Новое время. Конфессиональный признак в самоидентификации государств. Конфессия Какая социальная группа выделена по конфессиональному признаку


Как уже указывалось ранее, проникновение католицизма в национальный организм не только придает ему национальную форму, но и делит общество по конфессиональному признаку, способствует переплетению национальной и вероисповедной принадлежности, создает почву для национальной розни по религиозным мотивам и религиозной розни по национальным мотивам. Именно такое содержание заключено в понятии «поляк-католик», «литовец-католик» и т. д.

Не только разноконфессиональная и разнонациональная принадлежность составляет почву для конфликтов между людьми разной национальности и разного вероисповедания. Религиозная общность вовсе не исключает национальной розни между людьми разной национальности. При наличии межнациональных конфликтов интегрирующая роль религии (одного и того же вероисповедания) оказывается недейственной. Об этом, например, свидетельствуют отношения между верующими поляками и литовцами, где противоречия наблюдались между людьми разной национальности, но одного и того же католического вероисповедания. В данном случае понятие «поляк-католик» и «литовец-католик» вместо интегративного значения на почве католичности принимало обратное значение противопоставления католиков на национальной почве: «католик-поляк» и «католик-литовец». В связи с этим известны многочисленные факты конфликтов между литовскими и польскими католиками, конфликтов прежде всего в рамках самой культовой практики (в основном по поводу языка культовой службы). Разумеется, что в подобных конфликтах никогда не выступали католики-поляки и католики-литовцы в «чистом» виде (в смысле конфессиональной и национальной принадлежности). Эти конфликты были выражением или результатом более глубоких, исторически закрепившихся скрещиваний социально-экономических, политических и культурных интересов поляков и литовцев. В феодальных и капиталистических условиях эти интересы обеспечивались путем национального закабаления, захвата чужих земель (например, двадцатилетняя польская оккупация одной трети литовской территории со столицей Вильнюсом), насильственной ассимиляции и национальной дискриминации и иных форм подавления национальных меньшинств и их культуры. В буржуазно-националистической и клерикальной идеологии, а также нередко в национальном самосознании и в религиозном сознании на первое место в этих конфликтах выступала их конфессионально-национальная форма, а не социальное содержание.

Прогрессивные мыслители в католических странах всегда выступали против идентификации национальной и конфессиональной принадлежности. Подлинные патриоты Польши разоблачали ложность лозунга «поляк-католик». Так, П. Гулька-Ласковский писал, что лозунг ««поляк-католик» расходится с элементарной действительностью и истиной. Ни один великий поляк на протяжении польской истории не осмелился утверждать, что полонизм (polskošč) замыкается полностью в католицизме, и за его пределами нет полонизма... Лозунг, исключающий из полонизма некатоликов, является исключительно полемичным, воинственным, вызывающим, неприязненным, зачастую враждебным. Вероисповедная ненависть никогда не ожидала, что на ее вызов ответят любовью... В девизе, что поляк - это католик, никогда не было ни следа любви, даже ради полонизма и ради католицизма. Была в нем всегда та активная ненависть, которая ищет предмета ненависти и находит его любой ценой... ватиканская политика уж слишком часто жертвовала самыми жизненно важными интересами польской нации и польского государства своим специальным перспективам... вероисповедная нетолерантность обращала на Польшу большие и невозместимые несчастья и т. д.» 1 И дальше автор отвергает этот лозунг с позиций польского патриотизма и интернационализма: «В польской культуре имеется великая притягательная сила. Пусть же никто не уменьшает этой силы и не заграждает дороги к польской родине людям иностранного происхождения и некатолического вероисповедания!.. Польша является слишком великой, чтобы ее можно было закрыть в тесной вероисповедной форме, но она уж не настолько велика, чтобы пренебрегать десятками и сотнями тысяч людей иностранного происхождения, которые хотят отдать ей сердце, способности, а в случае необходимости и жизнь» 2 .

* * *

Возникает вопрос: какой своей стороной - внутренней или внешней - католицизм больше проникает в жизнь нации, закрепляется на ее организме и, таким образом, сам принимает в известной мере национальную форму? Под внутренней стороной подразумевается католическая религия как атрибут сознания и психики нации, ее обычаев и традиций, ее образа жизни. Внешняя сторона - это существование и деятельность всей церковной системы, ее воздействие на нацию. Разумеется, это трудный вопрос, тем более что нет не только достаточно данных о «внутренней» стороне существования католицизма, но и сам критерий оценки данных по этому вопросу еще недостаточно разработан. Тем не менее установлено, что в так называемых католических нациях процент исповедующих религию в несколько раз ниже процента учитываемых католиков. По данным католических исследований, в тех европейских странах, которые на 85-98% считаются католическими, лишь 15-35% крещеных являются религиозно практикующими 3 .

Что же касается внешней стороны католицизма, той структурной системы, механизма воздействия, аппарата повседневной деятельности, которыми церковь обеспечивает наличие «католических наций», то об этом можно сказать более определенно. Католицизм закрепляется в жизни нации в материальной сфере не менее прочно, чем в духовной. Он закрепляется не только в чисто религиозной сфере, но и в сфере философии, искусства, морали, политической идеологии. Вся система и одновременно механизм функционирования и воздействия католицизма на нацию состоит из следующих компонентов: 1) церковная организация и ее кадры, начиная от нунциатуры и епископата и кончая приходом; 2) институт монашества; 3) церковная собственность и доходы; 4) юридические гарантии деятельности церкви, предусмотренные законодательством государства, а также во многих случаях конкордатом с Ватиканом; 5) пропагандистский аппарат и средства - издательства и печать, радио и телевидение, кинематография и т. п.; 6) церковные школы, университеты, институты; 7) общественно-политический и идеологический лагерь католицизма (светские организации и движения): а) «Католическое действие», б) церковные рабочие организации, в) массовые религиозные организации (по возрасту, по полу, по какому-либо элементу культа и т. п.), г) католические организации среди интеллигенции (по профессии учителей, писателей, врачей, инженеров, юристов, студентов и т. д.), д) церковные организации специального назначения - благотворительные, противоалкогольные, миссионерские и т. п., е) политические партии, ж) христианские профсоюзы; 8) наличие церковных кадров в государственном аппарате, в школе и научных институтах, в учреждениях культуры.

Такой груз несет на себе «католическая» нация, на организме которой внешний ей космополитический институт церкви принимает видимость не только национальной формы, но и национального атрибута и ценности.

1. В национальном обществе католицизм, проникая в различные сферы его жизни, приобретает внешне национальную форму, в связи с чем создается видимость, что католическая религия является национальным атрибутом и национальной ценностью.

2. Национальная специфика католицизма выражается в сохранении в культе элементов дохристианских верований, в обычаях, нравах и традициях народа, в его психическом складе, в особом распространении и популярности какой-либо стороны католического культа.

3. Основными каналами церковного влияния в буржуазном обществе являются семья, школа, частично культура. Католицизм закрепляется в духовной жизни значительной части нации и посредством других форм общественного сознания - философии, морали, искусства, политической и правовой идеологии, которые церковь усиленно эксплуатирует.

4. Принятие католицизмом национальной формы способствует укреплению идеологии господствующего класса - помещиков и буржуазии. Буржуазный национализм и клерикализм на национальной почве делят общество по национальному и конфессиональному признакам, способствуют утверждению ложного тезиса об идентичности национальной и конфессиональной принадлежности и тем самым национальной и религиозной розни, противодействуют подлинному патриотизму, дружбе народов и интернационализму.

5. Существование католицизма на организме нации обеспечивается его разветвленной системой и огромным механизмом воздействия на массы, которые состоят как из собственно церковной организации и ее деятельности, так и из созданного церковью ее общественно-политического и идеологического лагеря. Этим механизмом католическая вера постоянно вносится в духовную жизнь нации и поддерживается в ней.

1 «Wybrane zagadnienia šwiatopoglądowe». Warszawa, 1967, str. 176, 177.
2 Там же, стр. 178.
3 A. Morawska. Perspektywy. Katolicyzm a wspołczesnŏšč, str. 66, 73.

В Европе и Америке сейчас нет государств, которые определяли бы себя по конфессиональному признаку (в отличие от Ирана, Мавритании и Пакистана, в официальное название которых включено слово исламский). Нет и межгосударственных объединений по религиозному признаку (за исключением Организации исламской конференции, куда входят 43 афро-азиатских государства и Организация освобождения Палестины).

Вероисповедание все более становится частным делом человека, как и конфессии - независимыми от государства объединениями верующих. Поэтому вероисповедная принадлежность перестает быть внешней, формальной приметой определенного статуса государства или лица.

В новое время процессы образования государств направляются преимущественно национальным, а не религиозным фактором. Нередко, однако, и сейчас вероисповедание может становиться основой объединения или, напротив, разъединения людей.

Например, в Боснии и Герцеговине (сербская по языку республика бывшей Югославии) мусульмане считают себя особым этносом (боснийцы-мусульмане) именно по конфессиональному признаку. Конфессиональные различия во многом определили конфронтацию 1991-95 гг. хорватов (католиков) и сербов (православных); столкновения ирландцев (католиков) и англичан (протестантов) в Ольстере; нескольких христианских (арабских) и нескольких мусульманских (также арабских ливанских и палестинских) общин в Бейруте.

Таким образом, на современной карте мира расселение людей различных вероисповеданий в целом соответствует исторически сложившейся географии религий и не совпадает с границами языков, этносов и государств.

Мечковская Н.Б. Язык и религия - М., 1998 г.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил за необходимость воспитания в обществе «просвященного» патриотизма, то есть патриотизма, основанного на христианской нравственности.

«Это патриотизм, который основывается на высокой морали, на вере, на святости жизни, это тот патриотизм, который вдохновляется самыми высочайшими ценностями, которые переданы нам, людям, самим Богом»,- цитирует «Интерфакс» заявление предстоятеля. В понедельник, 13 декабря, в Кремле ему была вручена премия Фонда Андрея Первозванного «За веру и верность».

Патриарх отметил, что буква «я» в слове «просвященный» не случайна. «Как замечательно, что и вера и верность, вера, которая и делает патриотизм просвященным патриотизмом, как замечательно, что эти слова, эти понятия соединены в ордене, который присуждает Фонд Святого Андрея Первозванного»,- добавил патриарх.

В свою очередь, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин призвал власти, этнические объединения и религиозные общины как можно скорее начать диалог. В частности, это поможет избежать новых событий, подобных тем, что произошли 11 декабря на Манежной площади в Москве. Тогда более 5 тысяч человек - футбольных болельщиков и представителей националистических объединений - собрались на площади в память о погибшем в результате массовой драки Егоре Свиридове. В результате беспорядков на Манежной площади несколько десятков человек пострадали.

«Сегодня в Москве более чем возможно массовое межнациональное столкновение, которое может кончиться большой кровью, и поскольку это столица, то об этом скоро узнают все и это создаст угрозу самому будущему России»,- цитирует РИА «Новости» слова священнослужителя.

При этом представитель РПЦ не видит особой пользы от участия в этом диалоге экспертной, чиновничьей, интеллектуальной и медийной элит, которые, по его словам, «долгое время уверяли, что межнациональные отношения в России в полном порядке».

Источник: KM.ru

Комментарий RP: Публичные выступления, конечно, не требуют от ораторов неукоснительной точности академических формулировок. Однако, регулярное упоминание разного рода выступающими лишенной корректности категории "христианская нравственность" может вводить людей в заблуждение. Несведущие могут понять это так, что "нравственность" христиан является особой, отличающейся от "нравственности" представителей других вероисповеданий или неверующих. Могут спутать это со вполне корректным понятием "христианской морали", которая в отличие от конфессионально обособленной нравственности, существует и, будучи сводом норм поведения, отличает христиан от представителей других вероисповеданий. Нравственность же, характеризуется наличием у личности совести, честности, неподкупности, состадательности, правдивости и подобного, что может быть свойственно всем людям, независимо от из национальности, вероисповедания или неверия.

Второй момент, который представляет собой более серьезную спекуляцию на доверчивости людей, являет собой использованный патриархом церковный термин "просвящ ение" - то есть, провозглашение кого-либо церковью святым, в изобретенный им форме "просвящ енный". Это понятие может быть применено к подвижнику благочестия после его канонизации, но применение его к понятию "патриотизм" откровенно абсурдно. В отличие, кстати, от понятия "просве щенный", например, в словосочетании "просвещ енный патриотизм". Однако, это кардинально меняло бы смысл высказывания руководителя религиозной организации. Термин "просвещ енный" (-свет, просвещение, эпоха Просвещения) характеризует отход от церковности, секулярность, а следовательно невозможность какого-либо вероисповедного обособления.

В1. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1) экономическая

2) социальная

В) межнациональный конфликт

Г) оказание банковских услуг

1) дифференциация

2) эволюция

3) мобильность

4) стратификация

5) революция

СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

ХАРАКТЕРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

1) политическая

2) экономическая

3) социальная

4) духовная

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Помогите пожалуйста!!!

В1. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) производство товаров и услуг

1) экономическая

Б) отношения «отцов» и «детей»

2) социальная

В) межнациональный конфликт

Г) оказание банковских услуг

Запишите в таблицу выбранные цифры.

В2. Ниже приведён перечень социальных групп. Все из них за исключением одной образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованному по другому признаку:

Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

В3. Найдите в приведённом ниже списке пути общественного развития и выпишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания:

1) дифференциация

2) эволюция

3) мобильность

4) стратификация

5) революция

В4. Запишите слово, пропущенной в приведенной ниже схеме:

В5. Установите соответствие основных сфер жизни общества и характерных для них явлений.

СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

ХАРАКТЕРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

1) политическая

А) Повышение налогов на бензин.

2) экономическая

Б) Выражение недоверия правительству.

3) социальная

В) Премьера оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».

4) духовная

Г) Повышение пенсий по старости на 200 рублей.

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Прочтите текст и выполните задания С1-С4

Под социальной группой понимают объединение людей, имеющих общие признаки, общие интересы, ценности, тради­ции. Социальные группы классифицируют по различным осно­ваниям. Приведем некоторые из них: в зависимости от наличия или отсутствия официального статуса группы делятся на фор­мальные и неформальные. В зависимости от количества членов социальные группы делятся на малые, средние и большие.

К формальным относятся группы, построенные на основе официальных нормативных документов, на положениях, инст­рукциях. Члены таких групп нацелены на выполнение каких-либо видов деятельности и имеют упорядоченную определен­ным образом структуру. К неформальным группам относят сти­хийно складывающиеся объединения людей, которые не имеют документов, регламентирующих их деятельность. В формальных группах могут складываться отношения, которые характерны для неформальных групп.

В малых группах все члены находятся в непосредственном контакте. Размеры ее колеблются от двух до нескольких десят­ков человек (хотя некоторые ученые считают, что малой груп­пой можно называть объединение не более 5-7 человек). К ос­новным характеристикам малой группы относят: прямой кон­такт между индивидами, межличностное взаимовлияние, наличие общей цели и деятельности, внутригрупповое распреде­ление функций и социальных ролей, общность интересов, соци­альных норм, традиции, определенную локализацию в про­странстве и устойчивость во времени. Главное же в малой груп­пе - это сила, с которой группа действует на своего члена.

(Адаптировано по материалам энциклопедии для школьников

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

СЗ. Что отличает формальную группу от неформальной? Ис­пользуя содержание текста, укажите два отличия.

С4. Семья В. состоит из 7 человек: родителей, троих детей, дедушки и бабушки. Они проживают вместе в собственном до­ме. Родители работают и отводят детей в школу, дедушка заби­рает детей из школы и помогает им делать уроки, бабушка ведет домашнее хозяйство.

Какие указанные в тексте признаки малой группы проявля­ются в данном примере?

Выбор редакции
Всем огромный привет! Спешу опять порадовать вас самым популярным августовским блюдом. Угадайте с трех раз! О чем я хочу написать? Каких...

Екатерина II – великая российская императрица, царствование которой стало самым значимым периодом в русской истории. Эпоха Екатерины...

Как выяснила «Газета.Ru», эксперты, расследующие катастрофу Robinson R-66 на Телецком озере в Республике Алтай, склоняются к версии, что...

Во время германской компании на Востоке, Messershmitt BF 109 был основным самолетом истребительной авиации Люфтваффе. Несмотря на их...
Гороскоп совместимости: цветы по знакам зодиака лев - самое полное описание, только доказанные теории, основанные на астрологических...
Символ рока и судьбы, предотвратить которую невозможно. Руна Наутиз означает вынужденные обстоятельства, ограничения, несвободу выбора....
Как приготовить лаваш в кляре Сегодня мы предлагаем вам приготовить блюдо, способное стать и замечательной закуской на праздничном столе,...
Чудеса Пресвятой Богородицы в наши дни не перестают удивлять и радовать христиан, а ее помощь приходит всем христианам, которые молятся...
Варенье из крыжовника в мультиварке готовить довольно легко, оно отличается от обычного лакомства, сваренного на плите, лишь своей...