Композиции из ельников в ландшафтном дизайне. Роль контрастов в композиции. Композиция с «острыми углами»


Представляет собой распределение на участке некоторых форм, которые сочетаются с друг другом и, тем самым, создают цельную картину. При оформлении необходимо добиться того, чтобы каждый элемент сада гармонично вписывался в общий стиль и дополнял его. Поэтому при проектировании нужно учитывать множество факторов, таких как размер объектов, их массу, форму, цвет, расположение и многие другие. Перед созданием композиционного решения желательно заранее определить следующие его параметры:

  • основное предназначение дизайна участка;
  • функция каждой детали в общем проекте;
  • возможность реализации назначенной цели.

Соотношение между формами в ландшафтном дизайне

При создании композиции ландшафтного дизайна важно принимать во внимание, что каждый природный элемент имеет определенную форму. Например, цветочные массивы, травы и кусты похожи на плоскости, а кроны деревьев схожи с овалами или пирамидами. При планировании будущего участка нужно соблюдать принципа контрастного соотношения таких элементов и уравновешивать разные по форме предметы. В частности, прямые дорожки будут хорошо смотреться в сочетании с объемными цветниками или кустарниками, а ровные берега бассейнов украсят ансамбли из камней.






Принцип контрастного соотношения также касается размера и высоты элементом. Не стоит использовать слишком большое количество предметов - их количество должно соответствовать масштабу определенного участка. В центре композиции лучше разместить какой-нибудь оригинальный элемент необычной формы, например дерево или редкий цветок.

Организация пространства

Любая ландшафтная композиция состоит из элементов следующих типов:

  • проектируемые (площадки, аллеи, дорожки)
  • объемные (растения, кусты, деревья, здания, рельеф и т.д.)
  • плоскостные элементы (ровные, газоны, лужайки, водоемы)

При создании дизайна участка необходимо учитывать зрительное восприятие человека, согласно которому расположение объектов должно осуществляться по определенным правилам. Некоторые элементы лучше располагать внизу или вверху, в зависимости от их формы. Если расположить предмет дальше от наблюдателя, то его контуры и цвет будут казаться более мягкими.

Сочетание цветов

Цвет является одним из главным инструментов, с помощью которого композиция ландшафтного дизайна становится более выразительной. Наибольшая сложность здесь заключается в необходимости учесть, что при смене сезонов и росте растений, их цвет меняется. Зимой обычные деревья теряют листву и их окраска определяется только цветом ствола и ветвей, в отличии от летнего периода. Обычно фоном пейзажа становятся газоны из травы, меняющие свою окраску с апреля по сентябрь. Помимо цвета, важной характеристикой предметов является также и их фактура, под которой понимается характер их поверхности.






Здесь мы перечислили только наиболее важные аспекты создания правильной композиции. При проектировании ландшафтного дизайна профессионалы применяют также такие понятия как ритм, симметрия и ассиметрия, сюжет, свет и тень, нюансы и многие другие. Добиться того, чтобы стиль участка обладал внутренней гармонией и при этом соответствовал внешнему виду сооружения, довольно сложно. Именно поэтому такие работы лучше всего доверить квалифицированным специалистам, которые смогут проконсультировать вас по всем вопросам и качественно воплотить в жизнь все ваши задумки.

Чтобы создать королевский сад вокруг усадьбы или скромный сельский пейзаж вокруг дачного домика, запроектировать городской парк или озеленить и создать гармоническую среду обитания в коттеджном поселке, необходимо знать и владеть законами построения объемной пластики ландшафта.

В ландшафтном дизайне существуют те же правила, что и в других видах искусства – таких, как архитектура, живопись, поэзия, музыка и сценография и режесура. Эти правила диктует нам сама природа.

Природный ландшафт включает в себя несколько взаимосвязанных природных элементов: воду, воздушные массы, растительность, геопластика земли. Современные загородные усадьбы или общественные территории являются образцом искусственного ландшафта, созданного руками человека и включает в себя искусственно – созданные озера, ручьи, холмы и искусственно-посаженые деревья, кустарники, цветы.

Таким образом, восхищаясь «натуральностью» или, наоборот, «подчеркнутой искусственностью» тех или иных культурных ландшафтов, следует обратить внимание на основные приемы их объемно-пространственной композиции и многообразие взаимодействия ландшафтных составляющих.

Одним из важнейших приемов в построении ландшафта я считаю прием сценографии и режиссуры. Так же как режиссер в своих картинах полностью воссоздает атмосферу того или иного исторического периода или заглядывает в будущее, «рисует» картины иных стран и миров. Так ландшафтный архитектор может воссоздать старинный парк, оранжерею или создать парк будущего, применяя определенные виды растений, дополняя их соответствующими малыми формами и декором.

Но начинать надо с выбор сюжета.

Выбор сюжета

Проектирование любого ландшафта должно быть подчинено четко сформулированной внутренней идее. Сейчас это актуально, как никогда для создания и озеленения таких объектов, как аквапарк, загородные рестораны и клубы, крупные фирмы, яхтклубы, коттеджные поселки, клубные дома, городские парки и скверы. Также это важно для озеленения благоустройства частных усадеб, так как современный заказчик предъявляет особые требования к качеству благоустройства, ему уже недостаточно перед домом иметь просто газон, туи и ели.

Целостность проектируемой композиции сохраняется только тогда, когда смена пейзажных картин представляет собой не просто случайный набор видов, а является сюжетной основой, предназначенной для «чтения» при движении от одной картины к другой. В наиболее знаменитых историко-культурных ландшафтах последовательность пейзажей тщательно продумывалась, увязывалась с маршрутом прогулок, внешним природным окружением. Между особенно эффектными видами вводились пейзажные паузы, чтобы дать посетителю эмоциональную передышку, а затем удивить вновь открывающимися выразительными панорамами. Этот прием логического построения смены картин позволяет избежать однообразия и создать постоянную смену впечатлений, благодаря чему возникает неослабевающий интерес к прогулке. К сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на кажущееся обилие специалистов в области ландшафтного дизайна, сейчас это искусство нюансов почти утеряно.

Организация пространства

Любой ландшафт представляет собой объемно-пространственную структуру, которая состоит из следующих взаимосвязанных элементов:

    планировочных (аллеи, тропинки, площадки и др.);

    объемных (формы рельефа, камни, древесно-кустарниковая и травянистая растительность, крупные архитектурные сооружения и малые формы);

    плоскостных (водоемы, лужайки, поляны, партеры и др.).

Композиционные сочетания этих элементов определяют пространственный характер того или иного пейзажа.

Как отмечал «отец нового садоводства» У. Кент, пространственность, а также контраст света и тени являются наиболее важными в ландшафтном проектировании.

Г. Рептон установил правила построения пространственных планов. Чтобы привлечь внимание к композиционному центру проектируемого пейзажа, необходимо создать определенную глубину перспективы. Этой цели служат следующие элементы многоплановой перспективы:

    Точка обзора и первый пространственный план. Основные элементы первого плана служат своеобразным обрамлением главной пейзажной картины. Глубиной первого плана должна быть удвоенная (или утроенная) высота самого высокого объекта. Например, дерево своеобразным обрамлением главной пейзажной картины имеет высоту 10 м, следовательно, оптимальным расстоянием для его наилучшего обзора будет 20 м.

    Промежуточный средний план. Он влияет на степень открытости или закрытости вида. Поэтому в зависимости от поставленной задачи, его могут формировать густые куртины деревьев и кустарников, поляна, склоны речной долины над водной поверхностью и др.

    Задний план и фокус композиции, на который и направляется перспектива. Фокус композиции - это самый выразительный элемент многопланового ландшафта, концентрирующий на себе внимание зрителя. В зависимости от масштабов композиции фокусом перспективы могут быть: декоративная группа деревьев, солитер, водоем, водопад, архитектурное сооружение или же ландшафтный фон - теряющаяся в дымке бескрайняя водная гладь, вершины холмов и др.

Соотношение глубины пространства между планами выражается пропорцией 1:2:4. Например, высота дерева 10 м, следовательно, глубина первого плана 20 м, среднего - 40 м, заднего - 80 м. Причем каждый из основных пространственных планов может представлять серию более мелких нюансных планов, которые различаются в процессе их более внимательного рассмотрения (Николаевская 3. А., 1989, с.58).

При создании планировочной композиции ландшафта важен учет закономерностей его зрительного восприятия. К ним относятся:

    величина угла зрения на объект или пейзаж;

    закон линейной перспективы (взаимосвязь видимой величины предмета и его удаленности);

    закон воздушной перспективы (ослабление четкости контуров и окраски предметов по мере их удаления). Знание и применение законов перспективы особенно необходимо при создании панорам с дальними видами и большими открытыми пространствами.

Пространственный ландшафтный дизайн.

В данном случае мы подразумеваем положение предметов относительно друг друга и по отношению к наблюдателю. Располагая предметы в пространстве, мы можем получить фронтальную, объемную или глубинно–пространственную композицию. Восприятие глубинно–пространственной композиции определяется посредством линейной и воздушной перспективы.

Закон линейной перспективы.

Благодаря тому, что кажущаяся величина предмета уменьшается по мере его удаления от наблюдателя - закон линейной перспективы, существует возможность зрительно видоизменять пространство ландшафта в целом и размеры его отдельных элементов. Например, открытая, ровная и постепенно поднимающаяся поверхность кажется более обширной, а понижающаяся, наоборот, меньше своего размера. Также и низкие берега водоемов, особенно если они не имеют густой растительности, способствуют визуальному расширению водного пространства.

Как правило, предметы выглядят лучше, если расположены либо на горизонтальной поверхности, либо

на поверхности с небольшим подъемом. Но некоторые объекты проектирования наиболее интересны при рассмотрении их сверху или снизу. В частности, планировочные элементы ландшафта (водоемы, лужайки и др.) наиболее благоприятное впечатление производят при рассмотрении их сверху, а некоторые объемные элементы (например, деревья с пирамидальной, плакучей или ажурной формой кроны) выглядят наиболее эффектно на фоне неба, поэтому на них лучше смотреть снизу. С учетом этого должна меняться и предполагаемая точка обзора: в первом случае - со склона холма, террасы и т.п., а во втором случае - с более низкого участка.

Кроме того, расстояние между зрителем и отдаленным предметом оптически сокращается, если скрыть лежащую между ними местность (кулисами кустарников, понижением рельефа и т.д.). Это происходит потому, что глаз наблюдателя в данном случае не имеет масштаба для сравнения, поэтому интересный пейзаж окружающей местности будет зрительно включаться в культурный ландшафт. В китайском и японском садово-парковом искусстве этот прием назывался «прием заимствованного пейзажа» (Голо-сова Е. В., 2002; Кетчел Р., 2002; Малявин В. В., 1997).

Закон воздушной перспективы

В ландшафтном проектировании имеет большое значение закон воздушной перспективы. Чем дальше от наблюдателя располагается предмет, тем больше смягчаются его окраска и очертания. Поэтому, если возникает необходимость оптически увеличить глубину пространства, задуманное можно успешно осуществить, например, с помощью соответствующего подбора растительности. В частности, использование на значительном удалении от зрителя древесно-кустарниковой растительности с мягкими очертаниями крон и с синеватым оттенком листвы или хвои значительно усилит впечатление глубины пейзажа. И наоборот, проектирование насаждений с серебристой, пестролистной и светлоокрашенной листвой на переднем плане будет оптически приближать их к наблюдателю.

Ландшафтный дизайн - выбор сочетания цветов

При выборе цветовой гаммы необходимо учитывать время года, возрастные изменения растений, колорит цветников.

Летом, весной и осенью цветовая гамма растений определяется окраской листьев, цветов, плодов, стволов и ветвей. А зимой только из окраски ствола и ветвей. Фоном для деревьев могут служить цветники, газоны, водоемы.

Цвет и свет.

Цвет в ландшафте и солнечное освещение тесно взаимосвязаны. Изменение освещения в течение дня влияет на свойства цвета, эффект сочетания отдельных тонов, а также на восприятие пространства.

В частности, красный цвет при ярком дневном освещении выступает вперед, приближается, при сумеречном - служит фоном и создает впечатление глубины. Желтый цвет приподнимает поверхность, и она кажется более обширной. Давно замечено, что белый и желтый распространяются на более темные цвета, расположенные рядом, зрительно уменьшая их размеры, а голубой - при дневном освещении удаляет предмет (поэтому его часто используют для оптического расширения небольших участков). При сумеречном цвете темно-синий, фиолетовый и черный цвета уменьшают объект. Зеленый цвет самый спокойный, однако не следует забывать, что в больших пространствах зеленого цвета человек также себя чувствует некомфортно, постоянно пытаясь отыскать взглядом какой-либо элемент другого цвета. В данном случае внесение цветового пятна, эффекта светотени может оживить однообразный зеленый тон и структуру пейзажа.

Композиция в ландшафтном дизайне

«Композиция» в переводе с латинского языка обозначает «связь, соединение». Мы же подразумеваем под композицией расположение различных форм в пространстве в сочетании друг с другом, при котором создается единое целое. Для того, чтобы выстроить композицию, необходимо учитывать геометрический вид, величину, массу, фактуру, расположение, свет, цвет и светотень объектов. Сюда также входят: единство, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы.

Важнейшими композиционными приемами ландшафтного проектирования являются ритм, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс.

Ритм. Примером ритмического повторения отдельных элементов и расстояний между ними могут служить аллейные посадки. Устойчивое впечатление ритма формируется при повторении элементов не менее 4-6 раз, но до определенного предела, поскольку может возникнуть ощущение монотонности восприятия. Чтобы избежать эмоционального утомления, в ритмические построения включают скульптуру, цветники, фонтаны, чередуют группами различные виды деревьев и кустарников (например, три пирамидальные ели и пять кустов сирени).

Контраст представляет собой сильно выраженное различие объектов по одной или нескольким

характеристикам - по форме, цвету, открытости и закрытости пространства, свету и тени и т.д. В целях усиления создаваемого впечатления может одновременно использоваться несколько контрастных признаков, но следует помнить, что при контрастном сопоставлении противоположные свойства каждого объекта выступают значительно рельефнее, поэтому контраст не должен быть слишком резким и частым.

Приведем пример контрастного сочетания двух пород деревьев по форме кроны, ее плотности и сезонной цветовой гамме листвы (хвои), а также по цвету коры стволов (табл. 1), которые могут использоваться для создания группы. Тем не менее следует помнить, что если это сочетание в ландшафте будет встречаться часто, то выразительность такой группы будет значительно снижена.

Существуют также и последовательные контрасты. Они возникают во время движения, и поэтому впечатление от ландшафта в значительной мере зависит от предшествующих впечатлений. Например, после замкнутого пространства темного ельника открытая солнечная местность покажется еше более радостной и светлой и т.д.


Нюанс.
В построении ландшафтной композиции обязательно сочетание контраста и нюанса. Нюанс представляет собой тонкий переход, едва уловимое отличие форм, красок, пространств. Нюансные соотношения предназначены для наблюдения с очень близких расстояний, поэтому они требуют очень тщательной проработки. Чаще всего в ландшафтных композициях используются цветовые нюансы, например, в древесной группе могут применяться породы, контрастные по ряду признаков (форма кроны), но с нюансными оттенками - схожесть по плотности кроны и сезонной окраске листвы (табл. 2).

Симметрия и асимметрия. Гармония и равновесие в ландшафтной композиции могут быть достигнуты в результате использования двух приемов - симметрии и асимметрии. При асимметричном композиционном решении (свойственном пейзажному направлению) формируется так называемое динамическое равновесие, когда объекты, разные по своему колориту, величине и форме (пространственной, объемной, плоскостной), размещаются таким образом, что создается впечатление гармонии.

Иными словами, динамическое равновесие асимметричной композиции при обзоре должно создавать впечатление, что сумма элементов ландшафтной картины по одну сторону направления луча зрения (водоемов, групп деревьев, солитеров, их цвета, освещенности и др.) уравновешивается соответствующей суммой контрастных элементов с другой стороны.

Для симметричной планировки характерны внесение упорядоченности, строгости; четкое осевое деление территории, где одинаковые основные элементы композиции, а также их более мелкие части и детали располагаются на равном удалении от главной осевой перспективы, что создает впечатление торжественности.

Любопытно отметить, что в эпоху расцвета стиля барокко и даже французского классицизма делались отклонения от строгости геометричной планировки для того, чтобы добиться еще большего разнообразия паркового ландшафта. Как ранее отмечалось, особенно заметно это было в России. Вопрос взаимоотношений симметрии и асимметрии в садово-парковом искусстве очень деликатен, ему свойственны тонкие, трудноуловимые грани переходов, подчиненные принципам гармонии и разнообразия.

Самым обстоятельным образом отвечает на этот вопрос ученик французского ландшафтного архитектора Ж. Б. Леблона-д"Аржанвиль, поэтому трудно удержаться от цитирования его высказывания: «...Планируя сад и распределяя его отдельные части, следует всегда заботиться о том, чтобы они были противопоставлены друг другу, как, например, лесок - партеру или булингрину, и ни в коем случае не размещать весь лес по одну сторону, а все партеры - по другую. Не следует также размещать булингрин против бассейна, так как тем самым мы помещаем одно углубление симметрично другому, чего следует избегать, а помещаем склон холма напротив свободного пространства и высокие сооружения против плоских, чтобы создавать тем разнообразие.

Разнообразия следует всегда добиваться не только в генеральном плане сада, но и в деталях, так что если две рощицы находятся со стороны партера и хотя их внешние формы и размеры одинаковы, то для разнообразия вы не должны повторять их рисунок, но каждую должны сделать так, чтобы они различались внутри, так как было бы крайне неприятно, если бы вы увидели одну рощу, а в другой ничто не пробудило бы вашего любопытства, чтобы осмотреть ее. Такой сад с повторениями будет не более чем половиной своего плана, разнообразие плана будет уменьшено вдвое, тогда как величайшая красота садов состоит в их разнообразии.

Так же точно следует разнообразить каждую часть каждого куска. Если пруд круглый, то дорожка, которая его окружает, должна быть ортогональной (восьмиугольной), и то же самое следует заметить о каждой лужайке или булингрине, которые расположены посредине рощи. Одинаковые сооружения не должны быть расположены по обеим сторонам центральной оси за исключением открытых мест, где взор может охватить их разом.

Можно сделать сравнительный анализ композиционного построения архитектуры зданий и архитектуры ландшафта. Композиция зданий – статична, элементы зданий не перемещаются в пространстве, не меняют цвет и структуру с изменением времен года в отличии от композиции ландшафтных садов и парков, где происходят эти постоянные динамические изменения. Поэтому, композиционное построение ландшафтных объектов я считаю более сложным. Доказательством и образцом сложности композиционного построения ландшафта являются японские сады, гармоничность их структур не изменяется и не теряет своих качеств во все времена года. Многим ландшафтным дизайнерам не удается создать или повторить японские шедевры, даже многим специалистам из Востока.

Ландшафтный дизайн и соотношение геометрических форм.

Природой не создано четких геометрических линий, они – изобретение человека. Каждый природныйэлемент тесно связан с какой-либо геометрической формой. Посмотрите на кроны деревьев! Все они имеют различную форму, но каждую из них можно представить в виде шара, конуса, пирамиды и т. д. Низкорослые кустарники, цветники и травы имеют плоскостную форму. Линейной формой обладают дорожки и бордюры.

Соотношение величин форм в ландшафтном дизайне

При выборе деревьев и кустарников для сада мы основываемся на контрастах: большой - маленький, высокий - низкий, конусовидный - шарообразный и т.д. Например, прямые дорожки прекрасно смотрятся в сочетании с круглыми клумбами цветников. При планировании дизайна участка не стоит использовать большое количество различных элементов, для достижения разнообразия лучше использовать закон масштабирования.

Геометрические формы интересны в проектировании дорожек, бордюров, газонов. В центре композиции необходимо расположить что-нибудь оригинальное, например, необыкновенной формы дерево, яркий цветник, устроенный в клумбе или кадке. Подстриженные деревья и кустарники будут хорошо смотреться по углам цветника квадратной и прямоугольной формы или в конце дорожек.

Использование фактуры в ландшафтном дизайне

Фактура – это характер поверхности предметов. Фактура кроны деревьев может быть грубой (дуб), средней (вяз, липа) или тонкой (береза, ива).

Приемы сценографии и режиссуры в построении ландшафта

Применяя прием сценографического построения ландшафта можно создать вокруг здания или сооружения свой особый мир. Кто-то любит классический регулярный сад, а кто-то хочет видеть вокруг себя таинственно сад, окунающий человека в романтику средневековья или иных прошлых столетий, а кто-то хочет каждый день гулять в японском саду. Ну, а если мы создадим зеленые кулисы на пути прогулочных дорожек, то приемы сценографии помогут открывать пространство сада постепенно, показывая нам все новые и новые виды и картины.

Создавая сады и парки с соблюдением всех законов ландшафтного дизайна, мы можем изменить ощущение пространства и времени.

Динамика и статика в ландшафте

Одним из особенностей в садово-парковой архитектуре является создание динамических и статических композиций. Хотя, по сути ландшафт всегда динамичен во времени. Но, создавая пейзажные панорамы, мы можем «нарисовать тихое умиротворение», или добавить динамику бурного потока, извилистого ручья или многоярусного водопада. Легко создать динамическую «картинку» на участке с рельефом или большим перепадом высот. Очень важно умело сочетать динамические и статические элементы в садах и парках.

В ландшафтном дизайне, как и в других сферах искусства, существуют определенные законы построения композиций, без соблюдения которых нельзя создать по-настоящему гармоничный образ участка. Можно выделить несколько основных принципов, которые играют первостепенную роль при устройстве ландшафтных форм.

Идея, цель, общая концепция

Композиция — это расположение в пространстве различных форм, которые, сочетаясь между собой, создают цельную завершенную картину. То есть, располагая в саду растения и предметы (камни, малые архитектурные формы и другое), необходимо добиваться такого их соотношения, чтобы ни один элемент не выбивался из общего ряда, а подчеркивал ощущение гармонии и завершенности.

Все композиции в ландшафтном дизайне нужно подчинять общей идее — только в этом случае весь проект будет выглядеть не набором блоков, а цельной картинкой. Поэтому, разрабатывая композиционное решение, четко определите:

  • его назначение и цель;
  • роль каждого отдельного элемента во всем проекте;
  • возможность достижения нужного эффекта.

Соотношение геометрических форм

При создании композициинеобходимо учитывать, что все, даже природные ее элементы имеют какую-либо геометрическую форму (линейную, плоскостную или объемную). К примеру, объемные формы крон деревьев напоминают шары, конусы или параболоиды. Дорожки, ограждения, бордюры — детали линейной формы, низкие цветочные массивы выглядят как плоскости.

При составлении композиций издеревьев и кустарников специалисты придерживаются принципа контрастного соотношения (шаровидный — пирамидальный, большой — маленький, высокий — низкий). Прямые дорожки, прямоугольные грядки и площадки уравновешивают с помощью цветущих объемных кустарников. Плоские берега бассейнов или искусственных водоемов «оживляют», высаживая в непосредственной близости от них цветы или устраивая ансамбли из камней.

Роль контрастов в композиции

С помощью контрастов подчеркивают или смягчают форму, а также цвет объектов. Так, к примеру, дерево будет казаться выше в окружении низкорослых кустарников. Для того чтобы визуально уменьшить его длину, нужно высадить рядом невысокие деревья другой породы. При создании контрастов не стоит группировать разнородные предметы, иначе вся композиция будет хаотичной. Противопоставлять нужно форму и цвет. Кроме того, переход между контрастными элементами нужно сглаживать с помощью нюансов, то есть похожих друг на друга или незначительно отличающихся по цвету, форме или объему деталей.

Симметрия и асимметрия

Расположение отдельных элементов на участках по отношению к оси композиции может быть симметричным или асимметричным. Симметричные композициипредполагают видимую четкость плана, его равновесие, ритм и целостность. Такой эффект достигается за счет равенства форм и расстояний между ними. В этом случае даже малейшая деталь может вносить диссонанс в общий ансамбль и вызывать раздражающее впечатление. При создании ассиметричных форм из группы кустарников, цветников, малых архитектурных форм располагают таким образом, чтобы они визуально ассоциировались с естественным природным ландшафтом, но при этом вызывали четкое ощущение логичности и завершенности.

Ритм

Под этим понятием подразумевается повторение одинаковых элементов через равные промежутки. К примеру, группы кустарников, аллеи, клумбы и тому подобное. Важно понимать, что эмоциональное воздействие ритма нарастает по мере увеличения повторов. Создавая ритм композиции нужно не переусердствовать, в противном случае весь ансамбль будет казаться монотонным и неинтересным. Избежать этого можно, разбавив ритмический ряд цветниками, гипсовыми фигурами, небольшими фонтанами или, к примеру, чередуя группы кустарников одной формы, но разных пород.

Компоненты и стили ландшафтного благоустройства

Безусловно, каждый из нас, став обладателем загородного участка, желает придать ему самый привлекательный облик. Процесс приведения придомовой террито

Не смотря на тот факт, что дизайнерское оформление зеленными насаждениями получило название «ландшафтная архитектура» 100 лет назад, свою историю данное искусство берет из далекого прошлого, когда около 10 тысяч лет до наших дней стали приводить в порядок долины Междуречья. Немного позже начали заниматься облагораживанием садов знатных особ, а так же создавать целые озеленительные комплексы. В XIX веке в моду стала входить городская ландшафтная архитектура. Фредериком Лоу Олмстедом были осуществлены работы по ландшафтному озеленению парков в Нью-Йорке, Бостоне, Бруклине.

Сегодня, благодаря ландшафтному дизайну, многие владельцы загородных домов смогли удачно преобразить свои земельные участки. И если ранее территории были в основном заняты огородными грядками, в настоящий момент они превратились в газоны, цветники, лужайки. Домовладение, оформленное ландшафтной композицией, смотрится намного уютнее. В современном интерьере очень часто стали использовать хвойные деревья, которые в нашей стране появились совсем недавно.

Какими правилами необходимо пользоваться при оформлении ландшафтного дизайна?

Создать ландшафтную композицию совсем не просто. На самом деле – это тоже искусство. Для гармоничного вида участка необходимо учитывать инженерный и биологический аспект. То есть все зеленые насаждения должны гармонично вписываться с постройками. Так же необходимо следовать единому стилю.

Для создания ландшафтных композиций нужно выполнять такие советы:

— подготовить местность. Здесь не обойтись без составления плана, в котором должны расположиться все постройки и насаждения: дом, беседка, баня, деревья, клумбы, кусты. Лучше будут смотреться растения, высаженные группами, нежели в одном варианте. Не следует размещать рядом те декоративные культуры, которые будут мешать друг другу расти. Так же ландшафтный дизайн не любит строгих прямых линий. Не смотря на то, что многие предпочитают порядок везде и во всем, придерживаясь симметрии, вы лишите территорию выглядеть естественным образом;

— дополнительные компоненты стоит продумать предварительно. Заранее определите размещение художественных деталей: садовых фигурок, дорожек, светильников; элементов декорации: пруда, фонтана;

— для создания ландшафтного дизайна выберите за основу определенный баланс. Если вам все же нравится симметричность, то главные элементы нужно повторять, размещая их как в зеркальном отражении. К примеру, по обеим сторонам дорожек можно поставить вазы с цветами. Если выбрали баланс асимметрии, стоит создавать единую композицию предмета.

Как осуществить красивый дизайн?


Создать удивительные ландшафтные композиции помогут схемы, которые многие любят разрабатывать самостоятельно. Хотя есть возможность посмотреть и применить готовые дизайнерские предложения.

Чтобы глядя на обустройство дачного дизайна, вы всегда чувствовали восторг, необходимо соблюсти кое-какие рекомендации:

Территория дачи должна быть единым пространством. Чтобы достичь данного эффекта, необходимо повторять основные элементы в разных садовых местах. Так же результат можно получить, используя единый цветовой фон.

Ландшафтная композиция, выполненная просто, всегда будет выглядеть естественно и гармонично. Чудесный дизайн получится, если при создании ландшафта переходить плавно от элемента к элементу.

При размещении деревьев, обращайте внимание на их будущую высоту. Начинать следует в низких видов, а затем плавно переходить в более высокорослым. Таким образом на участке будет преобладать эффект глубины. Плюс ко всему, домовладение будет визуально смотреться намного больше.

Обращайте внимание на пропорции. На маленькой территории не следует высаживать очень большие объекты, как, впрочем, и на большом пространстве неуместно будут смотреться мелкие детали.

Лиственные виды насаждений


Чтобы ландшафтные композиции были красивыми, они должны состоять из разных элементов. Море зеленых оттенков в летнее время подарят лиственные растения, которые, к тому же будут показывать движение времени, меняя цвет. Так в осеннюю пору сад преображается в золотые и алые краски. Зимой, когда наряд из листьев полностью слетит с деревьев, их стволы будут создавать контраст на снежном покрывале.

Хвойные деревья

Наделены способностью в течение всего года оставаться зелеными. Нельзя не воспользоваться этим свойством, когда есть возможность для широкого творческого простора. Такие деревья не нуждаются в особом уходе и прекрасно смотрятся как летом, так и зимой.

Вечнозеленые насаждения


Благодаря данному виду растений, дизайн можно оформить в эксклюзивном варианте. Среди данных декоративный культур большую популярность приобрели самшит и падуб, с помощью которых сооружают разные изгороди. Так же, делая стрижку этих растений, формируют топиары (скульптуры).

Композиции из лиственных и хвойных растений

Данный дизайнерский ландшафт смотрится очень эффектно. Однако при высаживании растений, следует знать, что не все насаждения уживаются между собой. Поэтому размещать их нужно учитывая биологические характеристики каждого. Например, существуют виды можжевельника, которые подвержены частому заболеванию «ржавчины». Не исключено, что данный недуг быстро перейдет на другие растения. Чтобы избежать риска заражения лиственных деревьев, рядом с ними не должны находиться подобные кустарники.

Высаживание кустовых культур.


Считается, что большую красоту создают цветущие растения. Однако с этим можно поспорить. При создании ландшафтной композиции обязательно нужно использовать деревья и кустарники, которые следует правильно разместить. Таким образом, композиция будет иметь свой законченный смысл. Очень часто кустовые насаждения располагают по периметру, тем самым отмечая границу альпинариев, рокариев. Некоторые делают ландшафтный дизайн полностью из кустарников, акцентируя участки, вокруг которых высаживают цветы и другие растения.

Ландшафтные композиции и их виды

Чтобы сделать сад ухоженным и красивым, необходимо использовать хвойные насаждения, разные виды которых наделены разными формами, что позволяет осуществить на разных площадях желаемые дизайнерские мечты. Готовые оформления в ландшафте, где задействованы хвойные и лиственные культуры всегда имеют безупречный вид.

Как составить подобный дизайн?


Такие вечнозеленые растения, как кипарисы, ели, сосны, туи, можжевельники, пихты всегда будут отлично смотреться, если их расположить в центре участка. Тогда они будут служить хвойными скульптурами. Так же их высаживают на границе территории. Хвойные насаждения прекрасно выглядят на фоне вереска, роз, лиственных растений, рододендронов. Благодаря им, в дизайне появляются яркость и контрастность. В зависимости от сезонов, они меняют свой внешний вид. Однако не стоит высаживать рядом с хвоей черемуху и березы, которые несут отрицательное воздействие именно на семейство хвойных. Многим нравятся ландшафтные композиции из хвойных насаждений, которым придают пирамидальные формы. Тот, кто владеет творческими навыками, может создать различные ярусы, спирали, геометрические фигуры, колонны, необычные аллеи.

Из деревьев, подстриженных в виде фигур, можно поделить территорию на определенные участки. Очень часто так украшают каменные горки или искусственные водоемы. Так же они хорошо дополняют альпинарий и отлично выглядят на рельефных перепадах. Стоит помнить, что ландшафтные хвойные композиции должны красиво выглядеть в не зависимости от времени года, радуя своим необычными формами и объемными структурами. Поэтому, делая композиции, при сочетании необходимо учитывать разные фактуры, формы, окраску хвои. Ландшафтный дизайн предусматривает акцентные кусты и деревья. Если отдать предпочтение зимостойким видам, можно наслаждаться из красотой круглый год.


На второй план лучше разместить декоративные культуры с раскидистой кроной. В самом конце, для завершения композиции высаживают низкие плетущиеся растения. При расположении деревьев и кустарников важно подчеркнуть границы участка. Их высаживают в тех местах, где необычная форма и общий вид украсят рельефную зону. Кроме того они нужны для того, чтобы на их фоне лучше смотрелись конструкции и сооружения.

Хорошо смотрятся кустарники и деревья, если разместить их у входа в дом. Высокие растения гармонично смотрятся рядом с подпорными стенками и садовыми лестницами. Тогда деревья и кустарники выступают в качестве дополнения к ландшафтной композиции.

Часто растительность высаживают на развилках и изгибах дорожек. Хорошим местом для нахождения деревьев может стать участок рядом с беседкой или площадкой для отдыха. В этом случае, кроме эстетической цели, деревья защищают от жары, накрывая своей тенью. Дизайнеры советуют высаживать деревья и кустарники в цветниках или возле клумб.

В заключение нужно сказать, что без ландшафтных композиций не будет хорошо выглядеть ни один приусадебный участок. Чтобы добиться красоты, необходимо применить заботу, творческие способности, различные декоративные дополнения. Сделать ландшафтный дизайн можно с помощью кустарников, лиственных и хвойных деревьев. Но чтобы получить красивый гармоничный вариант, нужно знать правильное сочетание растений.

Мы часто восхищаемся картинками красивых садов и парков. Цветы, деревья, тропинки и множество мелких деталей создают цельный и удивительно гармоничный образ сада. Композиция в ландшафтном дизайне – то, благодаря чему можно создать такой удивительный сад. Каждый, кто хоть раз сталкивался с обустройством сада, знает, что создание ландшафтной композиции – целая наука.

Композиция – это размещение в пространстве различных объектов, которые в итоге создают цельный образ. Основой любой композиции должна быть некая связующая идея, единая тема, которая будет объединять все ее элементы. Соотношение элементов должно быть таким, чтобы ни один из них не выбивался из общего ряда, находился в непрерывном взаимодействии с другими объектами.

Если вы решились создать в своем саду или во дворе ландшафтную композицию, четко определите ее целевое назначение и ответьте на ряд вопросов:

  • Какую функциональную нагрузку будет нести этот объект?
  • Каким образом эта композиция впишется в окружающее пространство?
  • В каком стиле будет композиция?

Выбор стилистики – дело вкуса. Однако большинство композиций выполняются в таких стилях:

Пейзажный стиль – один из доминирующих в ландшафтном дизайне. Предполагает нарочитую естественность ландшафта и всех его компонентов. Пример на фото.

Регулярный стиль отличается осевым выстраиванием композиции, симметричностью и упорядоченностью. Этот стиль всегда подразумевает некоторую парадность, требует большого пространства и тщательного ухода.

Остальные стили ландшафтных композиций можно назвать тематическими. Это может быть японский сад или сад в стиле кантри, любой из них имеет свои правила построения композиций.


Элементы ландшафтной композиции

Ландшафтная композиция – довольно сложный объект, который включат в себя множество компонентов. Обратим внимание на наиболее важные из них:

  • проектируемые объекты (дорожки, беседки, мостики);
  • объемные элементы (растения, кусты, деревья, здания, рельеф и т.д.);
  • плоскостные компоненты (газоны, лужайки, водоемы).

При составлении композиции учитывают следующие моменты:

Соотношение форм. Чаще всего при составлении композиции из деревьев и кустарников придерживаются принципа контрастного комбинирования объектов:

  • шаровидный - пирамидальный;
  • большой - маленький;
  • высокий - низкий.

Пример такой композиции на фото ниже. Плоскостные элементы уравновешивают объемными кустарниками и деревьями.

Соотношение цветов. Цвет – один из ключевых элементов композиции, он не только украшает, но и создает настроение.

  • Выбор цвета, пожалуй, наиболее сложная часть создания композиции. Чтобы не прогадать с выбором, можно использовать цветовые таблицы, как это делают опытные ландшафтные дизайнеры (на фото ниже).
  • Базовая таблица включает 12 цветов, но при желании вы можете создать свою индивидуальную таблицу со своими любимыми оттенками.
  • С помощью цвета можно скрыть огрехи участка, увеличить или удлинить его. Так, светлые тона визуально приближают, а темные отдаляют пространство.

Рельеф участка можно подчеркнуть, посадив на возвышенностях деревья со светлой листвой, а в низинах – с темной.


Игра контрастов. Использование контрастных приемов – главный секрет опытных ландшафтных дизайнеров. Контраст может подчеркнуть или смягчить форму, он может изменить визуальное восприятие объекта.

  • Если вы хотите, чтобы дерево казалось выше, высадите вокруг низкорослые кустарники.
  • Водоем будет казаться больше в обрамлении зеленого газона, тогда как высаженные на берегу деревья визуально уменьшат его.

Для гармонизации контрастных элементов используют так называемый нюанс.

Нюанс – это переходной или связующий элемент композиции. Нюанс играет вспомогательную роль, обычно он имеет некоторую схожесть с другими элементами, при этом отличаясь от них.

В цветочных композициях нюансом может стать цветок, имеющий переходной тон.

Помимо цвета и формы, большую роль играет фактура:

  • гадкая,
  • игольчатая,
  • пушистая и т.д.

Подбирая растения по фактуре учитывайте, какая фактура будет доминирующей, а какая дополнительной, например, как на фото.

Особую роль играет фактура дополнительных декоративных элементов:

  • уличных светильников,
  • садовых скульптур,
  • мебели.

Так, чтобы связать между собой деревянную садовую лавку и окружающие деревья или цветники, можно расположить рядом небольшой рутарий.

Правила создания ландшафтной композиции

Какую бы композицию вы не задумали, обязательно учтите правила, которыми руководствуются опытные дизайнеры.

  1. Любая композиция будет смотреться целостно, только если расстояние от места, с которого она просматривается, составит не менее двух её высот.
  2. В композиции из трех элементов должно быть не более двух цветов. Композиция из 5 элементов может иметь 3 цвета.
  3. Композицию необходимо создавать с учетом сезонности, чтобы она радовала вас круглый год, а не превратилась в гербарий после одного месяца цветения, следует компоновать растения таким образом, чтобы увядание одних цветов сразу же сменялись цветением других.

Решить эту проблему можно различными способами, самый популярный – это хвойные композиции в ландшафтном дизайне, которые радуют зеленью и зимой и летом (как на фото ниже). Интересный выход можно позаимствовать из традиционных японских садов, где каждый сезон доминирует только одно растение.

Правильно составленная ландшафтная композиция, как на фото ниже, должна включать такие элементы:

  • передний план – оформляют низкими растениями с мелкой листвой;
  • средний план – декорируют группами небольших деревьев или кустарников или одиночными деревьями с красивой формой кроны или яркой листвой (как на фото ниже);
  • дальний план – выделяют высокими деревьями;
  • обрамление – позволяет создать отдельную пейзажную картину, для этого используют контрастно высокие деревья или зеленые ограды по краям.

Видео: Ландшафтный дизайн: Композиции

Выбор редакции
Всем огромный привет! Спешу опять порадовать вас самым популярным августовским блюдом. Угадайте с трех раз! О чем я хочу написать? Каких...

Екатерина II – великая российская императрица, царствование которой стало самым значимым периодом в русской истории. Эпоха Екатерины...

Как выяснила «Газета.Ru», эксперты, расследующие катастрофу Robinson R-66 на Телецком озере в Республике Алтай, склоняются к версии, что...

Во время германской компании на Востоке, Messershmitt BF 109 был основным самолетом истребительной авиации Люфтваффе. Несмотря на их...
Гороскоп совместимости: цветы по знакам зодиака лев - самое полное описание, только доказанные теории, основанные на астрологических...
Символ рока и судьбы, предотвратить которую невозможно. Руна Наутиз означает вынужденные обстоятельства, ограничения, несвободу выбора....
Как приготовить лаваш в кляре Сегодня мы предлагаем вам приготовить блюдо, способное стать и замечательной закуской на праздничном столе,...
Чудеса Пресвятой Богородицы в наши дни не перестают удивлять и радовать христиан, а ее помощь приходит всем христианам, которые молятся...
Варенье из крыжовника в мультиварке готовить довольно легко, оно отличается от обычного лакомства, сваренного на плите, лишь своей...