В праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Троице-Сергиевой лавре. Схииеромонах Селафиил – учитель неперестающей любви Часовня на месте погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, ино


17 апреля 2015 года, в пятницу Светлой седмицы, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру, где проходят мероприятия, посвященные 10-летию Попечительского совета и .

У святых врат Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали председатель Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных школ , председатель , наместник Троице-Сергиевой лавры , духовенство обители.

В Троицком соборе Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам преподобного Сергия Радонежского.

В Успенском соборе Предстоятель совершил Божественную литургию.

Его Святейшеству сослужили: архиепископ Верейский Евгений; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност; архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Свято-Троицкой Сергиевой лавры; , представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси; , наместник ; насельники ставропигиальных монастырей в священном сане.

На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, глава Сергиево-Посадского района Московской области С.А Пахомов, глава города Сергиев Посад В.В. Букин, члены Попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии.

Богослужебные песнопения исполнили братский хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова) и хор Московский духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).

На малом входе указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за усердное служение Церкви Божией к празднику Светлого Христова Воскресения ряд насельников и клириков Свято-Троицкой Сергиевой лавры и других ставропигиальных монастырей удостоены богослужебно-иерархических наград:

возведения в сан архимандрита

  • игумен Виктор (Сторчак), настоятель Деулинского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • игумен Филарет (Харламов), настоятель Сергиевского скита Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • игумен Таврион (Иванов), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • игумен Стефан (Тараканов), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству;
  • игумен Антоний (Гаврилов), насельник ;

права ношения креста с украшениями

  • игумен Евтихий (Гурин), эконом объединенного хозяйства Лавры и Академии;
  • игумен Филипп (Перцев), насельник Введенского монастыря Оптина пустынь;
  • протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

права ношения палицы

  • иеромонах Роман (Шубенкин), настоятель Радонежского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • иеромонах Антоний (Плясов), клирик Казанской Амвросиевской пустыни;
  • насельники Введенского монастыря Оптина пустынь: иеромонах Селафиил (Дегтярев), иеромонах Мефодий (Капустин), иеромонах Онисим (Мальцев), иеромонах Паисий (Накорякин), иеромонах Киприан (Сторчак);

возведения в сан протоиерея

  • иерей Василий Щелкунов, клирик Вознесенского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

права ношения наперсного креста

  • насельники Свято-Троицкой Сергиевой лавры: иеромонах Пимен (Артюхов), иеромонах Евгений (Тютин), иеромонах Роман (Шахадынец), иеромонах Зиновий (Бубякин), иеромонах Феодосий (Яненко), иеромонах Сильвестр (Кучеренко), иеромонах Спиридон (Подшибякин), иеромонах Никифор (Исаков), иеромонах Власий (Рылков), иеромонах Серафим (Пережогин), иеромонах Аврамий (Кудрич);
  • насельники Введенского монастыря Оптина пустынь: иеромонах Димитрий (Волков), иеромонах Амвросий (Пархетов);
  • иеромонах Иосиф (Кошкин), насельник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря;
  • иерей Андрей Лочехин, клирик Вознесенского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры

права ношения камилавки

  • иерей Александр Пивняк, клирик Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

права ношения набедренника

  • иеромонах Питирим (Ляхов), насельник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря;
  • иеромонах Фотий (Филин), клирик Введенского монастыря Оптина пустынь;
  • иерей Иоанн Тарасов, клирик Вознесенского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

возведения в сан протодиакона

  • клирики Свято-Троицкой Сергиевой лавры: диакон Иоанн Дикий, диакон Иоанн Иванов, диакон Феодор Ярошенко;
  • клирики : диакон Владимир Авдеев, диакон Георгий Герасименко;

права ношения двойного ораря

  • диакон Андрей Ильинский, клирик Валаамского монастыря.

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

Святейший Патриарх рукоположил в сан священника диакона Дионисия Мухина, клирика Покровского храма Московской духовной академии.

Проповедь перед причастием произнес архимандрит Захария (Шкурихин), и.о. духовника Троице-Сергиевой лавры.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с .

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к празднику Святой Пасхи Троицкий и Успенский соборы Свято-Троицкой Сергиевой лавры удостоены права совершения в них Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш».

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к празднику Святой Пасхи храму Покрова Пресвятой Богородицы при Московской духовной академии присвоено право совершения в нем Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш» при служении преподавателей в священном сане.

Памятными наперсными крестами были награждены архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Троице-Сергиевой лавры, — к празднику Пасхи и во ознаменование трудов по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, и игумен Самуил (Караск) — в связи с 50-летием со дня рождения.

Памятными иконами Святой Троицы были награждены насельники Свято-Троицкой Сергиевой лавры:

  • архимандрит Александр (Богдан) — в связи с 50-летием пребывания в братии Лавры;
  • архимандрит Ефрем (Елфимов) — в связи с 60-летием со дня рождения и 30-летием иерейской хиротонии;
  • архимандрит Илия (Рейзмир) — в связи с 45-летием священнослужения;
  • архимандрит Иоанн (Захарченко) — в связи 75-летием со дня рождения;
  • архимандрит Лаврентий (Постников) — в связи с 50-летием иерейской хиротонии;
  • архимандрит Ниодим (Деев) — в связи с 50-летием монашеского пострига и 50-летием священнослужения;
  • архимандрит Платон (Панченко) — в связи с 40-летием пребывания в братии Лавры;
  • архимандрит Трифон (Новиков) — в связи с 70-летием со дня рождения;
  • игумен Филарет (Семенюк) — в связи с 50-летием со дня рождения.

Затем на площади у надкладезной часовни Святейший Патриарх Кирилл совершил водосвятный молебен, после которого состоялся пасхальный крестный ход вокруг Успенского собора.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

1. Один из келейников отца Селафиила рассказал следующее. Однажды, читая батюшке (старец ничего не видел уже более 20 лет, но любил, когда ему читают духовные книги), он дошел до следующего рассказа:

«Некий человек впал в великий грех, и духовник запретил ему причащаться до конца дней. По прошествии некоторого времени человек этот, охваченный отчаянием, пошел к патриарху и рассказал ему о случившемся, надеясь, что патриарх разрешит его от греха. Однако патриарх одобрил запрещение духовника. В состоянии еще большего отчаяния грешный человек пришел в один монастырь. Настоятель, видя, в каком он состоянии находится, спросил его, что с ним. Человек этот рассказал ему всё: и как он был у патриарха, и как тот не стал разрешать его епитимию. Настоятелю стало жалко бедного человека, и он сказал:

– Смотри, я разрешаю тебя от этого греха и впредь буду нести епитимию за него, а ты завтра утром пойди на литургию и причастись.

Так они и сделали».

Келейник, читавший этот рассказ, в недоумении спросил отца Селафиила:

– Батюшка, как может настоятель брать на себя грех, связанный патриархом? И сколько же покаяния нужно было принести ему, и через сколько времени Бог мог простить их обоих?

Отец Селафиил ответил:

– Да Бог сразу же простил их обоих, ибо видел, что настоятель сделал это из любви, поскольку ему жаль стало этого человека, и Он простил обоих сразу же.

41. Священникам и монахам Русской Церкви не платят жалованья. Но поскольку в период гонений батюшка работал на государство, то на старости лет имел маленькую пенсию, которую получал в монастыре. На эти деньги батюшка покупал книги и посылал их сельскому священнику.

42. Батюшка был очень милосердным. Когда храмы стояли закрытые и он жил в селе, люди приходили к нему и приносили много денег. На эти деньги батюшка творил милостыню. Однажды он заплатил людям, чтобы они построили дом. Когда дом был готов, он позвал одну вдову, оставшуюся без кола и двора, и вручил ей ключ, сказав, что этот дом ее.

43. Батюшке в келью посетители приносили сладости, вино и консервы. Этим он угощал и братий. Иногда он говорил:

– Если придет отец такой-то, дай ему рыбных консервов и вина, а то они сегодня заливали бетон, а еда у нас в трапезной слабовата.

44. Отец Кир, монастырский врач, рассказал, что однажды состояние здоровья старца резко ухудшилось. Когда-то в лагере он отморозил ноги, и вот теперь они отекли и покрылись кровоточащими язвами. Врач подумал, что в возрасте 90 лет старцу не перенести этой болезни, и он умрет. Но через три дня, придя к нему, он увидел, что с батюшкой все в порядке.

– Батюшка, – сказал врач, – ты знаешь, что идешь на поправку?

– Знаю, – ответил старец, – этой ночью пришел ко мне святой мученик Христофор и сказал: «Селафиил, не волнуйся, ты выздоровеешь».

– Это хорошо, батюшка, – пошутил врач, – но тогда уж сказал бы и мне, чтобы я так не усердствовал.

Отец Селафиил никому больше не говорил об этом, а келейник сказал, что батюшка раскаивается, что произнес эти слова.

45. Больше всего батюшка ненавидел тщеславие. И не выносил даже самой малой похвалы. Один из келейников, перейдя жить в келью батюшки, в первый же день сказал себе: «Всё, отныне не буду больше есть яиц и пить вина, ведь схимники не пьют вина». И вот через пару дней отец Селафиил говорит ему за обедом:

– Брат, налей-ка нам по кружечке вина.

Брат этот был дородный, весил более 90 килограммов, а батюшка маленький и тщедушный. Когда они выпили по кружечке, батюшка снова говорит:

– Налей еще по одной.

Брат видит: у батюшки покраснел нос и язык стал заплетаться. Затем батюшка сказал:

– А теперь запри дверь, и давай поспим немного.

Батюшка сделал это затем, чтобы выбить у брата из головы ту мысль, будто быть схимником значит не пить вина. А ведь батюшка вообще не брал в рот ни капли, и не только по воздержанию, но и потому, что уже 40 лет страдал язвой желудка в тяжелой форме.

46. Из-за язвы желудка у батюшки в келье всегда имелся мешочек с сухарями. Видя, как важно для батюшки иметь под рукой сухари, я сказал ему однажды:

– Батюшка, благослови нам пойти в трапезную, нарезать хлеба и подсушить его на плите, сухари тут же и будут готовы.

Батюшка робко ответил:

– Нет, не надо, чтобы не произошло соблазна, будто я посылаю вас пользоваться плитой в трапезной, и чтобы братия не возроптали. Не надо, нам носит их просфорник, когда может, он ведь сушит просфоры, если они у него не получаются как следует.

Так заботился батюшка о том, чтобы не побеспокоить и не ввести в соблазн никого.

47. В другой раз один священник из Румынии привез для батюшки посылку с книгами, чтобы он раздавал их верующим. Батюшка очень обрадовался книгам, как дитя, хотя сам ничего не видел и не мог их читать. Он сел радостный на краешек кровати и попросил принести книги, чтобы он положил на них руку. И тут же спросил:

– А на улице уже стемнело?

– Нет, батюшка.

– Ну, раз так, то подождем; когда стемнеет, тогда и принесете их. Чтобы не увидел их кто-нибудь из братий и не сказал: «Ты посмотри, какие у них книги», и не впал в соблазн.

48. Однажды батюшка лежал на кровати, а я за столом писал иконочку. После затянувшейся тишины, когда я уже думал, что батюшка спит, он вдруг говорит:

– Ой, ой, какие они красивые!

– Кто, батюшка?

– Двое юношей.

Полагая, что батюшка видит ангелов, я подумал, что это, должно быть, мой ангел хранитель и еще один ангел пришли, чтобы научить меня писать иконы. И я начал у него выспрашивать:

– А где они стоят, батюшка?

– И что делают?

– Молчат.

– А они красивые?

– Очень красивые.

– Очень красивые, но только я знаю, сколько коварства скрывают они!

И затем сразу же:

– Фу, какими отвратительными они стали! Всё, уходят!

Я еще спросил его, зачем они приходили и что делали. Батюшка сказал, что эти двое были бесами из мудрых, посланными с самого престола сатаны, чтобы послушать, о чем мы советуемся (то есть что нам советует батюшка), и знать, какие искушения нам еще подготовить.

49. Однажды, сидя в кровати, батюшка заговорил:

– Эта рыба хорошая, но она недосолена.

– Какая рыба, батюшка? Ты сидишь в кровати, а не за столом.

– Да, я вот проголодался и захотел съесть кусочек рыбы, но она недосолена.

Брат пошел в трапезную и, к своему великому удивлению, увидел, что там жарят рыбу. Тут надо заметить, что в Новом Нямце редко едят рыбу. И если бы я не читал о старце Порфирии, как он сходил духом под землю и пробовал воду из источников, чтобы увидеть, сладкая ли она, то подумал бы, что отец Селафиил бредит. Но, видимо, и он мог идти духом, куда хочет, и если у него был аппетит, то и рыбы отведать.

50. Батюшка достиг чистоты ребенка. Диавол уже не мог его одолеть никакой страстью. Келейник, ночевавший в той же келье, говорит, что у батюшки было два сна: первый, будто он ест, а второй, будто идет дождь с грозой в келье. Дождь и гроза во сне – вот и всё, что еще мог диавол воздвигнуть против старца.

51. Батюшка никогда не повелевал, даже самому юному послушнику, даже ребенку. Он считал себя ниже всех и показывал это своей жизнью. Когда наступал час молитвы, батюшка спрашивал своего келейника, хочет ли он сотворить молитву. Бывало, что братия, читавшие ему, уставали, потому что батюшка хотел, чтобы ему вычитывали весь суточный круг богослужений, три канона, одну кафизму, один акафист, одну кафизму из Псалтири Пресвятой Богородице. Когда всё это читалось лишь двумя людьми по несколько дней подряд, то бывало тяжеловато. Так, у одного из келейников образовалась рана в горле от столького чтения, ведь нужно было читать громким голосом, поскольку батюшка плохо слышал. Так что бывало, что и не хотелось читать. Тогда мы говорили:

– Не теперь, батюшка.

– А когда?

– Попозже, мы устали.

– Хорошо, – говорил батюшка без обид, – тогда и я присоединюсь к вам.

И, продолжая сидеть на стуле, тянул четки. Через несколько минут снова говорил:

– И сколько же сейчас времени? Наверно, прошел уже час.

– Не прошел, батюшка, прошло всего пять минут.

– А, ну ладно.

И начинал снова тянуть четки. Затем через пару минут снова говорил:

– Еще не прошел час?

– Нет, батюшка, прошло всего пять минут!

Но поскольку терпение и смирение батюшки побеждало нас, то мы переставали сопротивляться и говорили:

– Батюшка, хочешь, чтобы мы начали молитву?

– Да! Хочу! – отвечал батюшка радостно и без следа огорчения.

– Благослови!

– Благословен Бог наш…

Так поступал батюшка всегда: и на молитве, и за столом, во всем. Ничего не делал, пока не спросит у стоящего рядом: «Помолимся?» – или: «Поедим?» – или: «Пойдем в церковь?» И если ему говорили: «Нет!» – то он больше не настаивал, кто бы с ним ни был, повинуясь во всем, словно учеником был он. Если нужно было, он менял свое время сна и молитвы, как того хотел келейник, и не держал никаких обид.

52. Однажды утром он сказал:

– Этой ночью я думал, что умру, так сильно у меня болела печень. Я уже хотел помолиться Богу, чтобы Он меня забрал, да побоялся, как бы не пойти против Его воли.

Батюшка не молился даже о том, чтобы у него прошла боль, говоря, что таким образом Бог очищает его.

53. В другой раз он сказал мне, что в болезнях он достиг бесстрастия, так что ему кажется теперь, что у него вовсе нет плоти.

54. Даже когда его мучили лютые непрекращающиеся боли, он никогда не проявлял недовольства, и если его спрашивали о чем-нибудь, то отвечал со всей любовью и никого не заставлял себя ждать.

55. На погребении отца Селафиила владыка Доримедонт сказал:

– От нас ушел столп, поддерживавший Церковь, молитвенник о душах наших, наставник, мученик и исповедник. У отца Селафиила был дар от Бога. Каждый грешник, приходивший к нему, какие бы большие грехи у него ни были, уходил утешенным и с надеждой на спасение.

56. Отец Селафиил умер так, как хотел этого. Дверь в дверь с кельей батюшки жил отец Сергий, архимандрит, который перед смертью не мог есть десять дней. Иногда отец Селафиил говорил:

Хорошая смерть была у отца Сергия, мне тоже хотелось бы не есть десять дней перед смертью.

Так оно и случилось, ибо в последние десять дней батюшка не мог ни есть, ни пить, потому что его рвало. Из-за летней жары во рту у него пересыхало, и единственное, что можно было для него сделать, – это смочить ему губы влажной салфеткой. Батюшка был в ясной памяти, но не мог говорить от измождения. В последний день, когда влажная салфетка коснулась его губ, батюшка отвел ее рукой в сторону, тем самым показывая, что в этом нет необходимости.

Он подвизался до последнего мгновения и угас, как свеча, догоревшая до конца. Присутствовавшие при кончине говорят, что батюшка распрямил руки перед последним вздохом.

В последние дни батюшка говорил, что его посещал один очень красивый святой мученик, говоривший ему длинную речь о вере и будущей жизни, а также женщина в белом.

57. Что отец Селафиил был совершенным – это видно было по всему. Любой может держать себя в руках в присутствии гостей, но быть невозмутимым все время – для этого нужно иметь благодать Божию.

Случалось и мне читать батюшке правило вместе с келейником. В течение трех месяцев я находился в келье батюшки с утра, как только он просыпался, и до вечера, когда он ложился спать. И во все эти дни, мучила ли его бессонница, страдал ли он от лютых болей, я ни разу не слышал, чтобы он сказал: «Оставь меня в покое», – или: «Мне некогда», – или: «Займитесь своим делом». Ни видом своим, ни движением он ни разу не выказал нетерпения или недовольства, даже малейшего. Так что я ни разу не почувствовал себя ни огорченным, ни обиженным или обойденным вниманием, хотя у меня никогда не было должного поведения.

В отце Селафииле явственна была любовь, которой Христос любит людей, ведь сколько раз я ни проявлял непослушание ему и ни перечил ему, батюшка ни разу не сказал: «Вот видишь, если бы ты меня послушал», – или: «Я же говорил тебе», – но всегда встречал меня с неизменной любовью, словно мое прегрешение не касалось его. Поэтому я могу сказать, что никогда еще не видел таких людей, как отец Селафиил.

Сретение в Оптиной — вслушайтесь! — мягкое созвучие, которое волнует стихотворца, как, впрочем, и созвучие названия "Оптина Пустынь". Но оно стало в итоге названием не стиха, а цикла заметок. И вот почему.

Сретение Господне канонически продолжается 8 дней: с 15 по 22 февраля. Но поскольку церковный день начинается с вечера, то Сретение реально празднуют с 17 часов 14 февраля. И эта первая вечеря — самая торжественная. Так что в светских понятиях этот праздник продолжается 9 дней. И все они наложились на 14 дней моего пребывания в Оптиной. Поэтому никаких других версий названия заметок у меня даже не возникало.

На самом деле Сретение — день поворотный от Ветхого Завета к Новому. Но Пресвятой Богородице было угодно сделать его предвесенним, теплым. Двадцати-тридцатиградусные морозы понедельника-вторника снизились в среду до минус 2. Свежий мягкий снег с нежностью покрыл округу. Голуби, участвующие в исходном сюжете Сретения, расселись огромной стаей над фреской святых ворот монастыря. На ней изображено введение Богородицы в Иерусалимский Храм (это же Свято-Введенская Оптина Пустынь) — вероятно, более близкого к празднику сюжета у голубей просто не нашлось под крылом.

А вот ангелы поприветствовали праздник (он на самом деле соединяет в себе черты Богородичного и Господского праздника) неожиданным образом. И то, что неожиданно для меня, для читателя этих заметок будет тем более неслыханным. Лучше поясню.

По свидетельству книги Иова, в то мгновение, когда были сотворены звезды, "восхвалили Господа гласом великим все Ангелы Божьи". Эти прекраснейшие гимны воспеваются и до ныне бесплотными хорами. Ликование этих духов при сотворении именно звезд не случайно, ибо эти существа таинственно управляют небесными светильниками. Вифлеемская звезда была ангелом. А "Апокалипсис" даже знает ангела, "стоящего на Солнце".

И вот в конце облачного снежного дня Сретения я вышел после вечернего правила из храма архангела Михаила на скитский двор и застыл в изумлении. В ясном небе горели созвездия, какие бывают разве что в горах. Прямо передо мной стоял красавец Орион, над головой — Кассиопея, за спиной — Большая Медведица. Но Ковш, ладно, а вот такого красивого Ориона я, пожалуй, прежде и не наблюдал. Было, к примеру, ясно видно, что Бетельгейзе именно красная звезда... До пояса Ориона иногда поднимались дымы кочегарки скита, которые сдувало далее так, что они смешивались с туманностями Млечного пути...

С 14 по 22 февраля в центре Казанского храма была выставлена Сретенская икона, к которой я каждый вечер подходил для поцелуя. Она была украшена по периметру белыми розами и белыми лилиями — то есть чуть ли не самыми влаголюбивыми цветами, не уживающимися друг с другом в одной вазе, однако прекрасно чувствующими себя в одном окладе. В течение девяти дней они оставалась свежими и пахучими, так что их можно было бы продавать в цветочном ларьке. Поскольку сама икона была без стекла, их вряд ли даже спрыскивали из пульверизатора. Что это? Обыденное чудо? Благодать Пресвятой Девы? Кажется, никто кроме меня не обращал на это внимания.

На клиросе пели: Радуйся, Благодатная Богородица Дева, из Тебя воссияло Солнце правды - Христос Бог наш, просвещающий во тьме...

На фотографии схимонах в традиционных расшитых одеждах. Это высшая формальная ступень монашества, когда монах уже не трудится на послушаниях, а только молится. В Оптине таких несколько человек. К одному из них я обращался за помощью в отсутствие старцев*.

[Конкретно на этом фото - схиархимандрит Захарий (Потапов), с которым не общался. Но зато был впечатлен обстоятельствами его рождения.
Его папа уезжал на фронт. Эшелон стоял в ожидании отправления недалеко от их селения. В день отправления отца на фронт родился у него сын — будущий молитвенник и подвижник благочестия. О рождении сына хотели сообщить воину, отправляющемуся на войну. Бежал старший брат родившегося младенца к эшелону, но не успел обрадовать отца: поезд уже ушёл. В первом же бою папа отца Захарии погиб].

Священники же были одеты в голубое. В праздники, посвященные Божьей Матери, служба совершается в облачениях голубого цвета, потому что Пресвятая Богородица, будучи избранным сосудом благодати Святого Духа, являет собой небесную чистоту и непорочность.

В день отдания праздника Сретения (23 февраля) у меня как раз случился личный праздник, про который я упомянул в последних строках предыдущей заметки.

_________________

* — На мой ограниченный и субъективный взгляд про личности Оптины можно пока сказать следующее:
лучший дьякон — иеродиакон Илиодор (Гариянц), лучший исповедник — иеромонах Силуан, лучший молитвенник — схимонах Евфимий. (Надеюсь, они этого никогда не прочтут, так как похвалить монаха — все равно что подставить подножку бегущему).

Славится также иеромонах Антоний. На каждую исповедь он приносит стопку книг, высотой в полметра. И по необходимости отправляет исповедующихся перечитать какую-нибудь главу, разъясняющую нюансы исповедуемого греха. Я у него тоже побывал разок, и прочитанная глава оказалась полезной. Но о. Силуан мне понравился больше: с ним можно просто поговорить после исповеди — сразу после разрешительной молитвы. Кажется, именно он запечатлен на этой ретро-фотографии из 90-х.

СОБОР ПРЕПОДОБНЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ


По преданию, монастырь Оптина пустынь основан недалеко от города Козельска на берегу реки Жиздры в конце XIV - начале XV вв.. Основателем обители был гроза окрестных лесов, разбойник душегубец по имени Опта (Оптия), впоследствии раскаявшийся и принявший монашество с именем Макарий.

Несколько раз обитель переживала периоды кризиса и упадка. Известно, что в 1773 году в монастыре было всего два монаха — оба глубокие старики. Но в 1821 г. обстановка изменилась, наступило возрождение обители после устройства калужским владыкой Филаретом Свято-Иоанно-Предтеченского скита при монастыре. Калужский архиерей обратился к известному старцу иеросхимонаху Афанасию, ученику великого молдавского старца преподобного Паисия Величковского, жившему с братией в Рославльских лесах. Епископ предлагал старцам избрать уединенное место на территории обители «для безмолвного и отшельнического жития, по примеру древних св. отцов пустынножителей». По благословению отца Афанасия в Оптину пустынь из Рославльских лесов прибыли отшельники во главе с братьями Путиловыми — будущими преподобными оптинскими старцами Моисеем и Антонием. Они поселились на монастырской пасеке, восстанавливая обитель.

С тех пор Оптина Пустынь стала, по выражению о.Павла Флоренского, «духовной санаторией многих израненных душ». Там поселились привыкшие к уединению пустынники, а духовной жизнью стали заведовать старцы, в то время как настоятель был только администратором.

Первоначально братство Свято-Введенского скита состояло из 6 человек: о.Моисея (Путилова), ставшего начальником скита, его брата о.Антония (Путилова), о.Савватия, послушника Иоанна Дранкина, а также схимонаха Вассиана и монаха Илариона.

Оптина пустынь создавалась полностью на тех началах, которые проводил в своей деятельности прп.Паисий (Величковский; 15/28 нояб. 1794), выходец из Полтавской губернии, переводчик и составитель славянского варианта знаменитого духовного свода "Добротолюбия". У преп.Паисия все было обращено на внутреннюю сторону иноческой жизни, самоусовершенствование духа. Им было введено старчество и обязательное изучение святоотеческих творений как основания, на котором должна созидаться жизнь всякого инока. Преп.Паисий сделал такую широкую постановку старчества, какой не имело оно ни в одном монастыре в XVIII веке - ни в русском, ни в афонском. В русских монастырях к первой половине XVIII века старчество было забыто. В это время не существовало старчества также и на Афоне, что видно из жития преп.Паисия, который не нашел себе на Афоне наставника, искусного в Божественных и отеческих писаниях. Но духовное руководство иноками не было забыто в Молдавии: здесь в отдельных скитах существовало старчество, здесь преп.Паисий уяснил и необходимость внутреннего духовного подвижничества. Но старчество существовало в отдельных небольших скитах, и нужно было, чтобы явился человек, каковым и стал преп. Паисий, который бы силою своего слова, силою своей энергии и влияния ввел его в общежительную жизнь монастырей как основной его нерв, упрочил бы его в общежительном строю иноческой жизни.

Переняв опыт преп.Паисия, Оптина Пустынь возрастила целую лествицу старчества, которая возводила целые поколения русских людей в Царство Небесное.

Первым великим Оптинским старцем стал иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) , прибывший в скит в апреле 1829 года, человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии. Богатырь духовный, нелицеприятный, иногда даже резкий в слове. Именно к нему обращались за духовной помощью не только братия, но и многие миряне из разных сословий и званий, жившие в далеких российских губерниях. Отец Лев (в мантии Леонид) был родом из купеческой семьи города Карачаева Орловской губернии, в Оптину пустынь прибыл уже на склоне лет. В молодости он обладал баснословной силой, но и теперь был высокого роста, говорил басом, немного юродствовал, шутил, но это всегда имело скрытый назидательный смысл. Он читал в душе каждого из приходивших к нему забытые тайные грехи, сокровенные помыслы.

- Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращение к тебе других, если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь.

Преемником старца Льва стал его ученик и сотаинник иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860) , сохранивший и в старческом служении особую деликатность, скромность характера, привлекшие в Оптину писателей. Старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях - это смирение, считая её основанием христианской жизни. «Есть смирение - все есть, нет смирения - ничего нет», - говорил преподобный. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.

- Вам хочется не только быть хорошею и ничего не иметь худого, но и видеть себя таковою. Желание похвально, а чтобы видеть свои добрые качества, это уже есть пища самолюбию…

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) - кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители: стену-ограду с семью башенками, новые братские корпуса, трапезную, библиотеку, гостинницы, конные и скотный дворы, черепичный и кирпичный заводы, мельницу, братское кладбище и весь скит. И нередко все это строилось только для того, чтобы дать работу и прокормить местных жителей в голодные годы. При нем развели огромные огороды и фруктовые сады. Этим помогли бесчисленные паломники притекавшие в Оптину, зато других кормили бесплатно, даже когда и сам монастырь нуждался. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.

- Если кому когда милование какое-нибудь сделаете — за то помилованы будете.

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) - брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку, - говорил он перед своей кончиной.

- Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: “Стерплю это я для Иисуса Христа!”. Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно.

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805—1873) - ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. «Только с той минуты, как мы узнали его, - вспоминает духовное чадо старца, - мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный...». Старец-скитоначальник скончался в молитве, с четками в руках.

- Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твое сердце.

- Замечания делай не давая пищи собственному самолюбию, соображая, мог ли бы ты сам понести то, что требуешь от другого.

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) - великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ - искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. Под шутливостью скрывавший великие духовные дарования, "столп старчества" Оптиной. Ученик старцев Леонида и Макария, унаследовал от них благодатный дар старчества, в беззаветном служении людям пребывал более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления - источник духовной мудрости для ищущих спасения. Преподобный имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный он особенно отличался христианской любовью.

- Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем.

- Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение.

- Всякий, хоть и маленький грешок надо записывать, как вспомнишь, а после каяться. Оттого некоторые долго не умирают, что задерживает какой-нибудь нераскаянный грех, а как покаются, так облегчаются... а то мы откладываем: то грех мал, то стыдно сказать или после скажу, а придем каяться и нечего сказать.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) - скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения и молитвенного делания. Преп. Амвросий говорил, что ему была дана такая молитва и благодать, какая одному из тысячи дается.

- Мы обязаны, чтобы всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать.

- Учись быть кроткой и молчаливой, и будешь любима всеми. А раскрытые чувства то же, что ворота растворенные: туда бежит и собака, и кошка... и гадят.

- Молитва к Богу всякая доходна. А какая именно — об этом мы не знаем. Он — Один Судия праведный, а мы можем ложь признать за истину. Молись и веруй.

- Пожалей, и не осудишь.

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) - приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. Он не знал покоя - двери келии его были открыты для братства и убогих. В пище, и в одежде, и в убранстве келии соблюдал полную простоту древних подвижников.

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) - ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Преп. Иосиф был человек глубокого внутреннего делания, всегда хранивший сердечное безмолвие и непрестанную молитву.

- Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начнем роптать.
- Что трудом приобретается, то и бывает полезно.
- Что легко для тела, то неполезно для души, а что полезно для души, то трудно для тела.

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) - скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Умудренный долгой жизнью в миру, умел видеть "знамения времени" и наставлял своих духовных чад в готовности "пострадать за веру даже до смерти". Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние.

- Не беспокойтесь! За Церковь не бойтесь! Она не погибнет: врата адовы не одолеют ее до самого Страшного суда. За нее не бойтесь, а вот за себя бояться надо, и правда, что наше время очень трудное. Отчего? Да оттого, что теперь особенно легко отпасть от Христа, а тогда — гибель.

Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855—1922) - любвеобильный батюшка, прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.

- Говорят, храм скучен. Скучен, потому что не понимают службы! Надо учиться! Скучен, потому что не радеют о нем. Вот он и кажется не своим, а чужим. Хотя бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы участие в хлопотах по украшению храма — не был бы он скучен.

- Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!

Иеросхимонах Нектарий Оптинский (1853—1928) - последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих. За советами и молитвенной помощью к нему обращались и простые миряне, и великие Святители. Незадолго до революции старец стал ходить с красным бантом, предсказывая грядущие события. У него была птичка, которая свистела, и он заставлял в нее дуть взрослых людей, пришедших с пустыми горестями; имелся волчок, который он заставлял запускать известного профессора; были детские книжки, которые старец давал читать представителям интеллигенции. В начале ХХ в., ознаменовавшегося интеллектуальной революцией, преподобный советовал жить и учиться так, чтобы ученость не мешала благочестию.

- Главное, остерегайтесь осуждения близких. Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: “Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего”.

- Человеку дана жизнь на то, чтобы она ему служила, не он ей, то есть человек не должен делаться рабом своих обстоятельств, не должен приносить свое внутреннее в жертву внешнему.

- Ищите во всем великого смысла!

Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) - исповедник веры, выросший в меру старца в тридцатилетнем возрасте, ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.

- Молитвенное правило пусть будет лучше небольшое, но исполняемое постоянно и внимательно...

- На кощунствующих надо смотреть как на больных, от которых мы требуем, чтобы они не кашляли и не плевали...

- Не надо давать волю своим чувствам. Надо понуждать себя обходиться приветливо и с теми, которые не нравятся нам.

- “Иисусова молитва” заменит крестное знамение, если почему-либо нельзя будет возложить его.

- Что лучше: редко или часто приобщаться Св. Христовых Тайн? — сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя — Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое не достоинство, не решился принять, и тоже хорошо поступил. Поступки их, хотя и противоположные, но по побуждению одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству.

- Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому. Печаль исходит от привязанности к видимым вещам.

- Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нем.

- Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага — диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей...

- Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицом Божиим. Помните, что Господь видит все.

- Терпение есть непрерывающееся благодушие.

- Спасение ваше и погибель ваша — в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему. Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий.

Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938) - последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе, твердо стоя в своем исповедании: “От креста своего не побегу!”

В тридцатых годах, во время гонений на церковь многие иеромонахи были арестованы, но и в тюрьмах и лагерях благодаря молитвенникам Оптинской Пустыни продолжали теплиться в сердцах людей любовь и вера. В 80-х годах ХХ века возродилась духовная жизнь Святой Обители, возродились и традиции Оптинского Старчества. Нескончаем поток паломников в Оптину Пустынь и по сей день.

В 1988 году по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославления преподобного Амвросия Оптинского, а 10 июля 1998 г. были обретены мощи преп. Амвросия вместе с мощами ещё шести Оптинских старцев.

26-27 июля 1996 г. тринадцать Оптинских Старцев были причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни. В 2000 году преподобные Оптинские Старцы были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Православный народ всегда чувствовал соборность оптинского благочестия, недаром одна из любимых молитв та, которая долго переписывалась верующими от руки, а теперь уже неоднократно издана, названа "Молитва оптинских старцев", без определения авторства. И в этой молитве отразился особый "оптинский дух", который и сейчас жив в стенах обители. Прежде всего, это отсутствие какого-либо показного благочестия, жизнерадостность в в отношениях с людьми при спрятанности внутренних борений; это святая простота, нелюбовь к "высокому штилю", житейская опытность и все покрывающая любовь, но при строгости к разрушителям Православия.

И еще одна черта, очень важная для нашего времени - "историческая жизнерадостность". Все старцы оптинские говорили и писали о грядущих бедствиях, их пророчества были очень конкретные и многие из них уже сбылись, но тон пророчеств, общее настроение при разговорах об испытаниях и даже о конце времен непременно проникнуты упованием на милость Божию к верующим. Старцы верили в будущее духовное возрождение России и повторяли, что при любых скорбях надо помнить, что "любящим Господа все содействует ко благу" и "вообще всякое торжество зла над добром бывает только мнимое, временное", потому что "зло уже побеждено Самим Спасителем нашим Сыном Божиим Иисусом Христом".

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва Оптинских старцев



Тропарь Собору преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших, глас 6:
Православные веры светильницы, /монашества непоколебимии столпи,/ земли Российския утешителие, /преподобнии старцы Оптинстии,/ любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии,/ молитеся ко Господу,/ да утвердит земное отечество ваше в православии и благочестии/ и спасет души наша.

Кондак, глас 4:
Воистину дивен Бог во святых Своих,/ Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый,/ идеже богопросвещеннии отцы,/ тайныя сердца человеческого ведуще,/ народа Божия печальницы доблии явишася:/ сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша,/ в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша/ и Божией премудрости научиша,/ страждущим и немощным спострадаша и исцеления дароваша,/ ныне же, во славе Божией пребывающе,/ молятся непрестанно о душах наших.

Док.фильм «НЕИЗВЕСТНАЯ ОПТИНА» (2017)

Док.фильм «МОНАСТЫРИ РОССИИ. Оптина Пустынь.» (2016)

Фильм 1-го канала «ОПТИНА ПУСТЫНЬ» (2016)

Оптина пустынь – обитель с трудной и необычной историей. Разоренная оброком в годы правления Петра I, разрушенная практически до основания и превращенная в лесопилку и дом отдыха в годы богоборчества, Оптина пустынь выстояла и до сих пор принимает паломников, а чудеса Оптинских старцев известны по всему миру. Молитвы Оптинских монахов помогают людям, а мы расскажем вам о прекрасной обители, ее истории и наследии.

История монастыря

Оптина пустынь – ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Он расположен неподалеку от Козельска Калужской области и был основан в IV в., но его история уходит корнями в Средневековье. Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему, к сожалению, у нас не сохранилось подлинных сведений о первом создателе монастыря. Сохранилось лишь несколько легенд, одна из которых касается разбойника по имени Опта, который жил неправедной жизнью, но потом с ним что-то произошло, он принял монашеский постриг с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря.

Согласно другой легенде Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество или кто-то из его наследников.

Есть также версия, что ранее в обители жили и монахи и монахини, а такие монастыри в древности называли Оптиными. Точных данных о создании Оптиной пустыни не сохранилось. Ясно одно: в этих прекрасных уединенных и живописных местах все располагало к монашеской жизни.

В разные времена монастырю жилось очень тяжело. В начале VI века, при игумене Серии в монастыре была единственная деревянная церковь и всего шесть келий, братия состояла из двенадцати монахов, а во главе братии стоял иеромонах Федор. В 1689 году бояре Шепелевы построили Введенский собор. В годы правления Петра I Оптина пустынь платила огромный оброк, практически непосильный для обители. В казну были отобраны рыбная ловля, мельница и другое имущество, приносившее Оптиной пустыни хоть какой-то доход. Со временем Оптину пустынь упразднили, назвав “малобратным монастырем”. Восстановить Оптину пустынь удалось благодаря ходатайству стольника Андрея Шепелева в 1726 году. Монахам даже удалось вернуть мельницу.

В 1795 году для Оптиной пустыни наступили лучшие времена. Обители уделил внимание московский Митрополит Платон. По благословению митрополита началась застройка обители, которая длилась много лет. Строителем был назначен отец Аврамий, своего служения он не оставлял вплоть до того момента, когда немощь заставила его просить освободить от работ. В 1801 году «за отличные услуги обители к общей пользе», отца Авраамия произвели в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной пустыни. До преклонного возраста все любили и уважали его в обители, где он смог при жизни увидеть достойные плоды своих величайших трудов.

Вплоть до 1861 года обитель процветала. В братстве было уже более 150 человек. Оптина пустынь вела, в том числе, и издательскую деятельность. Труды старцев Оптиной пустыни издавались достаточно широко, приумножая достояние святого места.

В 1923 году, во времена богоборчества, Оптину пустынь закрыли. Но не просто закрыли, а разрушили многие храмы, надругавшись над святым местом, превратив его в светские учреждения. Снова начался трудный период истории обители. Большевики закрыли храмы монастыря, превратив их в лесопилку, а скит в дом отдыха. Лишь в 1987 Оптина пустынь вернули Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 года после долгого перерыва в Оптиной пустыни совершилось первое богослужение. По сей день в обители принимают тысячи паломников.

Храмы Оптиной пустыни

Введенский собор

Это – главный храм Оптиной пустыни, который строили с 1750 п0 1771 год. В храме находятся мощи преподобных Амвросия и Нектария, старцев Оптиной пустыни, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.

Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери

Впервые этот храм Оптиной пустыни был построен в 1809-1811 году. В советские годы он был разрушен до основания. В 1989 году археологи обнаружили фундамент храма. Считается, что в келии при храме когда-то жил преподобный старец Анатолий (Потапов). В 1996 году храм был восстановлен и сначала стал усыпальницей старцев Оптиной пустыни. В 1988 году среди всех старцев Оптиной пустыни первым в лике святых был прославлен преподобный Амвросий. В 1996 году уже четырнадцать Оптинских старцев были признаны святыми, мощи семи их них торжественным крестным ходом перенесли в Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. По сей день храм остается усыпальницей Оптинских старцев.

Храм Преображения Господня

Этот храм был заложен Патриархом Алексием II во время его последнего визита в Оптину пустынь и освящен в 2007 году. Храм не случайно посвящен Преображению Господню. Получилось так, что Оптина пустынь была окончательно закрыта именно на день Преображения Господня в 1923 году. На территории монастыря появились другие организации, а братия монастыря начала свой исповеднический путь. Многие из них поселились в Козельске, в местных деревнях. Некоторые были арестованы. В Храме Преображения Господня хранятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко).

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

Этот храм был построен в 1881 году, но впоследствии разрушен и восстановлен лишь в 1996 году. В храме хранятся мощи преподобных старцев Оптиной пустыни Моисея, Антония и Исаакия I. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери – самый большой храм обители.

Храм в честь преподобного Илариона Великого

Этот храм находится за стенами Оптиной пустыни. Он был построен в 1874 году. В том же здании находятся гостиница и трапезная для паломников.

Храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В этом храме совершаются богослужения по особому уставу для монашествующих. Паломники допускаются на богослужения в храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна лишь по особым дням: Рождество Иоанна Предтечи, Собор Иоанна Предтечи, Усекновение главы и понедельник Светлой седмицы.

Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»

Этот храм достаточно новый, его построили в 2000 году на территории подсобного монастырского хозяйства.

Передвижной храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Этот храм является передвижным и устанавливается в Оптиной пустыни там, где идут сезонные полевые работы.

Храм в честь преподобной Марии Египетской

Этот храм сейчас находится в стадии реставрации.

Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского

Этот храм расположен на территории Иоанно-Предтеченского скита. В здании храма сейчас – гостиница для паломников.

Храм в честь Всех Святых

Этот храм находится на месте бывшего монастырского кладбища за пределами монастыря. В годы богоборчества был полностью разрушен и сейчас находится в стадии восстановления.

Часовня на месте погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта

Эту часовню построили в 2008 году. Сейчас она расположена на территории монастырского кладбища.

Оптинские старцы

Оптинское старчество основал

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768–1841)

Огромное количество обездоленных и паломников стекалось в Оптину пустынь, чтобы стать свидетелями многочисленных чудес, творимых старцем. Учеником и сотаинником старца Льва был

Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788–1860)

Он понес подвиг старческого окормления, а основой жизни христианина считал смирение. Известны слова старца: «Есть смирение - все есть, нет смирения - ничего нет».

Еще одним учеником старца Льва был

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782–1862)

Он был кротким и мудрым. Застал расцвет Оптиной пустыни, во многом своим расцветом обитель обязана именно ему. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Сподвижником и братом Схиархимандрита Моисея (Путилова) был

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795–1865)

Будучи смиренным молитвенником, он нес тяжелый крест телесной немощи. В болезни, незадолго до своей кончины он говорил «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».

У старца Макария был преемник

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805–1873)

Он был известен тем, что возвратил в лоно Церкви многих, отпавших от нее и скончался в молитве, сжимая четки в руках.

Одним из самых известных Оптинских старцев был и остается

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812–1891)

Он известен многочисленными чудесами. Будучи учеником старцев Леонида и Макария, старец Амвросий унаследовал от них благодатный дар, он служил людям тридцать лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри. Широко известны письма и наставления старца Амвросия. Он прославлен в лике святых.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824–1894)

Был известным молитвенником и подвижником, также окормлял Шамординскую женскую обитель. Его знали, как человека обладающего уникальным даром утешителя во всякой скорби.

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810–1894)

Управляя обителью, он обладал удивительной добротой и смирением, а двери его келии всегда были открыты для страждущих. Убранство его келии отличалось простотой и аскетичностью.

Среди множества старцев Оптиной пустыни один застал всю тяжесть поругания святого места. И вынужден был стать свидетелем богоборчества. Этим старцем стал

Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865–1938)

Четыре раза он находился за свою веру в тюремном заключении по ложным обвинениям и был расстрелян 8 января 1938 года. Его святые мощи не обретены и захоронены в братской могиле. Его кончина увенчана страданиями за Господа нашего Иисуса Христа.

Чудеса Оптиной пустыни

По молитвам старцев Оптиной пустыни не раз свершались Оптина пустынь – место для паломничества, многие и сейчас ожидают именно чудес, рассказы о них часто встречаются на православных форумах и порталах. Но, конечно, истинное чудо – существование древней обители, прошедшей через множество испытаний. Многие храмы были уничтожены до основания и до сих пор находятся в стадии восстановления. Оптинских старцев и монахов пытали и убивали в богоборческие годы, но обитель до сих пор жива.

Чтобы не впасть в искушения, нам не стоит основывать нашу веру на чудесах. Ведь с нами всегда чудеса православных Таинств – например, таинства Евхаристии. Чтобы стать свидетелями собственных чудес, многие из которых зачастую происходят в душе человека, вы можете отправиться в паломничество в Оптину пустынь, посетить монастырские службы и помолиться вместе с Оптинскими монахами.

Не стоит искушать Господа непременным ожиданием чудес от паломничества, ведь все, что дается нам, дается во имя спасения и, если мы не получили просимое, значит для нашей души это не было необходимо.

Молитвы

Оптинский молитвослов насчитывает множество молитв. Вы можете прослушать:

Вечерние молитвы Оптиной пустыни

Особенна трогательна Оптинская молитва матери о детях, в которой говорится о том, что мать должна быть готова отдать своих детей для служения Господа и принять Его волю, не желая им мирских благ, если в этом нет необходимости для их спасения. Оптинский молитвослов вы можете прочитать на сайте обители .

Широко известны молитвы Амвросия Оптинского:

О начале всякого дела

Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Управи, Господи, все, еже дею, читаю и пишу, все, еже мыслю, глаголю и разумею, во славу Имене Твоего Святаго, да от Тебе на начало приемлет и в Тебе всяко дело мое кончится. Даруй ми, Боже, да ни словом, ни делом, ни помышлением прогневаю Тя, Создателя моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятаго Имене Твоего. Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися.

О семье

В руце превеликаго милосердия, о, Боже мой, вручаю: душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне даннаго, и всех возлюбленных детей. Ты буди Помощником нашим и Покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, в радости и печали, в счастии и несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь.

За врагов

Ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имена) , прости, Господи, Человеколюбче: не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным.

Выбор редакции
Всем огромный привет! Спешу опять порадовать вас самым популярным августовским блюдом. Угадайте с трех раз! О чем я хочу написать? Каких...

Екатерина II – великая российская императрица, царствование которой стало самым значимым периодом в русской истории. Эпоха Екатерины...

Как выяснила «Газета.Ru», эксперты, расследующие катастрофу Robinson R-66 на Телецком озере в Республике Алтай, склоняются к версии, что...

Во время германской компании на Востоке, Messershmitt BF 109 был основным самолетом истребительной авиации Люфтваффе. Несмотря на их...
Гороскоп совместимости: цветы по знакам зодиака лев - самое полное описание, только доказанные теории, основанные на астрологических...
Символ рока и судьбы, предотвратить которую невозможно. Руна Наутиз означает вынужденные обстоятельства, ограничения, несвободу выбора....
Как приготовить лаваш в кляре Сегодня мы предлагаем вам приготовить блюдо, способное стать и замечательной закуской на праздничном столе,...
Чудеса Пресвятой Богородицы в наши дни не перестают удивлять и радовать христиан, а ее помощь приходит всем христианам, которые молятся...
Варенье из крыжовника в мультиварке готовить довольно легко, оно отличается от обычного лакомства, сваренного на плите, лишь своей...