Но средства и методы решения социальных проблем становятся понятными лишь на фоне понимания общих эволюционных тенденций.
С биологической эволюцией все более или менее ясно, поскольку в условиях современной цивилизации отсутствуют объективные причины, препятствующие реализации физиологических, психо-эмоциональных и интеллектуальных возможностей отдельных личностей. Проблемы возникают из того, что на такие возможности начинают претендовать не миллионы, а миллиарды человек. Но, если всем жителям Земли обеспечить средний прожиточный уровень граждан США, то потребление всех видов ресурсов: от нефти, до пресной воды и кислорода возрастет в десятки раз и покончит с имеющимися резервами в считанные годы. Поэтому места у ресурсного "насоса" очень плотно заняты, а жизненные блага еще достаются широкому кругу "дикарей" и "социальных неудачников" только по объективным причинам отсутствия глобальной монополии на средства власти, производства и социального насилия. Если возникнет такая монополия, основывающаяся не современных принципах политического цинизма, можно не сомневаться, что 9/10-х жителей планеты (или еще больше) будут очень скоро вычеркнуты из списков, имеющих право на жизнь.
Это понятно и без дополнительных обоснований, но возникают вопросы о возможности и желательности альтернативных сценариев социальной резекции или социальной эволюции.
Итак: На уровне неорганических и органических структур, непосредственность физических и химических взаимодействий абсолютно детерминирована. Живыми могут считаться лишь такие организмы, системы и структуры, которые способны хоть в какой-то мере реагировать на взаимодействия избирательно или неоднозначно. Поэтому, в качестве определения можно принять следующую формулировку:
Основной отличительной особенностью живых структур, систем и организмов от неживых является способность использования неоднозначного выбора во взаимодействиях = использования дополнительных ВОЗМОЖНОСТЕЙ взаимодействия и развития способностей.
Атомы, при определенных условиях могут покинуть одни молекулярные структуры и образовать структуры с атомами других, строго определенных, химических элементов. Атомы в составе простейших организмов - вирусов обретают возможности репродуцирования собственных копий, путем встраивания в клеточные структуры, обретают высокую мобильность и довольно широкий диапазон возможных взаимодействий. Растения имеют намного меньше возможностей динамичных взаимодействий с окружающей средой, чем животные.
В итоге: каждый отдельный человек имеет намного меньше возможностей самореализации - реализации своих потенциальных и функциональных возможностей, чем коллектив или более многочисленное сообщество.
Но, более высокое место в иерархии универсальных систем предопределяет не только дополнительные возможности различных вариантов структуризации и разнообразия взаимодействий, но и расширение возможностей деградации - деструктуризации, патологических изменений, реакций и взаимодействий. Более определенной становится дифференциация возможностей; к продолжению функционирования и развития - к жизни и/или к смерти - к разложению. Устойчивость функционально "простых" физико-химических структур и взаимодействий, в сложных структурах, организмах и системах, сменяется принципом многофакторного динамического равновесия. Образно говоря: Молекулярная структура отличается от социальной структуры почти, как булыжник отличается от самолета или ракеты в полете.
Исходя из выше изложенного можно утверждать, что основным признаком смены эпох эволюционного социального развития личностей и обществ можно признать следующий фактор:
Гармонизация взаимодействий является расширением ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ возможностей по реализации ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ способностей, возможностей общества и личности в ее составе.
Из этого следует, что интеллектуальная эволюция разумных существ подразделяется на Три эпохи:
1) Эпоха монистического (животного) мышления категориями, непосредственно осязаемых предметов и событий.
2) Эпоха "грехопадения" - дуального, антагонистично противоречивого деления всего многообразия реальности на "добро и зло", на "черное и белое", на оберегаемое свое и вожделенное чужое, на полноправно "святые" свои и "патологически" враждебные чужие "ИНТЕРЕСЫ".
3) Эпоха Триединства Бытия - объективного познания, ответственной личности, логичного мышления и эко-социального симбиоза, которая еще впереди.
Принцип Триединства, кроме прочего, означает, что любое подразделение не является абсолютным, поскольку в ЕДИНСТВЕ всегда присутствует все. Текущая действительность лишь актуализирует приоритетность процессов, определяющих логическую преемственность и последовательность векторных эволюционных закономерностей.
Еще конкретнее и в терминологии материалистических представлений: До овладения Словом "люди" пользовались, в процессах общения и взаимодействия, знаковыми системами поз, движений, жестов, мимики, голосовых сигналов, которыми интуитивно или целенаправленно пользуются и сегодня. Почти всем было почти все понятно. Появилась речь, давшая огромные преимущества перед конкурентами в борьбе за выживание, но появилась и ложь, препятствующая взаимопониманию во взаимодействии. Слово стало "фундаментом" человеческой цивилизации, остающейся до сих пор похожей на "Вавилонскую башню".
Овладение огнем, с помощью "Прометея", заложило первый "этаж" огромных возможностей и преимуществ человека перед миром животных. Возросла выживаемость потомства, средняя продолжительность жизни людей. Возросли возможности накопления жизненного опыта и роста интеллектуального развития. Внутривидовая конкуренция начала доминировать над межвидовой конкуренцией. Основными альтернативами в тот период являлись:
1) Регулярные взаимо-уничтожения людей, чтобы объемы потребления не истощали естественные кормовые угодья.
2) Разделение племен и расселение более слабых и малочисленных родов в районы с менее благоприятными климатическими условиями.
3) Переход от охоты и собирательства к более стабильному животноводству и земледелию.
Как видим: перед далекими предками тоже стояли непростые проблемы. Они использовали все средства и возможности, но за неимением общих принципов регулирования численности населения им приходилось, в конечном итоге, интенсифицировать интеллектуальную деятельность в сфере производства материальных благ, распределения и социального взаимодействия. Как написал только сегодня:
" "Жизнь - не сахар и не мед", поэтому ничто иное как навоз является лучшей питательной средой для произрастания растений и питания жизни. В этом и поэзия и гармония жизни, которая получает питание от "трупов" и отходов жизнедеятельности предшественников. "Где воняет, там и пахнет!" Иначе не получается. "
Но это было не столь печально до тех пор, пока отходы жизнедеятельности людей не стали химически агрессивными и настолько ядовитыми, что ведут к вымиранию множества видов живых организмов. Экологический баланс все более нарушается и недалек тот "день", когда целые биологические системы начнут катастрофически разрушаться.
Все почему? Новые преимущества и возможности ведут к росту "народонаселения", потребления и к обострению борьбы за жизненно важные ресурсы. Но в русле идеологии борьбы и соперничества "материалистических интересов" конструктивных решений найдено быть не может. Тем более, что в азарте борьбы идут в ход любые методы, под лозунгом: "Цель оправдывает средства!" Так появляются бесчисленные "теории", декларирующие все, что угодно, но исходящие из единственного ИНТЕРЕСА - завоевания или сохранения власти над ресурсами. Вот например:
МЕТАФИЛОСОФИЯ Спирин Владимир Георгиевич
Internet: www.MetaFilosof.Narod.ru; www.VGS-PHILOSOPHY.Narod.ru; www.SPIRIN-PHILOSOPHY.Narod.ru
E-mail: [email protected] http://www.metafilosof.narod.ru/
"" Финитные философы подобные выводы немедленно переведут на дихотомичные рельсы первопричины - "Материя или Дух". И невдомек им, что это тоже НС, которая обладает целостностью. И это уже не дихотомия. Это уже триединство, которое имеет всеобщий характер в нашем актуальном трехмерном мире.
Триединство известный закон финитной диалектики - "Отрицание Истины порождает Ложь" требует по иному исправить: на "Отрицание Истины порождает иную Истину", "Не существует Абсолютных Истин, существуют лишь точки зрения взаимодействующих систем". ""
"Горы" наукообразных фраз перемежаются мистикой и алогизмами, которые понять невозможно. Значит непременно появится мнение о необходимости канонизации догматов "учения" и слепой веры в безгрешность их авторов.
Заключение.
Многим хочется простых решений и указаний, типа: "Весь мир насилья мы разрушим!" Разрушили! А что "построили"? Мир еще более масштабного насилия и прямого издевательства над здравомыслием!? Теперь изощряются в определениях тому, что было: от "тоталитарного гос-феодализма" до "азиатского казарменного коммунизма".
Нет-уж! Без очистки "мозгов" - представлений от многовековых наслоений социальной ЛЖИ, ничего хорошего или спасительного не получится.
100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв. в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако наука постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и в свою очередь воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней.
Действительно, предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях - Египте, Вавилоне, Индии, Китае - в том числе и в Древней Греции - в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде отдельных элементов, «зачатков» астрономии, этики, логики, математики и др. Вот почему геометрия Эвклида - это не наука в целом, а только одна из ветвей математики, которая (математика) также лишь одна из наук, но не наука как таковая.
Причина такого положения, разумеется, коренится не в том, что до Нового времени не было таких великих ученых, как Коперник, Галилей, Кеплер, Ньютон и др., а в тех реальных общественно-исторических, социокультурных факторах, которые еще не создавали объективных условий для формирования науки как особой системы знания, сво-еобразного духовного феномена и социального института - в этом «целостном триединстве».
Таким образом, в античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки, «кусочки» науки, но не сама наука (как указанное «целостное триединство»), которая возникает только в Новое время, в процессе отпочкования науки от традиционной философии. В конце XVI - начале XVII в. происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии новых, а именно капиталистических, отношений (которые шли на смену феодальным) в ряде стран Европы. С середины XVII в. буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Если в феодальном обществе формирующиеся в виде «зачатков» научные знания были «смиренной служанкой церкви» (были растворены в эфире религиозного сознания) и им не позволено было выходить за рамки, установленные верой, то нарождающемуся новому классу - буржуазии - нужна была полнокровная наука, т. е. такая система научного знания, которая - прежде всего для развития промышленности - исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы.
Тем самым, в отличие от традиционной (особенно схоластической) философии становящаяся наука Нового времени кардинально по-новому поставила вопросы о специ-фике научного знания и своеобразии его формирования, о задачах познавательной деятельности и ее методах, о месте и роли науки в жизни общества, о необходимости господ-ства человека над природой на основе знания ее законов.
В XVI-XVII вв. новый стиль мышления резко возрастает интерес не только к частнонаучным знаниям, но и к общетеоретическим, методологическим, философским проблемам. Рост интереса к этим проблемам был тесно связан не только с успехами частных (прежде всего естественных) наук, но и с их недостатками, ограниченностью. Различные отрасли науки были еще слабо развиты. Поэтому о многих сторонах природы и общества приходилось рассуждать без достаточного количества необходимого фактического материала и его обобщения, строить различные предположения, нередко умозрительные. А этого было невозможно достичь без помощи философии.
В Новое время ускоренными темпами развивается процесс размежевания между философией и частными науками. Процесс дифференциации нерасчлененного ранее знания идет по трем основным направлениям: 1. Отделение науки от философии. 2. Выделение в рамках науки как целого отдельных частных наук - механики, астрономии, физики, химии, биологии и др. 3. Вычленение в целостном философском знании таких философских дисциплин, как онтология, философия природы, философия истории,гносеология, логика и др. Поворотным пунктом в указанном процессе послужил XVIII и первая половина XIX в., когда, с одной стороны, из философии выделились все ос-новные отрасли современного научного знания, и, с другой стороны, обособление отдельных областей внутри самой философии было доведено до отрыва их друг от друга, что было присуще в особенности для воззрений Канта.
Основные этапы исторического развития науки.
Необходимые предпосылки возникновения науки:
1. правила последовательного мышления и вывода, или логика. Способности логически мыслить и правила логического мышления сформировались только к IV веку до нашей эры.
2. для того, чтобы наука стала возможной, необходимо выработать язык, пригодный для научного описания, отличающийся точностью и общезначимостью.
3. нужны методы объективного познания, устраняющие все психологические и культурные влияния, позволяющие выразить знание в объективированной форме.
4. необходимо, чтобы получаемые знания были доступны проверке, обоснованию, доказательству, были наблюдаемы всяким в любой момент, когда соблюдены определенные условия, - они должны быть предсказуемы; они обязаны раскрывать объективную необходимость.
5. необходимо, наконец, чтобы сложилось сообщество специалистов по получению нового знания, которое приняло бы на себя функцию культивировать полученные методы и навыки познания на основе глубокого освоения полученных научных знаний, равно как и сформировалась бы область их занятий.
Но это условие складывалось с трудом. Так, в античности наука имела название то философии, то математики, то логоса, а слово "софист" (мудрец) означало и философа, и ученого, и маляра, и гончара, и плотника.
I этап. Поэтому науке предшествовала пранаука - период формирования условий, при которых становится возможна наука". Пранаука занимала период дикости и варварства вплоть до IV века до нашей эры. Она имела три исторических этапа.
Первый этап пранауки. Это этап развития навыков и умений, сохраняющихся и передаваемых новым поколениям преимущественно в форме совместного участия мастера и ученика в трудовом процессе и через подражание мастеру. Слово в обучении играло очень малую (лишь вспомогательную) роль. Сфера производства не была отделена от обучения. Именно в этот период складывается знакосимволика для ведения счета и календарных расчетов.
Второй этап пранауки. Это этап формирования знаний в рамках локальных культур (ранний период строительства городов и образования государственности). На этой стадии в фискальных целях (налоги и взыскание долгов) формируется письменность. Выделяются две первые специальности, требующие школьного обучения - касты писцов и жрецов. В школах средством обучения становится текст, т. е. словесное выражение того, что должно быть усвоено дословно. Все усваиваемое является тайной, с которой знакомы только посвященные.
Третий этап пранауки связан с эпохой формирования держав (Египет, Вавилон, Ассирия, Карфаген, Мохеджо-Даро) и перехода от локальных культур к региональным.
На этом этапе получает дальнейшее развитие жреческая школа, обучение в которой занимает 18-20 лет. Формируется так называемая "жреческая наука", включающая в себя наряду с магией и мифологией элементы позитивных знаний, необходимых для поддержания престижа жреческой касты. Позитивные знания в форме рецептов тех или иных действий давались на первых трех курсах жреческих школ. В эпоху античности вавилонские и египетские школы на эти три курса принимали за деньги и посторонних, в том числе и иностранцев. Таким образом получили образование первые древнегреческие философы. Допуск профанов на первые курсы, где давались позитивные знания, и запрет на посещение ими старших курсов поддерживал легенду о необычайной мудрости жрецов.
На этом этапе помимо жреческих школ и школ писцов формируются также школы алхимиков, красителей, мореходов, медиков, архитекторов-прорабов, военных инженеров и агро-специалистов. Как и в школах писцов, полученные сведения считаются секретными ("тайнами ремесда"), которые запрещается сообщать посторонним. Для затруднения проникновения в их тайну вырабатываются особые способы кодирования текстов словами или знаками.
К концу периода пранауки достигается, таким образом, следующее:
1. Выработана письменность, разработан счет, приобретены позитивные знания (в виде связок "диагноз - рецепт") в области химии, астрономии, медицины, техники, агрономии, геометрии.
2. Выработана особая терминология и символика для разных областей познания.
3. Наряду с навыком и умением особую роль приобретает текст (знако-символическое изложение сведений).
4. Положено начало выработке методов исследования (наряду с методами применения знаний).
5. Истинность знаний принимается не на веру (как религиозные сведения и догматы), а проверяется на практике.
6. Позитивные знания отделяются от религиозного контекста и приобретают самостоятельное значение.
II этап. Начиная с IV века до нашей эры в Древней Греции начинает формироваться наука, которая проходит этапы протонауки (с IV в. до н. э. до XVI в. н. э.), преднауки (XVI - XVII века) и собственно Науки (с XVIII века).
Протонаука в свою очередь имеет три периода.
Первый из них- относится к эпохе античности (греческая античность и эллинизм). На первом этапе существует резкое разграничение протонауки на три уровня: элитарная наука, школьная и рабская, носителем которой является слой рабов - людей интеллектуального труда (инженеры, прорабы, управляющие латифундий, мастера и управляющие эргастерий, учителя и т. д.).
Именно рабская наука поддерживала достаточно высокий уровень образованности и технической оснащенности античного общества.
Более престижным был уровень науки, связанной с закрытыми специализированными школами (прототипами наших вузов и колледжей) по подготовке медиков, военных инженеров, архитекторов, агротехников, мореходов, математиков. Именно в этой области происходило формирование научной эмпирии и накопление эмпирического материала.
Наивысшей престижностью обладала элитарная наука - занятия философией, риторикой, чистой математикой, натурфилософией (т. е. общими рассуждениями о природе, об астрономии, о метеорологических явлениях и т. п.). Именно здесь возникли первые университеты, прототипами которых были "Академия" Платона, "Ликей" Аристотеля, "Музеум" неоплатоников и т. п.
Второй период истории протонауки. (Средние века: VI - XIII века). Это период формирования региональной культуры христианства.
С одной стороны, это период упадка науки (за тысячу лет не произошло ни одного заметного естественно-научного открытия). Уровень грамотности и просвещения существенно понизился. Господствовал принцип "Теология есть первая наука". В силу этого элитарная наука свелась к обслуживанию теологии (в монастырских школах уче-ники осваивали грамотность).
Но Средние века были вместе с тем и таким временем, когда подготавливалась кардинальная реформа науки, ее качественное изменение.
С уничтожением рабства так называемая рабская наука слилась со школьной. Ремесленные школы (мореходные, красильные, архитектурные и т.д.) не только сохранились, но и приумножились. Ремесленная наука, отделенная от элитарной, дала множество открытий и изобретений: конную упряжь, горнорудное оборудование, водяные и ветряные мельницы, усовершенствование старого слесарного, гончарного, кузнечного дела. Развитие торговли открывает путь Великим географическим открытиям, которые обогащают все знания Европы.
Третий этап истории протонауки (XIII - XV века). Это эпоха начала книгопечатанья, огнестрельного оружия, регулярного мореплавания, возрождения культуры.
Книгопечатание (Гуттенберг, 1450) - это граница, за которой происходит перелом в развитии науки, начинается бурный рост нового научного знания. Возникали первые университеты, но они заботились только о сохранении сугубо философско-богословских работ. Все, что открывалось вне этого, в области практики, университеты не интересовало. А между тем в ремесленно-цеховых школах были уже изобретены часы, компас, телескоп, рисовальные и измерительные приборы, производились расчеты механических процессов. Но ремесленные школы передавали только прикладные приемы, развитие наблюдательности и опытной руки. Там отсутствовал поиск чистой научной истины ради нее самой.
III этап. С XVI века начинается эпоха преднауки.
Развитие науки в эту эпоху осуществляется одновременно с процессом секуляризации, т. е. отделения церкви от государства, системы образования от церкви и освобождения науки от всякого контроля со стороны церкви. Основные характеристики всего этапа преднауки.
Во-первых, увлечение каббалой, мистикой, магией в эпоху Возрождения быстро приводит к разочарованию в этих занятиях и к отрезвлению умов. Истина факта делается важнее мнения любых авторитетов или устоявшихся традиций. Более того, формируется новый менталитет - менталитет ученого, который превращает во что-то непонятное образ мыслей предшественников. Опытом опровергают Аристотелевско-Птолемеевскую традицию: Галилей (в механике) и Кеплер (в астрономии).
Во-вторых, складывается система приборов для получения точных знаний в опытно-экспериментальной сфере, и прежде всего -- часы и линейка.
В-третьих, возрождается идея атомизма. К концу этого периода, после работ Роберта Бойля, атомизм побеждает и становится официально признанным принципом науки.
В-четвертых, происходит революция в химии, отбрасывающая алхимию, в недрах которой она появилась. Эта революция была осуществлена художниками (которые сами изобретали для себя краски) и медиками (изготовление лекарств).
В-пятых, под влиянием книгопечатания произошло быстрое распространение анатомических знаний. Благодаря рисункам и атласам в книгах или в виде таблиц они стали достоянием всей читающей публики и привели к революции в живописи, скуль-птуре, моде, интерьере жилищ, медицине.
В-шестых, развивается алгебра и механика (динамика), применяются точные методы для изучения баллистики (в связи с переходом к широкому применению огнестрельного оружия), теории машин (с развитием часового дела и водяных машин), теории рычага (с развитием парусного дела и навигации).
В-седьмых, развитие науки, происходящей вне университетов, вне элитарной науки, связано с обесцениванием элитарной науки.
IV этап. В своей совокупности достижения этого этапа подготавливают наступление собственно науки во второй половине XVII века.
Первый этап собственно науки (конец XVII - XVIII век). Для этого этапа характерно следующее: Во-первых, в конце XVII - начале XVIII века складывается понятийный и логико-математический аппарат науки. Возникают новые научные понятия, например, "закон природы", “вероятность", "сила", и получают современное определение другие (например, пространство, время, причина, условие). Происходит перевод научных положений на язык математических формул, в результате чего развиваются формы описания, объяснения и предсказания в науке.
Впервые в истории культуры складывается единая научная картина мира. Это была машинно-механистическая картина мира. Все в мире, согласно ей, происходит аналогично тому, что происходит в машине. При всем ее несовершенстве эта картина мира оказывается настолько авторитетной, что даже в проповедях говорится о Боге - часовщике и мир уподобляется созданным
Второй этап собственно науки - классический (ХШ1-XIX вв.).
Эту эпоху часто называют "эпохой открытий" по ее роли в истории науки, или эпохой Просвещения (XVIII век) и эпохой Разума (XIX век) по роли в истории культуры.
На этом этапе развития науки происходит следующее: завершается отделение науки от религии. Происходит математизация сначала механики, а затем и других разделов физики. Формируется единая система всех наук, возникает целокупность знания, основанная на идее универсальности механицизма. Мировоззрение науки становится материалистическим (с отдельными уклонами от материализма в сторону Канта или Юма). Все науки структурируются на основе принципа детерминизма. Как известно, этот принцип гласит: "всякое состояние вселенной есть следствие его предыдущего состояние и причина последующего. Под воздействием научного прогресса во всем мире происходит великий Промышленный переворот, связанный с переходом от мануфактур и мастерских к заводам и фабрикам на базе внедрения в производство паровых машин, а позднее - и электрических. Начинается бурное развитие химии и химической промышленности, совершившей переворот в агрономии и медицине (удобрения и лекарства). Впервые в науку входит представление о развитии. Складываются теории и гипотезы о происхождении солнечной системы, о происхождении и развитии геологических процессов на земле, о происхождении видов, и единстве онто-и филогенеза в биологии, о происхождении языка, государства, права и т. д. Складывается убеждение о всесилии разума и бесконечности прогресса. В силу вышеперечисленных открытий, которые произвели колоссальное впечатление на общество и преобразили стиль мышления эпохи, ведущим фактором во всей культуре становится наука, подчиняя себе все другие формы культуры. Впервые возникают такие отрасли знания, как история науки и философия науки, которые выступают еще как самостоятельные, независимые друг от друга отрасли исследования.
Третий этап развития науки - постклассический, или современный.
Этот этап наступает в последней четверти XIX-начале XX века. Он включает в себя три стадии:
а) кризис в физике (последняя четверть XIX века)
б) революция в физике (первая половина XX века)
в) распространение революции в физике на весь свод наук (вторая половина XX века).
На первой стадии третьего этапа в науках осуществляется множество фундаментальных открытий.. Были открыты полевая форма материи и электрон, рентгеновские лучи и молекулярное (броуново) движение, создана электромагнитная теория, обнаружена радиоактивность.
Эти открытия подтверждали правильность общей стратегии научных исследований: опоры на опытно-экспериментальные методы, проверки гипотез опытом и научным экспериментом.
Но в то же время эти открытия приводили к смене механической картины мира, представлявшей мир как большую машину на другую картину мира -электромагнитную, в которой ми; построен не только из вещества (т. е., из твердых, ограниченных в пространстве, инертных тел), но также из полевой материи (т. е. материи невещественной, не имеющей границ в пространстве проницаемой для тел и вместе с тем пронизывающей тела).
Вторая стадия третьего этапа, стадия революции в физике начинается в 1900 году новой волной фундаментальных открытий
В 1900 г. Планк открывает квант действия, фотон. Свет понят вид электромагнитного процесса.В 1902 г. Резерфордом раскрыта природа радиоактивности как внутриатомного движения, обнаруживается сложность атома. В 1905 г. Эйнштейн создает СТО, обнаруживая зависимость свойств пространства и времени от скорости перемещения материальных объектов. В 1914- 1915 годах Эйнштейн создает ОТО (общую теорию относительности), которая устанавливает зависимость свойств пространства и времени от размеров массы (как свойства материальных объектов). И поэтому делается неизбежный вывод о принципиальной неоднородности геометрии мира. В 1925 - 1927 годах трудами Н. Бора, В. Гейзенберга, Л. Деб-ройля, Э. Шредингера создается квантовая механика. Обнаруживается, что на разных уровнях строения материи существуют свои законы, и, таким образом, описание матери на одном уровне не позволяет свести его к описанию на другом уровне. Материя неисчерпаема в познании. Переход к новым уровням материи в познании оборачивается принципиальной ненаглядностью новых понятий: в нашем опыте отсутствуют чувственные образы, которые соответствовали бы явлениям сикромира.
Третья стадия третьего периода связана с распространением революции, начавшейся в физике, на другие науки. В послевоенный период, начиная с 1945 года бурно развивается атомная энергетика. Обнаруживается сложность любых микрообъектов. Происходит революция в химии, основанная на применении к ней квантовой механики, в астрономии (открытие мегамира, мира галактики, проникновение в космос на расстояние свыше 200 тысяч световых лет, возникновение внеземной астрономии). Происходят крупнейшие открытия в антропологии, биологии, генетике на базе квантовой механики. Возникают принципиально новые науки и области исследования - кибернетика, информатика, электроника, космонавтика, генная инженерия и др.
В итоге современная наука способствует росту научности мировоззрения.
4. характер и границы социокультурной обусловленности развития науки. Интернализм и экстернализм.
Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв. в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако наука постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и в свою очередь воздействует на ход практической деятельности, опредме-чивается, материализуется в ней.
В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали: это было по существу «триединое целое», не разделенное еще на свои части. Строго говоря, в рамках философии объединялись сведения и знания и о «первых причинах и всеобщих началах», об отдельных природных явлениях, о жизни людей и истории человечества, о самом процессе познания, формулировалась определенная совокупность логических (Аристотель) и математических (Эвклид) знаний и т. п. Все эти знания существовали в пределах единого целого (традиционно называемого философией) в виде ее отдельных аспектов, сторон. Иными словами, элементы, предпосылки, «ростки» будущей науки формировались в недрах другой духовной системы, но они еще не выделялись из них как автономное, самостоятельное целое.
До Нового времени не было реальных общественно-исторических, социокультурных факторах, которые еще не создавали объективных условий для формирования науки как особой системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института - в этом «целостном триединстве».
Таким образом, в античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки, «кусочки» науки, но не сама наука (как указанное «целостное триединство»), которая возникает только в Новое время, в процессе отпочкования науки от традиционной философии. Как писал в этой связи В. И. Вернадский, основа новой науки нашего времени - «это по существу создание XVII-XX вв., хотя отдельные попытки (имеются в виду математические и естественнонаучные знания античности. - В. К.) и довольно удачные ее построения уходят в глубь веков... Современный научный аппарат почти целиком создан в последние три столетия, но в него попали обрывки из научных аппаратов прошлого»1.
В конце XVI - начале XVII в. происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии новых, а именно капиталистических, отношений (которые шли на смену феодальным) в ряде стран Европы. С середины XVII в. буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Если в феодальном обществе формирующиеся в виде «зачатков» научные знания были «смиренной служанкой церкви» (были растворены в эфире религиозного сознания) и им не позволено было выходить за рамки, установленные верой, то нарождающемуся новому классу - буржуазии - нужна была пол-нокровная наука, т. е. такая система научного знания, которая - прежде всего для развития промышленности - исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы.
Буржуазные революции дали мощный толчок для невиданного развития промышленности и торговли, строительства, горного и военного дела, мореплавания и т. п. Развитие нового - буржуазного - общества порождает большие изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно сильно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором всех этих изменений оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII в. переживает период своего становления. Постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки. Следует в связи с этим сказать о том, что понятия «наука» и «естествознание» в этот период (и даже позднее) практически отождествлялись, так как формирование обществоз-нания (социальных, гуманитарных наук) по своим тем-пам происходило несколько медленнее.
Таким образом, для возникновения науки в XVI-XVII вв., кроме общественно-экономических (утверждение капитализма), социальных (перелом в духовной культуре, подрыв господства религии и схоластически-умозрительного способа мышления) условий, необходим был определенный уровень развития самого знания, «запас» необходимого и достаточного количества фактов, которые бы подлежали описанию, систематизации и теоретическому обобщению. Поэтому-то первыми возникают механика, астрономия и математика, где таких фактов было накоплено больше. Они-то и образуют «первоначальное целое» единой науки как таковой, «науки вообще» в отличие от философии. Отныне основной задачей познания стало не «опутывание противника аргументацией» (как у схоластов), а изучение - на основе реальных фактов - самой приро-ды, объективной действительности.
В это время резко возрастает интерес не только к частнонаучным знаниям, но и к общетеоретическим, методологическим, философским проблемам. Рост интереса к этим проблемам был тесно связан не только с успехами частных (прежде всего естественных) наук, но и с их недостатками, ограниченностью. Различные отрасли науки были еще слабо развиты. Поэтому о многих сторонах природы и общества приходилось рассуждать без достаточного количества необходимого фактического материала и его обобщения, строить различные предположения, нередко умозрительные. А этого было невозможно достичь без помощи философии.
Характерное для Нового времени интенсивное развитие производительных сил в условиях нарождающейся капиталистической формации, вызвавшее бурный расцвет науки (особенно естествознания), потребовало коренных изменений в методологии, создания принципиально новых методов научного исследования - как философских, так и частнонаучных. Прогресс опытного знания, экспериментальной науки требовал замены схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики. Но материализм того времени был в целом механистическим и метафизическим. Наиболее крупными представителями философии и науки XVI-XVII вв. были Д. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Локк, Г. Лейбниц и др., которые, как правило, были и выдающимися философами, и крупными естествоиспытателями, и математиками, соединяя эти «ипостаси» в одном лице.
В понимании генезиса, возникновения науки в истории и философии науки сложились два противоположных подхода. С точки зрения экстернализма, появление науки обусловлено целиком и полностью внешними для нее обстоятельствами - социальными, экономическими и др. Поэтому основной задачей изучения науки, по мнению сторонников этого подхода, является реконструкция социо-культурньгх условий и ориентиров научно-познавательной деятельности («социальных заказов», «социоэкономических условий», «культурно-исторических контекстов» и т. п.). Они-то и выступают в качестве главного фактора, непосредственно определяющего возникновение и развитие науки, ее структуру, особенности, направленность ее эволюции.
Интернализм, напротив, основной движущей силой развития науки считает факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем, со-отношение традиций и новаций и т. п. Поэтому главное внимание при изучении науки сторонники интернализма направляют на описание собственно познавательных процессов. Социокультурным факторам придается второстепенное значение: в зависимости от ситуации они могут лишь тормозить или ускорять внутренний ход научного познания. Однако этот «ход» есть единство внутренних и внешних своих факторов, которые на разных этапах этого процесса меняются местами и ролями.
Обусловленность процессов возникновения и развития науки потребностями общественно-исторической практики - главный источник, основная движущая сила этих процессов. Не только развитие науки соответствует уровню развития практики, но и разделение научного знания, дифференциация наук также отражает определенные этапы развития практики, разделения труда, внутренней расчлененности человеческой деятельности в целом.
- Гадание «Корона любви. Корона любви
- Значение масонских символов
- Русские крейсера, справочник, ч
- К чему снятся черные волосы — толкование сна по сонникам
- Сивец виктор николаевич и российские олигархи
- Йогуртовый торт с клубникой
- Заливное из говядины – нежная холодная закуска для будней и праздничного застолья
- Лучшие книги по инвестированию
- Девять грехов. Духовное · Сердце
- Что собой представляют семь смертных грехов
- Инструкция по применению: индивидуальный план развития сотрудника
- Запеканка из кабачков — рецепт с фото и видео
- Русские императоры после петра 1
- Поиски потерпевшего крушение на Алтае вертолета «Робинсон» возобновятся с рассветом
- Истребитель Второй мировой войны Messerschmitt Bf
- Растения подходящие знаку зодиаку лев по гороскопу
- Руна нид. Значение руны наутиз. Мантические значения обратной наутиз
- Жареный лаваш с колбасой и сыром
- Наши дни, Явления Богородицы: к чему это?
- Царское варенье из крыжовника в мультиварке Как приготовить варенье из крыжовника в мультиварке