Духовное падение человека. Падение души человеческой в рассказе А.П.Чехова "Ионыч". И под твоей листвою


Сочинение


1. История деградации героя.
2. Жизнь доктора Старцева.
3. Превращение в Ионыча.

Власть жизненного футляра очерчена здесь художником сильно, сжато и красиво...
А. С. Глинка

Рассказ А. П. Чехов «Ионыч» - это история деградации личности. Автор описывает болезнь общества на примере молодого доктора Старцева. Прослеживая влияние среды на человека, писатель показывает постепенное превращение доктора Старцева в Ионыча - молодого врача, подающего надежды, в обывателя. «Чехов сумел без потерь сгустить грандиозный объем всей человеческой жизни, во всей ее трагикомической полноте на восемнадцати страницах текста», - пишут П. Вайль и А. Генис, называя это произведение микророманом. Мастерство и виртуозность автора, неторопливо ведущего повествование, позволили придать рассказу романную форму. По мнению этих критиков, «Ионыч» - ненаписанный роман о неслучившейся жизни героя.

Автор показывает нам, как влияет окружение, общество, на внутренний мир героя. В начале рассказа мы видим Дмитрия Ионыча Старцева, когда он только что назначен земским врачом. Для приезжих жизнь в губернском городе С. скучна и однообразна, для местных жителей же она кажется очень насыщенной: «есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства». Одной из самых «образованных и талантливых» считается семья Туркиных: глава семьи Иван Петрович знает толк в шутках, его жена Вера Иосифовна пишет повести, а дочь Екатерина Ивановна играет на рояле. Само собой, Старцеву советуют непременно побывать в этой гостеприимной радушной идиллической обстановке. На самом деле это - типичная обывательская семья.

Первый визит не разочаровывает доктора, напротив, милая домашняя обстановка, чтение вслух романов о том, чего никогда не может быть, оркестровая музыка, беззаботное времяпровождение - все это приятно гостю. Все в гостях ему было в новинку, игра Екатерины Ивановны нравилась ему, театральная реплика лакея Павы «умри, несчастная!» вызывала смех.

Отдавшись работе, доктор год не был в этой семье, пока его не пригласили с просьбой облегчить мигрени Веры Иосифовны. Визиты его стали чаще - Старцев влюбился в дочь хозяина. Он жаждет объяснения, но Котик то суха и холодна, то вручает ему записку, назначая свидание на кладбище. Обман ничему не учит доктора - он едет делать Котику предложение, но оказывается некстати: Екатерину Ивановну причесывает парикмахер, она едет в клуб. В рассеянном и ошеломленном состоянии Старцев думает о приданном - уже проявляется в нем такая черта характера как расчетливость. В романтическом порыве он готов изменить свою жизнь, а Котик смеется над ним. В ответ на предложение руки и сердца он получает отказ: «Больше всего в жизни я люблю искусство, я безумно люблю, обожаю музыку, ей я посвятила всю свою жизнь. Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую, бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима». Замужество Екатерина Ивановна воспринимает как ограничивающие свободу условности. Она движется к блестящей цели, а не стремится замуж.

Уязвленное самолюбие и стыд - вот с чем выходит из клуба Старцев. Автор метко замечает, что все произошедшее похоже на маленькую любительскую пьесу с глупеньким концом. Вскоре доктор снова зажил по-прежнему.

У него была большая практика в городе - результат четырех лет работы, полнота от нежелания ходить пешком и раздражение на обывателей. Он ни с кем не разговаривал и не сходился близко, уклонялся от всех развлечений, кроме игры в винт, и завел счет в банке. Это все, что интересует Старцева, и эти изменения необратимы - среда засасывает когда-то перспективного талантливого доктора все глубже. Теперь все наоборот: визит к Туркиным вызывает у него другие мысли - он радуется тому, что не женился на Котике, его раздражает очередное произведение хозяйки, повторяющиеся шутки хозяина. Екатерина Ивановна говорит о том, что из нее пианистка - как из мамы писательница. Она идеализирует доктора. Старцев же думает только о деньгах. Любимая профессия уже давно превратилась для него лишь в источник дохода. Уезжает он с мыслью: «Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город...». Он уезжает и больше никогда не бывает у Туркиных. Отныне Туркины для него - «те, что дочка играет на фортепьянах». По прошествии еще нескольких лет это уже не Дмитрий Старцев, а Ионыч, «не человек, а языческий бог», жадный, раздражительный, апатичный, одинокий эгоист, живущий ради наживы. Пошлая обывательская среда сделала свое дело. Ионыча волнует только сытость и богатство, а вовсе не люди, которым нужен врач. Теперь пациенты больше раздражают его, а прежнее раздражение на обывателей забывается, потому что он сам стал таким. Его достижения за эти годы - тройка с бубенчиками, несколько домов и счет в банке. Старцев деградировал и ведет бездеятельную пустую жизнь. Его могла изменить к лучшему и дело жизни, и любовь, но он осознанно поддался влиянию окружающей среды, как и Екатерина Ивановна, которая, вернувшись в дом родителей, постепенно становится копией матери.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ второй главы рассказа А. П. Чехова «Ионыч» В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»? Деградация Дмитрия Ивановича Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу А. Чехова «Ионыч») Деградация души человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Изображение повседневной жизни в произведениях А.П.Чехова Как доктор Старцев стал Ионычем Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».) Мастерство А. П. Чехова-рассказчика Нравственные качества человека в рассказе Чехова "Ионыч" Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Обличение пошлости и мещанства в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова (по «маленькой трилогии» и рассказу «Ионыч») Падение души человеческой в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Падение Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ ИОНЫЧЕМ? Почему доктор старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова «Ионыч») Роль поэтических образов, красок, звуков, запахов в раскрытии образа Старцева Сочинение по рассказу А.П. Чехова "ИОНЫЧ" Сравнительный анализ первой и последней встречи Старцева и Екатерины Ивановны (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Существует ли настоящая жизнь в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»? Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Трагедия доктора Старцева Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Почему Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Деградация Дмитрия Старцева по рассказу Чехова "Ионыч" Почему доктор Старцев стал "Ионычем" Чехов - мастер короткого рассказа Образ доктора Старцева в рассказе «Ионыч» Крушение человека в повести Чехова «Ионыч» Мироощущение «Человека в футляре» (По рассказам Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).

Что важнее – жить
Или притворяться, что живёшь?
П.Коэльо
Рассказы А.П Чехова просты, коротки, но за этой видимой просто той скрывается глубокий смысл, многое приходится читать между строк. Как говорил сам писатель: «Краткость сестра таланта». Какова же проблематика рассказа «Ионыч». А.П. Чехов поднимает такие нравственные проблемы, как стяжательство, пошлость, потеря ценностных ориентиров, ренегадство, влияние окружающей среды на человека, обывательство и мещанство. Однако центральное место в произведении занимает проблема перерождения личности, духовной деградации. На примере Дмитрия Ионовича Старцева Чехов показывает падение души человеческой.
Что же превратило молодого, энергичного, мыслящего Дмитрия Ионовича Старцева в раздражительного, безнравственного стяжателя Ионыча? Огромное влияние на духовную деградацию главного героя оказалась среда, в которую ему волей судьбы пришлось попасть. По приезде в губернский город он ставил перед собой высокие цели – помогать несчастным, больным людям, но чем больше «варился» в обществе скучных, необразованных и никчёмных обывателей, тем больше становился на них похожим. Единственной нитью, которая могла спасти его от духовного перерождения, была любовь. Её сила возвышала Дмитрия Ионовича над серой однообразной действительностью. Но тут следует обратить внимание на «холодный тяжёлый кусочек» в голове главного героя. Перед тем как поехать на свидание, которое Екатерина Ивановна назначила на кладбище, он задумывается: «А к лицу ли ему, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам…». Перед нами открываются такие черты характера главного героя, как самолюбие и «барские замашки». И именно этот самый «холодный кусочек» после того, как любовь была отвергнута, разрастается до невиданных размеров и заменяет душу. Дмитрий Ионович становится таким же обывателем, как и другие жители города. Это отражается в его имени.
Авторскую позицию довольно сложно проследить. На мой взгляд, А.П. Чехов не обвиняет главного героя в желании иметь хороший дом, жить в достатке. Он лишь желает показать на примере Ионыча, что любой труд обесценивается, если не вкладывать в него частичку своей души.
Со своей стороны я не испытываю ни жалости, ни сочувствия к главному герою, мне кажется, что он сам виноват в духовном падении. Несомненно, противостоять влиянию среды очень сложно, к тому же когда пошлость заразительна. Но ведь главный герой ещё молод, он может всё изменить, однако вместо этого он опускает руки, плывёт по течению, изменяет себе и свои целям. С подобной проблемой мы сталкиваемся в произведении Лескова «Премудрый пескарь». И пескарь Иваныч, и Ионыч только притворяются, что живут, ведь как можно жить, не имея перед собой никаких целей? Это скорее примитивное существование. Кажется, что такие понятия, как обывательство и мещанство должны были бы исчезнуть из нашей жизни. Но к большому сожалению, сталкиваемся мы с ними очень часто. Сколько людей в наши дни живут «в футляре», они приходят в этот мир ни с чем и уходят, не оставив ни малейшего напоминания о себе.
Таким образом, А.П. Чехов на примере рассказа Ионыч показывает, как легко может духовно деградировать человек, как свободная мыслящая натура может стать никчемным обывателем.


Что такое духовное падение

Духовная жизнь никогда и ни у кого не бывает гладкой. Это битва за свободу и ее выиграть непросто. Ваши соперники очень серьезные - это карма, неведение (авидья), эго и, самое главное, Великое Время, Маха-кала.

Став садху, став на Путь надо снять розовые очки и смотреть на реальность своего Пути трезво, т.е. забыть о каких-то незрелых гламурных представлениях о легком духовном восхождении к самадхи и сиддхи, о сплошном безусильном парении в небесных далях. Такое, конечно, тоже приходит, но не ко всем и не сразу, а после многих лет тапасьи, после целой жизни, проведенной безупречно в самодисциплине, как садху.

Часто духовная жизнь начинающего - это «шаг вперед, два шага назад». К сожалению.

Часто, взойдя на вершину духа мы через короткое время сваливаемся с нее. Иногда по кармическим причинам от нас не зависящим. А иногда эта причина - мы сами. И когда причина мы сами, то это уже духовное падение, которое можно упредить и предотвратить если быть немного бдительным.

Духовное падение - это понижение душой своего уровня света, своей мудрости и энергии. Это погружение в нечистые, омраченные, плотные состояния тамаса или раджаса.

Для не-садху, не-практикующего человека духовных падений нет, так как нет восхождения, подъема, он просто не ставит перед собой целью подняться к сияющим высотам освобождения, так что и падать некуда. Но для него есть понятие «грех» (папас), когда он совершает что-то сильно ухудшающее его карму и дающее негативную кармическую реакцию (кармапхала).

Для садху кроме греха есть также понятие «духовного падения», т.е. понижения своего духовного уровня, уровня праны и сознания из-за каких-либо ошибок на Пути. Духовное падение - это не моральная категория, не грех в социальном смысле или смысле кармического воздания, никто, никакие владыки кармы за него вас не накажут и не отругают. За духовное падение вы не отвечаете ни перед кем, кроме самого себя и Бога. Это не социальное понятие, а сугубо духовное. Йог в случае падения наказывает себя, лишая себя достигнутого уровня в самадхи, возможностей Освобождения, сиддхи, или благословений богов и святых.

Причины падений

Духовные падения бывают по нескольким причинам:

из-за совершения насилия над кем-либо, то есть нарушения ахимсы,

из-за совершения дурных действий, например, воровства, проявления злобы, употребления алкоголя, наркотиков,

из-за извержения проклятий на головы других,

из-за занятий черной магией,

из-за бездумного впадения в мирские чувственные удовольствия и развлечения, впадения в «майю»,

из-за неправильного использования сексуальной энергии, потери сексуальной энергии, например, потери энергии при бессознательном сексе, оргазме, сексуальных отношений в неподходящее время, в святом месте, с нечистым человеком или вступления в такие отношения, когда взяты духовные обязательства брахмачарьи на какое-то время или на всю жизнь (в случае отшельников, монахов-аскетов, например, как в истории аскета Кашьяпы и апсары Аламбуши),

из-за увлечения азартными играми,

из-за нарушения духовных правил поведения, общения и отношений с объектами Прибежища (самай),

из-за оскорбления (апарадх) садху, святых, учителей или богов и объектов, Прибежища, проявленного неуважения или бросания вызова им, причем неважно своих или чужих, хотя в случае со своими кармические реакции действуют сильнее,

из-за порождения дисгармонии в духовной семье или сангхе,

из-за противоречий ученика со своим гуру или духовными братьями (гуру-бхаями),

из-за терзающих душу сомнений в выбранном Пути, неверия в него, после того как произошла инициация,

из-за нечистых мыслей, вынашиваемых долгое время,

из-за влияния плохих планет в гороскопе,

из-за впадения в лень, невнимательность, ослабления усердия в ежедневной садхане на этапе, когда безусильность и спонтанное сахджа-самадхи еще не достигнуто,

из-за препятствий от нечистых мыслей других людей,

из-за разглашения, передачи тайных поучений, методов, мантр, «неподходящим сосудам», т.е. людям, не имеющим веры, чистоты и должного понимания,

из-за разглашения своих возвышенных опытов неподходящим людям или вы неподходящее время,

из-за вкушения пищи приготовленной греховными людьми,

из-за долгого пребывания садху в «неправильной компании», т.е. среди людей, имеющих грубое, омраченное видение мира, Дхармы, Пути святых,

из-за оскорблений чужих религий и учений,

отреченный монах может совершить духовное падение из-за увлечения мирскими делами,

мирянин-грихастха, карма-санньяси - из-за конфликта в семейных отношениях.

Знаки

Знаки, указывающие на падение, могут быть разными. У сиддхов - пропадают сиддхи. У опытных садху уходит способность входить в самадхи. Исчезает свет в самадхи. Исчезает звук анахата-нада. Кундалини опускается из аджны или сахасрары вниз, в область нижних чакр, пробуждая грубые желания. Уходит осознанность в пустотных снах и сновидениях. У тех, кто всегда легко общался с богами - уходит связь с богами. Возникают сновидения где идешь вниз, входишь в подвалы. У начинающих с новой силой пробуждаются грубые мирские желания, появляется равнодушие или неуважение к садхане, Дхарме и святым. В худшем случае человек совершает дурные действия телом речью или умом. Ухудшается или исчезает вдохновение, вера, опыт в медитации, в снах проявляется нечистые сновидения или приходят нечистые духи.

Появление таких знаков не повод впадать в чувство уныния, вины, самоуничижения, самобичевание, депрессии посыпания головы пеплом. Это повод взять себя в руки и исправить то, что надо исправить. Главное помнить, святые, Бог сострадают нам, благословляют и любят нас, даже когда мы сбиваемся с пути. Бог, святые, боги - это не справедливость, это сострадание, любовь и милость. А значит, упали мы или нет, мы по-прежнему пребываем под их защитой.

Избежать падений на пути

Но как избежать падений на Пути?

Это не так сложно, как кажется, если ты понимаешь процесс. Нужно быть духовным воином, безупречным, бдительным и внимательным ежедневно, ежечасно, ежесекундно.

Вера, преданность, знание учения и различение (вивека) того что есть Путь, (дхармы) и того, что не есть Путь, (а-дхармы), того, что есть Истина (сат) и того, что истиной не является (а-сат), внимательность, чистота и осознанность - лучшая защита от любых падений.

Тройная защита

В нашей традиции есть три способа защиты от духовных падений.

Это самодисциплина, преданное сердце и осознанность. Внимательность и тщательность (авадхана) и дух чистого видения (шуддха-дришти), «единый вкус» (самарсья).

Первый способ принадлежит сутре, второй - тантре, третий - ануттара тантре.

Мудрый садху избегает падений даже в мелочах. С одной стороны, он очень внимателен, осмотрителен и аккуратен в соблюдении заповедей, взятых обязательств, мыслях, речах и поступках, всегда и везде, особенно в том, что касается отношений с сакральными для садху объектами Прибежища - деватами, гуру, сангхой, а также гуру-бхаями, садху.

С другой, он пестует, воспитывает свою веру, преданность, гуру-йогу, Прибежище (шаранам), чтит самаю, поддерживает чистое видение, уважает божественность в каждом существе.

С третьей стороны, он пребывает в созерцании духа недвойственности, единого вкуса всех явлений, т.е. в «единой самае», которое само по себе - лучший защитник от всех падений.

Из сатсанга Шри Гуру Свами Вишнудевананда Гири

И страшно грустно стало мне,

Как от присущей милой тени. (Наизусть)

Эрнесте Федоровне, второй жене поэта, посвящено написанное в 1858 году это стихотворение. Их отношения складывались нелегко: в начале 50-х годов Тютчев полюбил Е. А. Денисьеву, молодую девушку, которая ответила ему самоотверженной и страстной любовью. Жена знала об их отношениях. Возможно, испытывая острое чувство горечи, она уничтожила часть своей переписки. Это стихотворение о любви. Любовь – это одно из чувств, которое дано изведать человеку в жизни. Именно оно делает человека добрее, чище, совершеннее, но и причиняет невыносимую боль. Читая, можно сказать что Тютчев чуткий человек, который способен понять и прочувствовать.

Стихотворение проникнуто строками, в которых жизнь остановилась навсегда, в которых любовь - это величайшая трагедия, в которых люди не боятся выражать свои эмоции и чувства. На мой взгляд, эти строки будут актуальны всегда и останутся в памяти.

Билет № 18

1. Тема деградации (духовного падения) человека (на примере 2-3 рассказов А.П. Чехова).

А.П. Чехов – один из русских писателей, кто понимал, что деньги, чин, авторитет, власть – все это лишь внешние способы порабощения человеческой личности. Подлинный же инструмент, инструмент всепроникающий, – страх.

Какой-то маниакальный страх перед жизнью безраздельно владел душою Беликова – центральной фигуры рассказа Чехова «Человек в футляре», опубликованного в 1898 году. Беликов – это человек в футляре, нелепое, ничтожное существо, умудрившееся, однако же, запугать целый город: «Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек…держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет. Да что гимназию! Весь город!»

Беликов, по словам рассказчика, носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Что это, причуда или образ жизни Беликова, Буркин не поясняет. Однако замечает, что у этого человека было постоянное стремление «окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр», который якобы защищал его от внешнего мира, уединял его.

Беликов жил в постоянной тревоге, опасаясь раздражителей действительности. Беликов хвалил прошлое, выражая отвращение к настоящему, а древние языки, которые он преподавал, были теми же зонтиком и калошами, куда он прятался от действительной жизни. И этот странный человек на всех наводил страх. Окружающие будто чувствовали, что и мысль свою Беликов прятал в футляр: «Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь». Если, например, в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов, для него это было ясно и определенно. В разрешении чего-либо Беликов всегда сомневался и опасался «как бы чего не вышло».



К внешнему облику и образу мыслей прибавлялась и обстановка его жилища. Спальня у Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. Ложась спать, герой укрывался с головой. Но и это не могло защитить Беликова от преследовавших его страхов, он всегда и всего боялся.

Однажды директорше гимназии пришла в голову поженить Беликова и сестру нового учителя географии и истории Коваленко, который, впрочем, с первого взгляда возненавидел Беликова. Коваленко не мог понять, как люди терпят этого фискала, «эту мерзкую рожу». А эта «мерзкая рожа» еще и порицала молодого человека: ходит в вышитой сорочке, постоянно на улице с какими-то книгами, а тут еще и велосипед завел. Угрозы Беликова доложить весь этот разговор директору вывели Михаила Саввича из состояния равновесия. Коваленко схватил «его сзади за воротник и пихнул». И когда Беликов упал с лестницы, он увидел, что как раз в этот момент вошла Варенька (та самая сестра) с двумя дамами. Он стал посмешищем - лучше «сломать себе шею, обе ноги».

Варенька, узнав Беликова, не смогла сдержать смех: «…этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось все». Беликов сильно заболел, а через месяц умер. Словно вся его жизнь, погода в день похорон была пасмурная. А герой, как и при жизни, был в футляре, которым теперь стал для него гроб. Люди, хоронившие Беликова, скрывали удовольствие, что избавились от неусыпного надзора этого человека.

Завершая свое повествование, Буркин высказывает глубоко философскую мысль: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт – разве это не футляр?» Футлярная жизнь – это всего лишь существование. А Чехов в своем творчестве всегда выступал за полноценную жизнь.



Рассказом «Человек в футляре» автор хотел сказать, что страх перед действительностью может заточить человека в созданный им же самим футляр. Более того, «футляр» носит явно социально-политическую окраску: здесь Чехов дает краткую, точную, сатирическую, порой гротескную, характеристику жизни всей русской интеллигенции и вообще России в только что закончившееся царствование Александра III.

2. Основные темы в творчестве калининградских поэтов и писателей (на примере 2–3 произведений по выбору учащегося). Чтение наизусть стихотворения или прозаического отрывка из произведений калининградских писателей (по выбору учащегося)

О калининградском поэте Стёпине Льве Владимировиче я знаю не понаслышке. Недавно, в библиотеке им. Г. Х. Андерсена, состоялась встреча с этим замечательным человеком. Многое из рассказанного на меня произвело огромное впечатление. Но сначала поделюсь страницами из жизни поэта.

Стёпин Л.В. родился в 1940 году в семье офицера-пограничника. Его родиной был город Геленджик. По окончании Тамбовского артучилища служил в Белоруссии в ракетных войсках. В 1970 году, окончив Военный институт физической культуры в Ленинграде с золотой медалью, получил назначение в Калининградское ВВМУ, где прошел путь от преподавателя до начальника кафедры. Мастер спорта СССР. Долгое время Стёпин Л.В. работал тренером во Дворце творчества детей и молодёжи города Калининград. В это же время начал заниматься литературной деятельностью. Автор книг: «Запомните навеки имена героев», «Россия-богатырская земля», «Герои никогда не умирают».

Тематика стихотворений поэта разнообразна: природа, Родина, спорт, любовь, война.

Из всех прочитанных мной (можете взять стихотворение, которое выбрали сами из сборника ) хотелось бы выделить то, в которое поэт вложил всю свою душу, любовь к родной земле, к России. Оно называется «Русская берёза».

О русская Мадонна,

Я гимн тебе пою

И под твоей листвою

От счастья слёзы лью.

Устремлена ты в небо,

Искришься белизной,

Ну как тебя не гладить,

Сравнима ты ж с княжной!

Ласкаешь, обнимаешь,

Тихонько слёзы льёшь,

Прохладу навеваешь

И силы придаешь.

Кудрявые берёзы,

Вы русскому- бальзам,

И ностальгия, грёзы

План

I. Понятие духовности.

II. Скудность внутреннего мира чиновника как причина его страданий.

III. Генерал – человек добродушный или попросту черствый и невнимательный?

IV. Эмпатия и взаимопонимание – ключ к духовному росту.

В произведениях большинства русских писателей немало внимания уделяется такому человеческому качеству, как духовность. Что же представляет собой духовность? Кто определяет уровень духовности того или иного человека, и почему далеко не каждая личность может считаться высокодуховной?

В рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника» в простом и в то же время лаконичном стиле раскрывается данная тема. Иван Дмитриевич Червяков – обыкновенный, ничем не примечательный, среднестатистический человек (экзекутор). Нелепейшая ситуация, произошедшая однажды в его жизни (а точнее – один-единственный эпизод из его жизни) влечет за собой серьезные душевные страдания, метания, и в конечном итоге – смерть. Почему так происходит? Скорее всего, потому, что это был мягкий, принимающий все проблемы близко к сердцу, человек. Возможно, другой бы на его месте извинился и продолжал бы спокойно смотреть спектакль. Но Червякову целых три дня не давала покоя произошедшая с ним сиюминутная, банальная, простая ситуация! И тому есть свои веские причины. Его внутренний мир был скуден и беден. Сосредоточенность на покровительстве генерала мешала жить.

Рассмотреть поведение генерала можно с двух точек зрения. С одной стороны – это черствый, высокомерный, надменный человек, который даже не хотел обращать внимания на нижестоящего в «Табели о рангах» человека (Червякова). Возможно, по его мнению, не состоявшегося в жизни человека. А может быть – и просто неудачника. Но, с другой стороны, сам-то генерал давно его простил. Еще после первого извинения, там, во время просмотра спектакля. Или, может быть, дух спектакля, игра актеров настолько его увлекли, что незначительное, секундное неудобство никак не отложилось в его памяти, и он так был увлечен просмотром, что просто не хотел отвлекаться ни на что. И в данной ситуации генерал предстает перед нами как мягкий, добрый и занятой человек. Чем дольше продолжались ежедневные визиты Ивана Червякова, тем больше генерал недоумевал, попросту не представляя, что данная личность делает здесь, у него?! Ведь он запамятовал, что произошло накануне, и был полностью поглощен своими собственными важными делами, соответственно, не желал терять ни секунды на посторонние разговоры. И позвольте, у каждого человека есть свой предел терпения! Не так ли?! На третий день с криком «Пошел вон!» генерал продемонстрировал, что его собственный предел долготерпения достигнут.

Сердце Червякова не выдержало такого удара. Самоедство и угрызения совести сделали свое черное дело. В голове его кипели и клубились неприятные и пугающие мысли о том, что генерал его не простил. Боже, как было стыдно…

Мне кажется, Антон Павлович Чехов хотел акцентировать внимание читателя на том, как важно и нужно уметь и хотеть разговаривать! Да-да, просто разговаривать друг с другом! Уделив Червякову всего несколько минут своего драгоценного времени, генерал тем самым спас бы его жизнь. Что ж, можно только посочувствовать вдове Червякова. Мир суров, и следует помнить о необходимости закалки – чтобы не приобщиться к когорте неудачников. Тема духовности героев данного рассказа Чехова остается открытой. Пусть каждый сам для себя решит, чье духовное падение кажется более глубоким.

Образы «футлярных» людей в рассказах а. П. Чехова

План

I. Определение «футлярного» человека.

II. Для чего нужен и как выглядит «футляр»?

III. Нужно ли прятаться от жизни?

В творчестве Антона Павловича Чехова образ «человека, заключенного в футляр» совершенно неслучайно занимал одно из наиболее заметных мест. Дело в том, что автор, стараясь не просто описывать окружающую его действительность, но и менять ее, часто прибегал к очень действенному инструменту – сатире. Сатирические портреты, создаваемые Чеховым, часто становились центральными образами его произведений, и образ «человека в футляре» – не исключение. Кто же они, эти «футлярные люди»? И что представляет собой «футляр», в который они добровольно заключили себя? По мнению писателя, «футлярным человеком» с полным правом можно называть того, кто прячется за стену равнодушия и безразличия. Ведь описываемая Чеховым эпоха породила целое поколение людей, которые привыкли с самых ранних лет отгораживаться от окружающего их мира, который в их представлении являлся далеко не идеальным, посредством создания вокруг себя искусственно ограниченного пространства. При этом внутренняя, духовная жизнь такого человека, естественно, становится «сонной», ленивой, скудной – но для «футлярной» личности такая ситуация более предпочтительна, чем «бури и волнения» внешнего мира, со всеми его страстями, потрясениями и несчастьями.

Поэтому каждый из этих людей подсознательно стремится к тому, чтобы окружить себя как можно более прочным и надежным «футляром», и для каждого он – свой: например, для чиновника Червякова (рассказ «Смерть чиновника») таким футляром становится его чиновничий вицмундир и соответствующие его положению в «Табели о рангах» права и обязанности. Этот человек лишен ярких, настоящих эмоций – он живет и мыслит только в русле собственного узкого понимания окружающего мира как служебной лестницы. В чем-то схож с ним и полицейский надзиратель Очумелов (рассказ «Хамелеон»). Он всецело заключен в строгие рамки своего чина – поэтому все его поступки, мысли, слова и принципы продиктованы исключительно соображениями чинопочитательства. Со стороны подхалимское поведение Очумелова выглядит нелепо, но сам он этого не замечает – ведь за годы существования «в футляре» он отвык от обычных проявлений человеческих эмоций, отвык от привычки иметь собственное мнение и свой собственный взгляд на события, которые происходят вокруг него. Герой рассказа «Человек в футляре» Беликов, является наиболее ярким и показательным примером «футлярного человека». Беликов не желает перемен, он их боится, ему проще окружить себя некой защитной оболочкой, которая отгородит его от всех возможных потрясений.

Рассказывая о жизни и привычках «футлярных людей», автор, тем не менее, всегда подчеркивает тот факт, что жизнь реальная, настоящая, всегда в итоге одерживает победу над «футлярным» способом существования. Жизнь, проведенная «в футляре», не гарантирует защиту от внешних потрясений – и в то же время отнимает у человека возможность полноценного существования и духовного развития.

Мир природы в лирике С. Есенина

План

I. Есенин – поэт природы.

II. Гармония и совершенство – мерило красоты.

1. Яркие параллели описаний природы и чувств человека.

2. Любовь к природе – основа есенинского счастья.

3. Враждебность города.

III. Любовь к природе неразрывна с любовью к человечеству.

Пожалуй, нет больше поэта, который так красочно, так восторженно и с такой бесконечной любовью воспевал бы природу, как Есенин, отведя ей одно из центральных мест в своем творчестве. «Поэт деревни», поэт природы, он ни одно свое произведение не обделил хотя бы маленьким упоминанием о природе. Ее красота, гармония и совершенство стали для Есенина мерилом красоты вообще. Нет у автора слов нежнее и ярче, когда он хочет описать что-то прекрасное, чем сравнение с явлениями природы:

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

(«Не бродить, не мять в кустах багряных…»)

При этом есенинское описание природы не только призвано передать волшебную, неповторимую красоту родной земли. Есенин говорит с природой, беспрерывно проводит параллели между нею и своей жизнью: то сравнивает себя с «кленом опавшим», то говорит своей Шаганэ, что «эти волосы взял он у ржи». Свои душевные переживания, свои размышления о жизни он рассказывает природе:

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски.

Есенин сравнивает угасание молодости с отцветшими яблонями: «Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым» («Не жалею, не зову, не плачу…»), да и смерть человеческая так похожа на осенний листопад:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

(«Не жалею, не зову, не плачу…»)

Беседуя с прекрасной Шаганэ, говорит Есенин не о своей любви к ней, а о родных полях: «Потому, что я с севера, что ли, я готов рассказать тебе, поле, про волнистую рожь при луне» («Шаганэ ты моя, Шаганэ»).

Даже воспоминание о своей первой, чистой любви переплетено с картинами природы («Не бродить, не мять в кустах багряных…»):

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

Наряду с любовью к человеку и к Родине, любовь к природе – основа есенинского счастья:

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

(«Мы теперь уходим понемногу…»)

Влюбленный в простоту и естественность сельского быта, он враждебно принимает наступление города, железного прогресса, который «пятой громоздкой чащи ломит» («Сорокоуст»).

Природа в творчестве Есенина – это и фон, и действующее лицо. Любовь к ней неразрывна с любовью к человечеству, к России, к Богу, и часто эти любови смешиваются в одно глубокое, искреннее «люблю». Картины природы, запечатленные Есениным в своих стихотворениях, непревзойденны, потому что написаны влюбленным сердцем.

Выбор редакции
Всем огромный привет! Спешу опять порадовать вас самым популярным августовским блюдом. Угадайте с трех раз! О чем я хочу написать? Каких...

Екатерина II – великая российская императрица, царствование которой стало самым значимым периодом в русской истории. Эпоха Екатерины...

Как выяснила «Газета.Ru», эксперты, расследующие катастрофу Robinson R-66 на Телецком озере в Республике Алтай, склоняются к версии, что...

Во время германской компании на Востоке, Messershmitt BF 109 был основным самолетом истребительной авиации Люфтваффе. Несмотря на их...
Гороскоп совместимости: цветы по знакам зодиака лев - самое полное описание, только доказанные теории, основанные на астрологических...
Символ рока и судьбы, предотвратить которую невозможно. Руна Наутиз означает вынужденные обстоятельства, ограничения, несвободу выбора....
Как приготовить лаваш в кляре Сегодня мы предлагаем вам приготовить блюдо, способное стать и замечательной закуской на праздничном столе,...
Чудеса Пресвятой Богородицы в наши дни не перестают удивлять и радовать христиан, а ее помощь приходит всем христианам, которые молятся...
Варенье из крыжовника в мультиварке готовить довольно легко, оно отличается от обычного лакомства, сваренного на плите, лишь своей...