Конспект развлечения по развитию речи в старшей группе «праздник родного языка. План-конспект речевого праздника на тему «Путешествие в весенний лес Речевой праздник в детском саду старшая группа


«В мире прекрасных слов»

Цель: Сформировать в сознании детей понятие «вежливость». Расширять знания дошкольников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях. Способствовать усвоению детьми социальных норм и правил. В игровой форме дать детям возможность приобрести и закрепить навыки культурного поведения.
Развивать позитивную мотивацию на общение, желание помочь окружающим. Воспитывать дружелюбие, сопереживание и толерантность.
Развивать речь детей, пополнить словарный запас словами: будьте так любезны, благодарю, разрешите. Активизировать речевые навыки. Формировать умения детей отвечать на вопрос полным предложением. Заинтересовать детей, дать возможность каждому проявить себя. Создать атмосферу радости, доброжелательности и творчества.

Оформление и оборудование: плакаты с пословицами, дерево вежливых слов, цветик семицветик с вежливыми словами, ширма с изображением леса, домик медведя, медвежьи следы, автобус (из стульев).

Ход мероприятия: После полдника привлекаю внимание детей необычным конвертом (наклеена бочка с мёдом, малина)
Прямо из леса
Вот так да!
Нам письмо пришло сюда.

Воспитатель: задаёт вопросы - От кого это письмо? А как вы догадались? (читаем)

В лес чудес вас приглашаю,
День рожденье отмечаю.
Вы ребята приходите,
Всех друзей с собой берите.
Мишка – Топтышка.

- приготовить подарок (успокоить)
- написать поздравительную открытку с добрыми словами
- внешний вид и т. д.
Если в гости звали вас,
Нужно не копаться
И в определённый час
Дружно всем собраться!
_______________________
Собрались вы все детишки?
И надели все штанишки
Чистые рубашки
Застегнули все кармашки.
Да платочек носовой
Не забыли взять с собой?
В гости к Мишеньке – медведю
Вместе с вами мы поедем.
(настраиваем детей на тишину и спускаемся в зал)
Воспитатель: Посмотрите, ребята нас здесь уже ждёт автобус № 6. Он отправляется по маршруту «Д/С «Лукоморье» - Лес чудес».
- Проходите пожалуйста в автобус аккуратно, не толкайтесь у входа, мальчики пропускайте девочек, рассаживайтесь поудобнее.
Шофёр: Здравствуйте, будьте так любезны, передавайте на билетики.

Воспитатель: Сел в автобус не зевай,
На билетик передай.
Если мал ты – денег нет
Ты шофёру шли привет!

Как в народе говорят: на добрый привет – добрый ответ. (Дети здороваются ладошкам по цепочке)
Мы спешим сказать вам – «Здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Мы спешим сказать вам – «Благости!»,
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Мы спешим сказать вам – «Радости!
Удач, успехов и везения!»,
Чтоб пожелать вам в этот день
Прекраснейшего настроения.

Шофёр: Осторожно, двери закрываются. Автобус отправляется. В добрый час!
А не зря ведь есть у нас
Пожеланье «В добрый час!»
Доброта – она от века
Украшенье человека!
(звучит песня «Мы едем, едем…», дети выполняют ритмичные движения и подпевают)

Шофёр: Остановка «Солнечный город», осторожно двери открываются.
(С шумом и криком забегает Незнайка)
Незнайка: Эй, стойте. Куда это вы без меня собрались?

Дети: Едем на день рождение к Мишке – Топтышке.

Незнайка: Здорово, классно! Там будет много мороженного, пироженного. Люблю я очень сладости и всяческие радости.
- Анну, расступись малявки, дайте сесть. (Всех толкает, усаживается на чужое место и начинает грызть семечки). Эй! Шофёр, чего не едем? Я уже готов.

Воспитатель: Ах! Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Незнаечка какой же ты не воспитанный.

Незнайка: Это еще, почему же? Чего я сделал вам не так?
Воспитатель: Ребята, давайте объясним Незнайке, что он сделал не правильно. Лера как ты думаешь? (выслушиваем ответы детей, дополняем, уточняем.) Обобщаю. Как называют таких людей? (невоспитанными, невежливыми)
Пассажиров уважать,
Никого не обижать,
Не ругаться ни когда,
Помнить о других всегда!

- А ещё ты забыл самое главное, когда зашёл в автобус и увидел нас.
Незнайка: А вспомнил! Удочку.

Воспитатель: Нет, ты забыл нам сказать волшебное слово.

Незнайка: Сим - салабим, Абракадабра.
Воспитатель: Ребята подскажите, пожалуйста, Незнайке какие вежливые слова нужно говорить при встрече? (здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.)

-Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем не знакомы.
-Здравствуйте! Что особенного мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте», больше ведь мы нечего не сказали.
От чего же на капельку солнца прибавилось в мире?
От чего же на капельку радостней сделалась жизнь?
От того, что мы «Здравствуйте» друг другу сказали.

Незнайка: Ну, здравствуйте, а точнее добрый вечер.

Шофёр: Уважаемые пассажиры осторожно двери закрываются, автобус отправляется.
Воспитатель: Вот видишь Незнаечка, стать вежливым нелегко и не сразу можно этому научиться. Но это очень важно и в дальнейшем пригодится.
Незнайка: Да это проще простого. Я уже их все-все выучил, запомнил крепко-накрепко.

Воспитатель: Давайте ребята проверим Незнайку, все ли вежливые слова он знает и употребляет в нужном месте и в нужное время. (Ситуации)

- Мама утром разбудила
Что ты должен ей сказать?
Незнайка: - Ой, давай скорее кушать, чтобы мне не опоздать (в школу).

Воспитатель: Ребята, когда вы утром просыпаетесь, что нужно говорить? (с добрым утром)

- Вот позавтракал ты вкусно
Что же маме скажешь ты? (спа…)
Незнайка: Спокойной ночи малыши!

Воспитатель: Ребята, опять нужна ваша помощь. Как нужно поблагодарить маму? (спасибо)

- Когда в школу ты уходишь
Что ты маме говоришь? (до…)
Незнайка: Дай мамуля на морожно, если нужно позвонишь.

Воспитатель: Опять ты всё перепутал. Что говорят когда прощаются? (до свидания)

-Выходил ты из подъезда
И людей всех растолкал.
Скажешь всем ты из…
Незнайка: Из-за вас я, на автобус опоздал.

Воспитатель: Да! Что-то тут опять не так? Выручайте ребята (извините)
Незнайка: Ох, как жалко, наверное, никогда я не стану вежливым.

Воспитатель: Не переживай, мы с ребятами тебе поможем разобраться в огромном мире прекрасных слов. Оставайся с нами, и скоро про тебя будут говорить – «Вон пошёл самый вежливый и воспитанный коротышка, гордость Солнечного города». Очень приятно быть вежливым, как наши дети – этим можно гордиться

Шофёр: Конечная остановка Лес Чудес.
Воспитатель: Ребята приехали ура! Вы тихонько выходите, кто живёт здесь посмотрите.
Какая чудесная природа, что же скажем мы при встрече?
Добрый вечер зимний лес,
Полный сказок и чудес.
Добрый вечер ёлочки – зелёные иголочки.
Добрый вечер облака и широкая река.
Птицы, звери добрый вечер!
Очень рады нашей встрече.
(исполняется песня «Здравствуйте»)

На ширме появляется ворона.
Ворона: Кар - кар! Здравствуйте, рада видеть таких воспитанных гостей в нашем лесу. Здравствуйте, здравствуйте!

Незнайка: Послушай ворона, где ты так красиво научилась говорить
Ворона: Я знаю много скороговорок, могу и вас научить.

- На дворе трава, на траве дрова (дети проговаривают)

Ой! Какие вы молодцы, сразу видно умеете и любите красиво говорить. Присаживайтесь, отдохните с дороги и познакомьтесь с нашими лесными жителями. До свидания ребята!

(за ширмой кто-то чихает) появляется зайчик.
Заяц: Апчхи! Извините, пожалуйста, я слегка простудился.

Незнайка: Эй! Ты чего тут расчихался?
Воспитатель: Будь здоров и не чихай, нос платочком прикрывай.

Когда рядом с тобою кто-то чихает
Будьте здоровы, ему пожелают.
И будет счастлив человек,
Здоровым станет на сто лет!

Заяц: Спасибо вам мои друзья, теперь здоровым буду я. К доктору идти боюсь, лучше с вами остаюсь.
Воспитатель: Ребята давайте поможем зайчику побороть свой страх и расскажем ему весёлое стихотворение – чистоговорку.
Чи-чи-чи! чи-чи-чи!
Ты чихаешь всё апчхи!
Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!
Заболел, иди к врачу!
Чо-чо-чо! Чо-чо-чо!
Может быть, болит плечо?
Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!
Не хочу идти к врачу.

Ча-ча-ча! Ча-ча-ча!
Буду плакать у врача.
Чи-чи-чи! чи-чи-чи!
Помогают нам врачи!
Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!
Решено, иду к врачу!
(Заяц прощается)
Появляется белочка и поёт песню.
Белка: Шишечка моя упала, на вас нечаянно попала.
Извините, извините, будьте так любезны, шишечку вы мне поднимите.

Незнайка: Вот раззява ай-ай-ай! В меня ты шишки не кидай.
Воспитатель: Возьмите, пожалуйста (белка благодарит)

Белка: Ой! Как я рада, что в лес пожаловали гости. Только вот один очень не воспитанный.
Незнайка: (огорчённо) Это опять, наверное, я!? Что же мне делать?
Белка: Не расстраивайся, мы с ребятами тебе поможем. Соберем для тебя цветок вежливых слов. На волшебных лепестках загадки их нужно отгадать.
Поиграем в игру «Доскажи словечко».
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ….спасибо!
2. Если бранят вас за дело, за шалости. Вы отвечаете…..простите, пожалуйста!
3. Если прервать разговор вы хотите, нужно сначала сказать….извините!
4. Пусть даже настроение ужасное, сказать при встрече не забудьте ….здравствуйте!
5. В любой стране при расставании, кто вежлив, скажет….до свидания!
6. Зазеленеет старый пень, когда услышит…добрый день!
7. Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться….доброе утро!
8. Всем вам с большой любовью, желаю крепкого…здоровья!
9. Вам спасибо говорю, от души….благодарю!

Незнайка: Ах! Какой красивый цветочек получился. Теперь я, стану самым вежливым коротышкой в нашем городе. Пойду и других научу говорить красивые слова! Спасибо вам огромное! До новых встреч друзья!
Белка: Хорошо я повеселилась и доброе дело сделала, а теперь мне пора своих бельчат кормить.
Воспитатель: Белочка подожди минуточку, будь так любезна, покажи нам дорогу к мишке-топтышке.
Белка: А вот посмотрите, там вдалеке видны его следы, идите по ним и попадёте в берлогу. Всего вам доброго! До свидания! Счастливого пути!
(благодарим, прощаемся)
Дети идут по следам и говорят речёвку:
В гости к мишеньке идём
И подарочки несём:
Банку мёда и конфет
И цветов большой букет.
Сладких яблок, апельсинов-
Ведь у мишки именины!

Воспитатель: Вот мы и добрались, давайте тихонечко позовем мишутку.
- Мишка-мишенька вставай и гостей скорей встречай!
(из-за ширмы выходит медведь)
Медведь: здравствуйте мои друзья! Очень рад всех видеть я!

Дети: Мы тебя все поздравляем!
В день рожденье пожелаем:
Чтобы всё было как в сказке,
В добром здравии и ласке.

Воспитатель:
Здравствуй мишенька дружок,
Становись скорей в кружок.
Вы ребята не зевайте
Каравай все запевайте.
(говорим пожелания и дарим подарок)
Вот подарок небольшой,
Сделать нам по силам.
То, что сделано с душой,
Будет тебе милым!

Медведь: Очень сладости люблю, вам спасибо говорю. А от пожеланий ваших всё вокруг лишь стало краше!
- На день рождении принято играть и веселиться. Я приготовил для вас игру с весёлыми загадками. Если моя загадка учит добру и вежливости, нужно хором отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет – промолчать.
Воспитатель: Ребята будьте очень внимательны, слушайте, не отвлекайтесь. Нужные слова вовремя произносите, а на загадку вредную – молчите!

1. Кто, из вас проснувшись бодро, «С добрым утром!» скажет твёрдо?»
2. Кто из вас скажите братцы, забывает улыбаться?
3. У кого из вас ребятки руки грязные и пятки?
4. Кто из вас в трамвае тесном, уступает старшим место?
5. Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «спасибо»?
6. Кто в группу по утрам спешит и «Здравствуй» нам не говорит?
7. Кто быть вежливым мечтает, малышей не обижает?

Медведь: Какие вы воспитанные и вежливые с вами очень приятно общаться.

Воспитатель: Да мишутка недаром в народе говорят: «Ласковое слово – лучше мягкого пирога»
Медведь: Вот ребятки я для вас угощение припас (выносит пирог). Угощайтесь на здоровье.

Воспитатель: Спасибо мишенька дружок только слышим мы гудок!
Посидели, поиграли,
А потом прощаться стали:
- Вам спасибо за приём!
До свиданья! Мы пойдём!
Нам пора уж собираться, в путь дорогу отправляться. Наступил уже и вечер. Будь здоров! До скорой встречи!

Проходим к автобусу.
Шофёр:
В лесу чудес вы побывали,
Много нового узнали?
И наверно стали вы очень даже вежливы!?
Расскажите мне друзья про волшебные слова.
Дети читают стихи:
1.-Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
-Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.
И наверно не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
2.-Добрый день!- тебе сказали.
-Добрый день! -ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
3.За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказать и сколько раз…
4.Это доброе слово «пожалуйста»
Повторяем мы поминутно,
Потому что нам без «пожалуйста»
Очень было бы не уютно.
5.Если друга вдруг обидел
И в чём-то виноват.
Вы скажите «извините»
Он, конечно, будет рад.
6.Когда ляжем мы в кроватку,
Чтобы спали сладко, сладко.
Что же могут нам сказать?
«Доброй ночи» пожелать.
7.Нам желают доброго пути-
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Только к доброму чему-нибудь.

Эти слова всем известны давно.
Они просты и не новы,
Но мы опять повторим всё равно:
-Добрые люди, будьте здоровы!

Шофёр: Едем! А с хорошей, доброй песней путь намного интересней! (песня любая)
Воспитатель: А вот и наша остановка «Д/С «Лукоморье». Мыс вами вернулись из увлекательного путешествия. Чему оно нас научило? Каким мы должны все быть? (воспитанными, вежливыми, добрыми, хорошими; знать красивые, волшебные слова….)
Хочется нам попрощаться,
Пожелав при этом всем,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли.
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.

Шофёр: Расстаёмся мы сейчас.
Добрый путь вам! В добрый час!

Воспитатель: В заключении отметим: Будьте вежливыми дети!
(прощаемся, выходим из зала)

Программное содержание:

Закрепить умение детей различать понятия «звуки», «слоги», «слово», «предложение».

Составлять предложения по схеме и наоборот, изображать предложение схематично.

Закрепить умение детей самостоятельно определять гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Пользуясь схемами составлять небольшие рассказы о временах года, месяцах, погоде, животных, растениях.

Закрепить знания дошкольников о профессиях взрослых (писатель, синоптик, биолог, математик, художник).

Выразительно декламировать стихи, пословицы, поговорки.

Закрепить знания детей о счете, составление и решение задач в пределах десяти.

Умение называть геометрические фигуры, ориентироваться на листе бумаги.

Формировать умение детей работать подгруппами, цепочкой.

Воспитывать взаимопомощь, вежливость, ответственность.

Ход занятия в старшей группе детского сада

(Дети под словесное сопровождение заходят в зал).

Когда в садик я иду

Утром по дорожке

Здравствуй всем я говорю

Даже соседской кошке

Здравствуй небо голубое

Здравствуй солнце золотое

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И все дружно улыбнемся

Дети все мы умные

Умеем петь и рисовать

И обо всем рассказывать.

Воспитатель. — А это мы сейчас проверим! (Показывает напечатанные буквы «К», «О», «В»)

Что это? (Буквы)

Что я говорю: «А», «М», «О», «С» (Звуки)

Какие бывают звуки? (Гласные, согласные)

Дидактическая игра «Отметить звук символом»

Воспитатель. Прочитайте?

ДА-ДЕ-ДУ-ДИ- это слоги!

Из слогов состоят? (Слова)

Со слов, состоит? (Предложение)

Из предложений что состоит? (Стих, загадка, сказка, рассказ)

Воспитатель. Прошу вас закрыть глаза и послушать, что я прочитаю.

«Посмотрите в окно. Вся стекло разрисованное белыми узорами — это мороз его так разрисовал. Холодно на улице. Все вокруг покрыто снегом — и земля, и крыши домов, даже на деревьях — снег. Озера и реки покрыты льдом, заметены снегом поля и леса. Ночи стоят длинные, а дни короткие … »

О каком времени года этот рассказ? (Зима) Какие слова автора вам стали подсказкой? (Дети рассказывают предложения из рассказа)

Воспитатель. Давайте вместе с вами составим свой небольшой рассказ о зиме. Я начну, а вы продолжайте.

Упражнение «Составляем рассказ о зиме»

Наступила. (холодная зима)

Выпал. (белый, пушистый снег)

Снег покрыл. (землю, деревья, дома)

Все деревья.(стоят голые)

Только. (елки, сосны стоят зеленые)

Перелетные птицы. (полетели в теплые края)

Остались зимующие птицы. (воробьи, синицы, голуби)

Люди. (беспокоятся о них)

Они мастерят. (кормушки) (Насыпают в них зерно, крошки хлеба)

Зима. (любимое время года)

Воспитатель. Мне нравится зима! А вам нравится это время года?

Воспитатель. Кому нравится зима? Прошу вас, займите свое место под зонтиком синего цвета, весна — зеленого, лето — красного, осень — оранжевого.

Воспитатель. Сегодня мы с вами станем учеными. А исследовать будем четыре времени года. Работать сегодня у нас будут четыре исследовательских центра «ЗИМА», «ВЕСНА», «ЛЕТО», «ОСЕНЬ ».

В каждом центре работают: синоптик, писатели, художники, биологи, математики (дети).

Прошу выбрать себе желаемую профессию. Будем начинать.

Воспитатель. Приглашаю наших писателей описать время года над которыми они работают. (мнемотаблицы времена года)

Загадки для детей на тему Времена года

Писатель от центра «ЗИМА»

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, -

Значит, к нам пришла… (зима)

Писатель от центра «ВЕСНА»

Где весна приходит

Значит, к нам пришла…(весна)

Писатель от центра «ЛЕТО»

Солнце печёт, липа цветёт.

Рожь поспевает, когда это бывает? (лето).

Писатель от центра «ОСЕНЬ»

Юбочка ярко красочная

И оранжевые ленты

И темно-красное ожерелье

И желтые как воск сапожки

Это ….. по саду гуляет

В золотое пальто сад одевает (Осень)

Воспитатель. Каждое время года имеет свои месяцы. Кто их знает тот и называет!

Дети находят карточки обозначающие месяца и называют их

Воспитатель. Наши месяцы перепутались, нужно им найти свое место.

Дидактическая игра «Времена годы»

Воспитатель. Приглашаю синоптиков рассказать о погоде, ожидающей нас в разные времена года.

Приглашаю синоптиков рассказать о погоде

Синоптик от центра «ЗИМА» — Послушайте, пожалуйста, прогноз погоды.

Сегодня ожидается холодная погода. Вечером на небе появятся облака, возможны осадки в виде снега.

Синоптик от центра «ВЕСНА» — В начале весны мороз трещит, а днем вода бежит. В этом году прохладный будет март и апрель. Синоптик от центра «ЛЕТО» — Летом солнце поднимается высоко над землей. Погода летом ожидается с различными перепадами температуры от 20 до 30 градусов. В июне пройдут дожди с грозами.

Синоптик от центра «ОСЕНЬ» — Осенью солнце опустится низко над Землей и плохо будет греть. На небе часто будут появляться облака и будет идти дождь.

Дыхательное упражнение «Сильный ветер дует»

Пальчиковая разминка «Соберем листочки».

Будем листочки собирать

листочек каштана

(Дети одевают маски на пальчики, начиная с мизинца)

Акации, кленовый, березовый, тополиный

Листочки мы возьмем

В букетик их соберем.

Воспитатель. Назовите, с какого дерева листочек, начиная с большого пальца

(Дети снимают листочки и называют)

Воспитатель. Наши исследователи исследовали бобы. Давайте их послушаем.

(Эксперимент с бобами)

Исследователь от центра «ЗИМА»

Зимой жил в сумке на стене

На самом дне

Исследователь от центра «ВЕСНА»

Весной из чашки воду пил,

Белый побег он пустил,

В рыхлую землю упал —

Стебелек зеленым стал.

Исследователь от центра «ЛЕТО»

Летом пустил обильные цветки,

Связал тугие стручки.

Исследователь от центра «ОСЕНЬ»

Недаром его посадил —

Сто бобов он мне родил

Воспитатель. Я знаю, что наши биологи, исследовали жизнь животных. Что нового вы узнали о диких животных?

Упражнение для пальчиков «Дикие животные»

Все дикие животных

Водятся в лесу

Там можно увидеть: (По очереди встречаются пальчики левой и правой руки) Зайца, лису, волка, медведя и дикого кабана

Все звери скрылись, вот чудеса!

Воспитатель. А белочка осталась, вот она. Составьте рассказ о ней.

Дети составляют рассказ «цепочкой», передавая друг другу игрушку.

Дети. Это белочка. Она живет в лесу. Белочка маленькая, быстрая она быстро прыгает с ветки на ветку. У нее пышный, красивый, серый мех. В белочки есть туловище, голова, 4 лапы и пушистый хвост. Ушки у белочки с кисточками. Глаза черненькие крохотные. Ест белочка орешки, шишки и грибы.

Воспитатель. Давайте мы белочке подарим грибы, которые мы с вами собрали осенью. Расскажите белочке о грибах в вашей корзине.

Физминутка «Собираем грибы»

По грибы мы в лес ходили

Их в корзину положили

Полную корзину с верхом

Мы накрыли лопухом

Есть в нем сыроежка,

И опенок тонконожка,

И толстый Боровичок,

И загорелый Моховичек.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю каждой группе выложить коллаж на определенное время года. Внимание! Художник подписал где, что находиться. Поэтому нужно сначала прочитать, найти и приклеить изображения.

(Дети составляют коллажи)

Воспитатель. Понравилось вам наше путешествие? Что запомнилось? Спасибо малыши за ваши интересные изобретения о временах года.

Задачи:

Обобщить и систематизировать программный материал;

Формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.

Закреплять лексико-грамматический строй речи: (образование уменьшительно-ласкательных суффиксов у имен существительных, образование относительных прилагательных;

Развивать речевую активность, интонационную выразительность и дикцию речи;

Развивать вербально-логическое мышление, слуховую память, внимание.

Создать эмоциональное приподнятое настроение, ощущения радости от праздника.

Предварительная работа: заучивание стихов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий речевого праздника в старшей группе. – «Приключения в стране Говорушек».

Задачи:

Обобщить и систематизировать программный материал;

Формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.

Закреплять лексико-грамматический строй речи: (образование уменьшительно-ласкательных суффиксов у имен существительных, образование относительных прилагательных;

Развивать речевую активность, интонационную выразительность и дикцию речи;

Развивать вербально-логическое мышление, слуховую память, внимание.

Создать эмоциональное приподнятое настроение, ощущения радости от праздника.

Предварительная работа: заучивание стихов.

Ход праздника .

1. Слайд. Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня вы увидите и услышите, как наши ребята научились выразительно и красиво произносить слова и звуки, подружились с буквами. Наш праздник мы проведём в форме соревнования двух команд. Итак, давайте поприветствуем наших команд. (Под музыкальное сопровождение входят дети и рассаживаются на свои места). Команда «Любознайки» и «Всезнайки».

Соревнование «судит» жюри в составе: (представление членов жюри).

Ну, а сейчас послушайте весёлые частушки, которые, мы надеемся, поднимут вам настроение.

(дети поют частушки)

Не понять никак нам Дашу,

Ведь во рту у Даши каша.

Но не гречка и не плов -

Эта каша-то из слов!

Любит буква «Р» тигрёнка -

С детства он её рычит.

Любит букву «Р» рыбёшка -

Лучше всех её. молчит.

Букву «Р» наш поросёнок

Громко хрюкает с пелёнок.

Буду крепко с ним дружить -

«Р» поможет мне учить.

Должен каждый офицер

Говорить отлично «Р» !

Ведь иначе он солдат

Не построит в ровный ряд.

(Команды : «Смирно!» , «Равняйся!» ,

Депутату иль певцу

Быть картавым не к лицу.

Не давай хлеб пародистам,

Говорить учись ты чисто.

Мы расселись по порядку,

Дружно делаем зарядку,

Не ногами, не руками,

А своими. язычками.

На занятье к логопеду

Аж вприпрыжку я бегу :

Ведь учительнице строгой

Показать язык смогу!

(Дети рассаживаются на стульчиках.)

Логопед : А для чего нужно выразительно и чётко говорить?

(Ответы детей : чтобы общаться друг с другом, понимать друг друга)

Какое правило мы стараемся соблюдать и в детском саду, и дома?

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

потому что не спешим

Наши приключения начинаются!

2. Слайд (Играет музыка Красной шапочки.) Первый наш гость вы, наверное, догадались, - это Красная шапочка. Она принесла нам первое задание. В этом письме столько вопросов, давайте ответим на них. Вы же столько многому научились и знаете.

Победит та команда, которая быстро, чётко ответит на все вопросы.

Вопросы 1-й команде:

1. Назовите детеныша лошади? (жеребенок)

2. Сколько звуков в слове пух? (3 звука)

3. Есть твердые звуки, а наоборот? (мягкие)

4. Чего больше - птиц или крыльев?

5. Назовите 5 домашних птиц? (утка, гусь, курица, петух, индюк)

6. Исправьте предложение. Бабушка младше мамы.

7. Назовите кто лишний и почему? (сова, голубь, медведь, синица)

8. Сколько слогов в слове бель-ча-та?

9. Варенье из клюквы? (клюквенное)

10. Назовите второй звук в слове паук? (а)

Вопросы 2-й команде:

1. Назовите детеныша свиньи? (поросенок)

2. Сколько звуков в слове конь? (3 звука)

3. Есть глухие звуки, а наоборот? (звонкие)

4. Чего больше в лесу - деревьев или листьев?

5. Назовите 5 зимующих птиц? (синица, голубь, воробей, ворона, снегирь).

6. Исправьте предложение: папа старше дедушки.

7. Назовите кто лишний и почему? (стол, диван, автобус, кровать)

8. Сколько слогов в слове кош-ка?

9. Варенье из черники? (черничное)

10. Назовите второй звук в слове ночь? (о)

1. Орган, без которого невозможно говорить? (язык)

2. Уберите слог из середины слова ФАНЕРА. Какое слово получилось? (фара)

3. Поменяйте местами слоги в слове сосна. Какое слово получилось? (насос)

6. У Лены Петровой в Москве есть собака Шарик. Сколько слов мы напишем с большой буквы? (5слов)

7. Чем отличаются буквы от звуков.

(Члены жюри собирают у детей фишки для подведения итога.)

3. Слайд. Игра «Назови ласково» (под музыкальное сопровождение)

Логопед. Ребята, к нам на праздник прикатился колобок. Когда играет музыка, передаем «колобка» по кругу друг другу. Как только музыка остановится, у кого в руках окажется колобок, тот называет слово «ласково».

Шкаф-шкафчик зима-зимушка юбка-

Стол- столик кресло-креслице гнездо-

Стул- стульчик лужа-лужица кольцо-

Заводим мотор у самолета (р-р-р…) и полетели на свои места…

(дети произносят звук р-р-р… , отведя руки в стороны, «приземляются» на свои стульчики-«аэродромы»)

4.Слайд (Играет музыка Буратино.) Третий наш гость - это Буратино. Он приготовил для вас «Волшебный мешочек», а в нём разноцветные буквы. Нужно каждому ребёнку с закрытыми глазами угадать, какую букву он достал из волшебного мешочка.

(дети по очереди достают объемные буквы и рассказывают стихи о них)

5. Физминутка от Буратино.

6.(Играет музыка из мультика «Незнайка на луне» .) Третий наш гость - это Незнайка.

Здравствуй Незнайка! (Звучит аудиозапись голоса) Незнайка: «Я теперь буду Знайка, я не хочу быть Незнайкой. Я научился правильно выговаривать слова, так правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Я теперь говорю не сыски, а шишки.

Какой ты молодец! И ребята умеют првавильно и чётко произносить слова и выговаривать скороговорки. Послушай!

От топота копыт пыль по полю летит.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку

Усядемся на пригорке, скажем скороговорки. Скороговорка с первого пригорка.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.

Врач вручил ворчуну валерьянку

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

Сшила Шура шикарную шубу.

Вез корабль карамель

Наскочил корабль на мель

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Наш Полкан попал в капкан.

Съел Валерик вареник, а Ванюшка ватрушку.

Ехал Грека через реку

Видит Грека - в реке рак

Сунул Грека руку в реку

Рак за руку Греку цап

У четырех черепашек четыре черепашонка.

На дворе трава, на траве дрова

Не руби дрова на траве двора.

Хитрую сороку поймать морока,

А сорок сорок – сорок морок.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

На горе Арарат растет крупный виноград.

Итог праздника. Наш праздник подошел к концу. Ребята, какие сказочные персонажи приходили к нам в гости? Пока жюри подводит итоги, давайте еще раз напомним себе и гостям, как мы будем говорить.

Так пускай же ваша речь всегда будет яркой, выразительной, грамотной и, конечно, красивой.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №22 «Ивушка» р.п.Приютово муниципального района Белебеевский район республики Башкортостан

КОНСПЕКТ

речевого развлечения с детьми с ОНР- III ур.

подготовительной логопедической группы

«В стране Правильной речи»

Подготовила: учитель-логопед

С.С. Тимиргалеева

Цель:
Закрепление и применение полученных знаний, умений и навыков.

Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- систематизировать знания детей по изученным темам.
Коррекционно-развивающие:
- закрепить знания детей о единицах речи: предложение, слово, слог, звук, буква,

гласный звук, согласный звук;
- закрепить навыки правильного звукопроизношения;

Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа;
- совершенствовать навыки словоизменения и словообразования;
- упражнять в работе с деформированным предложением;
- развивать внимание, память, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:

Создавать у детей положительный эмоциональный настрой;
- воспитывать в детях самостоятельность, активность, уверенность в своих силах.

Оборудование:
Картинки сказочных персонажей; пособия к речевым игам «Собери картинки», «Волшебные таблицы», «Рассыпанные слова», «Вазы и цветы», «Звуковые ручейки»; два подноса, муляжи овощей и фруктов.

Алгоритм проведения:

1. Организационный момент :

Логопед: -Ребята, а вы знаете, что такое речь? Речь – это способность говорить.
-А из чего состоит наша речь?

Дети: (ответы детей).
Логопед: -Разговариваем мы друг с другом при помощи предложений.
-А как получаются предложения?
Дети : Из звуков образуются слоги; слоги собираются в слова, а из слов получаются предложения.
Логопед: - Сегодня я вас приглашаю в страну правильной речи. Много лет я живу в этой стране. И с каждым днем жителей в ней становится все больше и больше, поскольку все хотят говорить правильно и красиво. Эта страна волшебная, но в ней есть города с самыми обычными названиями.

2. Сюрпризный момент (под музыку вбегает Буратино) .

Буратино:
- Здравствуйте, ребята! Я слышал, вы в путешествие собираетесь. Я тоже очень люблю путешествовать. Люблю разные приключения. Я однажды убежал от папы Карло и попал в страну Дураков. Вот было жутко интер-р-ресно!
Логопед:

- Подожди, Буратино, но мы сегодня с ребятами собрались в путешествие не в страну Дураков, а в страну Правильной речи.
Буратино:
- Да, да, я кое-что слышал о такой стране. Но я мало о ней знаю…
Логопед:

- Не переживай, Буратино! Хочешь, мы тебя возьмём с собой, и ты много узнаешь о родной речи?
Буратино :
- Конечно, хочу!
Логопед:

- Отлично! В путешествии вас ждут непростые задания, интересные встречи и, конечно же, задорные игры.
- Итак, ребята, вы готовы отправиться в путешествие?

Дети: (Да)
Логопед: Проверим вашу готовность!

3. Дидактическая игра «Разминка для ума»:

Логопед:

Отгадайте слово. Оно начинается со звука [с] или [сь].
- Высокое, стройное хвойное дерево? (сосна)
- Самая болтливая птица? (сорока)
- Ночная птица? (сова)
- Число, следующее за числом шесть? (семь)
- Очень полезная птица с жёлтой грудкой? (сорока)
- Цвет моря? (синий)
- Усатая рыба? (сом)
- Что видим, когда спим? (сон)
- Насекомое, напоминающее вертолёт? (стрекоза)
Логопед: Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на все вопросы. Можно отправляться в путешествие. Дети занимают свои места на стульчиках.

1 остановка – Звукоград.

4. В гостях у Звукознайки

Логопед:

Ребята, Звукознайка очень любит играть со звуками и приготовил для вас игру.

Дидактическая игра «Собери картинки в свои коробочки».

Логопед:

Ребята, нам нужно распределить предметы, которые начинаются с гласного звука – в красную коробочку, а с согласного звука – в синюю.
Дети: (распределяют картинки)

Логопед: Молодцы, ребята! Следующая остановка …

2 остановка - Буквоград.

5. В гостях у Буквоешки (выставляется картинка сказочного персонажа).

Логопед:

Буквоешка хочет проверить, как вы знаете буквы. Он придумал для вас необычные загадки.

Дидактическая игра «Отгадай слово»
- Посмотрите внимательно на картинку. Что несет в корзинке ежик? А что несёт в мешке медведь?

Логопед:

На самом деле вы не сможете точно ответить на этот вопрос. Поскольку корзинка ежика закрыта платочком, а мешок медведя завязан.
- Сейчас я раскрою вам эти секреты! В этом мне помогут волшебные таблицы.

Логопед:

- Если ты узнать захочешь
Что в корзинке, что в мешке?
Зачеркни скорее буквы
Те, что встретишь ты по две.
А оставшиеся буквы
В слово ты скорей сложи
И тогда узнать ты сможешь
То, что спрятано внутри.

Дети: (читают «яблоки» и «грибы»).

Логопед:
Молодцы!

3 остановка - Поселок Слоговой.

6. В гостях у Мальвины (выставляется картинка сказочного персонажа).

Логопед:
- Посмотрите, нас встречает Мальвина. В своей школе она всех учит читать слова.

Но, налетел ветер-озорник и переставил все слоги в словах. Давайте соберем

рассыпанные слова.
Дидактическая игра «Рассыпанные слова».

Логопед:

- Эти слоги - вот беда!
Разлетелись кто куда
«мо-ны-ли» и «на-ны-ба»
Что за чудо здесь слова?
Место слога отыщите,
Слоги в слово соберите.
- Чтобы задание было легче выполнять, на доске есть картинки-подсказки.

Прочитайте слоги и назовите фрукты.

Дети: (выполняют задание).
Логопед: Продолжим прогулку.

4 остановка.

7. В гостях у Красной шапочки.

Логопед:
- Посмотрите, Красная Шапочка приготовила для вас подарок. Целую корзинку

цветов.
Игра «Вазы и цветы»:
Логопед:

Посмотрите-ка: цветы – небывалой красоты.
У цветочков в серединке – нарисованы картинки (показывает).
Вазы тоже не простые.
Всюду схемы слоговые (расставляет вазы).
С вами мы цветы возьмем
И по вазам разнесем.
Это может и несложно, только нужно осторожно.
И, конечно же, не сразу
Брать цветы и ставить в вазу:
Картинку по слогам ты назови
И к слову схему подбери.

Дети: (называют картинку, определяют количество слогов и ставят цветок в вазу)

5 остановка.

8. Звуковой ручеёк.

Логопед:

Ребята, пока мы собирали цветы, не заметили, как подошли к звуковому ручейку
- Ручеек бежит, журчит, нам задание говорит.
Дидактическая игра «Собери ракушки» :
Логопед:

Ребята, соберите ракушки с картинками, где звук Л в начале, в середине, в конце слова (для выполнения задания приглашаю 3 детей) .
- Молодцы, ребята. А сейчас мы поиграем с ручейком.

9. Музыкальная игра «Ручейки-озёра», музыка Е. Тиличеевой.

6 остановка.

10. Город Художников.

Логопед:

Посмотрите, нас встречает художник Тюбик. Тюбик очень любит фантазировать и нарисовал необычное, загадочное животное.

Дидактическая игра «Загадочное животное»:

Логопед:
- Как вы думаете, ребята, такое животное существует?

Дети: (нет)

Логопед:

Посмотрите и скажите, на каких животных оно похоже? Чья голова? Чьи уши? Чьё туловище? Чей хвост? Чьи лапы?
Логопед: Молодцы, дети, разгадали загадки Тюбика. А нам пора идти дальше.

7 остановка - улица Поэтов.

11. В гостях у Цветика.

Логопед:

Нас встречает поэт Цветик.
Ну-ка, дети, не зевайте!
Слово быстро изменяйте!

    На берегу росла сосна – а рядом с нею … (сосны)
    Горит прекрасная звезда – а рядом с нею … (звезды)
    Стал красным-красным помидор – а рядом … (помидоры)
    Вот гном один, вот гном второй – а вместе это … (гномы) .

Логопед:

Молодцы, ребята!
Логопед: Ребята, давайте и мы покажем Цветику, как научились читать стихи, звонко и выразительно.
Дети: (читают стихи о весне).
Логопед: Пора идти дальше.

8 остановка - Переулок Спортивный.

12. Встреча с Спортакусом .
Спортакус : Внимание, друзья! Эстафету объявляю я!

Я приглашаю 2 команды по 5 человек. Команды строятся в колонну.

По сигналу каждый игрок команды добегает до стола, на котором разложены овощи и фрукты. 1-я команда выбирает все, что нужно для компота, а 2-я команда выбирает все, что нужно для борща (дети раскладывают фрукты и овощи на разные подносы) .
-Молодцы! Справились с заданием Спортакуса!

9 остановка - Город Писателей

13. Встреча с Бериляком.

Логопед:

Он придумал для вас игру.
Дидактическая игра «Правильно ли это?» (работа с деформированным предложением)
Логопед:

Бериляка будет говорить вам неправильные фразы, а вы должны будете сказать их правильно.
- Наступила весной. (Наступила весна).
- Засиять яркое солнце. (Засияло яркое солнце).
- Прилетели с юга птица. (Прилетели с юга птицы).
- Она стали вить гнёзда и выводить птенец. (Они стали вить гнёзда и выводить птенцов).
Логопед:

- Молодцы ребята!

14. Рефлексия.

Логопед:
- А наше путешествие по «Стране Правильной речи» подошло к концу.

Каждый из нас узнал что – то новое сегодня, и каждый показал свои знания и умения.

А что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?

Какие герои вам запомнились и чем?

Кто в своих ответах был точнее?

Дети: (ответы детей).

Буратино:
- Спасибо ребята, я многому научился у вас. Вы такие умные, ловкие, умелые.
Мне совсем не хочется от вас уходить, но мне пора.

Ой, я совсем забыл! Я принёс вам свои любимые конфеты «Золотой ключик», угощайтесь!

(Буратино угощает детей и уходит под музыку.)

Задачи: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Сурикова «Зима»; учить согласовывать прилагательное «зимний» с существительными в роде (зимний, зимняя, зимнее);

упражнять в образовании имён существительных множественного числа родительного падежа (снега, снежинок, льда, сугробов, метелей, вьюг, снеговиков, санок, забав), в подборе однокоренных слов к слову «снег»; , ; воспитывать любовь к художественному слову и природе родного края.

Материал: 3-4 картины о зиме (разные по характеру, настроению, содержанию), 4 схемы-модели по стихотворению «Зима» И. Сурикова.

Предварительная работа: рассматривание картинок с зимним пейзажем; отгадывание загадок о зиме; прослушивание грамзаписи «Времена года»; наблюдение за зимними изменениями в природе.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Дети, вы знаете, кто сочиняет сказки, пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Кто пишет картины? Хотите побывать на художественной выставке? Заходите в выставочный зал. Дети подходят к выставленным картинам.

В. Что изображено на картинах? Какая пора года? Какие приметы зимы вы знаете? Ребята, зима, какая? Рассмотрите внимательно картины. Что вы на них видите? Как называется картина, на которой изображена природа (пейзаж)? Художники рисуют разные поры года. На этих картинах изображена зима. Как мы можем назвать эти пейзажи одним словом? (Зимние.) А сейчас будьте внимательны. Скажите: сегодня день какой? (Зимний.) Погода какая? (Зимняя.) Солнце какое? (Зимнее.) Дорога какая? (Зимняя.) Небо какое? (Зимнее.) Улица какая? (Зимняя.)

А теперь мы с вами поиграем в «зимние слова». Я назову слово, а вы скажете мне, много этого бывает зимой или нет.

Снег – зимой много снега.

Снежинка – зимой много снежинок.

Лёд – много льда.

Сугроб – много сугробов.

Метель – много метелей.

Вьюга – много вьюг.

Снеговик – много снеговиков.

Санки – много санок.

Забава – много забав.

Зима - очень красивая пора года. Не только художники рисуют, но и поэты воспевают её в стихах. Сейчас я вам прочту стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Зима».

В. Ребята, вам понравилось стихотворение Ивана Сурикова «Зима»? Я вам ещё раз прочту его, а вы слушайте внимательно, так как будете заучивать его наизусть.

Повторное чтение стихотворения «Зима»

В. О чём рассказывается в стихотворении? Как вы думаете, какая погода была накануне? Как вы это поняли? Вспомните, как говорится об этом в стихотворении? Какими словами сказано о снеге? Какой он? Куда снег падает? Какое поле стало под утро? Как сказано о зимнем убранстве леса? Каким стал лес? Что делает лес под шапкой? О каких днях говорит поэт в стихотворении? Какие дни зимой? (Ответы детей.) Сейчас я прочту вам стихотворение с использованием схем-моделей.

Вначале рассказывают стихотворение те дети, которые быстро запоминают. Воспитатель следит, чтобы дети читали ритмично, без длинных пауз (активно подсказывает им, поощряет). Заканчивается заучивание наиболее ярким исполнением, вызывается выразительно читающий ребёнок. После чтения стихотворения вторым ребёнком проводится физкульминутка.

Физкультминутка.

А мороз-то, ой-ой-ой, (Обхватить свои плечи руками и поёжиться)

Но не хочется домой (Покачать головой из стороны в сторону.)

Руки трите, трите, трите, (Тереть рукой о руку.)

И на ручки подышите. (Подышать на руки, сделав длительный выдох.)

Ножками потопайте,

Попрыгайте на месте,

А после сядьте вместе.

В. (подводя итог занятия). Ребята, давайте вспомним, как называется стихотворение? Кто написал? Чем мы ещё занимались на занятии? (Ответы детей.)

Выбор редакции
Всем огромный привет! Спешу опять порадовать вас самым популярным августовским блюдом. Угадайте с трех раз! О чем я хочу написать? Каких...

Екатерина II – великая российская императрица, царствование которой стало самым значимым периодом в русской истории. Эпоха Екатерины...

Как выяснила «Газета.Ru», эксперты, расследующие катастрофу Robinson R-66 на Телецком озере в Республике Алтай, склоняются к версии, что...

Во время германской компании на Востоке, Messershmitt BF 109 был основным самолетом истребительной авиации Люфтваффе. Несмотря на их...
Гороскоп совместимости: цветы по знакам зодиака лев - самое полное описание, только доказанные теории, основанные на астрологических...
Символ рока и судьбы, предотвратить которую невозможно. Руна Наутиз означает вынужденные обстоятельства, ограничения, несвободу выбора....
Как приготовить лаваш в кляре Сегодня мы предлагаем вам приготовить блюдо, способное стать и замечательной закуской на праздничном столе,...
Чудеса Пресвятой Богородицы в наши дни не перестают удивлять и радовать христиан, а ее помощь приходит всем христианам, которые молятся...
Варенье из крыжовника в мультиварке готовить довольно легко, оно отличается от обычного лакомства, сваренного на плите, лишь своей...