Профессиональная переподготовка военнослужащих фсб в году. О переподготовке увольняемых военнослужащих. Военная ипотека и профессиональная переподготовка


Ленинградский окружной военный суд (Город Санкт-Петербург) - Гражданское

Суть спора: 3.018 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями)


ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 44Га-6/2016

президиума Ленинградского окружного военного суда

Президиум Ленинградского окружного военного суда в составе: председательствующего - Кувшинникова Д.В.,

членов президиума - Басова А.И., Домаша В.В., Шишкина Е.И., Гогина А.В.,

при секретаре Рогачёвой А.В.,

рассмотрел в судебном заседании административное дело по кассационной жалобе административного истца на апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда от 17 декабря 2015 года № 33а-825/2015 по административному иску Сапрыкина Игоря Вячеславовича об оспаривании действий командира войсковой части 53916 (руководителя Контрольной службы ФСБ России), связанных с отказом в направлении на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей.

Заслушав доклад судьи Кислова Д.Н., объяснения Сапрыкина И.В., поддержавшего жалобу, возражения на неё представителя административного ответчика Иванова И.В., президиум окружного военного суда,

У С Т А Н О В И Л:

Командир войсковой части 53916 отказал Сапрыкину в направлении на профессиональную переподготовку, предусмотренную п.4 ст. Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Причинами для отказа послужили пропуск Сапрыкиным установленного п.15 «Инструкции о порядке и условиях реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей» (утв. приказом ФСБ России от 26 января 2009 года № 22) 10-дневного срока подачи соответствующего рапорта, а также получение Сапрыкиным в период службы второго высшего образования.

Полагая, что данный отказ нарушает его права, Сапрыкин обратился в гарнизонный военный суд с административным иском, в котором просил признать отказ незаконным, обязать командира части включить его в список военнослужащих, направляемых на профессиональную переподготовку, и направить для переподготовки по избранной специальности в соответствующее образовательное учреждение.

Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 9 сентября 2015 года требования Сапрыкина были удовлетворены. Суд пришел к выводу, что пропуск срока на подачу рапорта о прохождении профессиональной переподготовки ответчиком не доказан и, кроме того, данный срок не ограничивает право на переподготовку, закреплённое в Федеральном законе. Что же касается получения Сапрыкиным в период службы второго высшего образования, то оно с прохождением переподготовки не связано и переподготовке не препятствует.

Апелляционным определением Ленинградского окружного военного суда от 17 декабря 2015 года решение суда первой инстанции отменено и по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Суд апелляционной инстанции признал обоснованным отказ Сапрыкину в направлении на переподготовку ввиду нарушения им срока подачи рапорта. Суд также отметил, что Сапрыкин перед увольнением реализовал право на получение образования по одной из гражданских специальностей, и в переподготовке, целью которой является адаптация к новым экономическим и социальным условиям после увольнения с военной службы, не нуждается.

7 июня 2016 года в Ленинградский окружной военный суд поступила кассационная жалоба Сапрыкина, в которой он высказывает несогласие с апелляционным определением, просит о его отмене и об оставлении в силе решения суда первой инстанции.

Сапрыкин утверждает, что не нарушил срок подачи рапорта о прохождении профессиональной переподготовки, так как с приказом о внесении изменений в штат органа безопасности его не ознакомили, а начало течения срока, согласно Инструкции, должно исчисляться со дня ознакомления с приказом.

Не препятствовало прохождению профессиональной переподготовки и получение им в период службы второго высшего образования, поскольку получение указанного образования права на переподготовку не исключает.

Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, президиум окружного военного суда считает жалобу подлежащей удовлетворению исходя из следующего.

Согласно ст. основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения норм материального права судом апелляционной инстанции были допущены.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, Сапрыкин проходил военную службу по контракту в подразделении Контрольной службы ФСБ России в г. Мурманске, в 2010 году он достиг предельного возраста пребывания на военной службе.

24 ноября 2013 года у него истекал срок действия контракта, заключённого сверх предельного возраста, а в заключении нового контракта ему было отказано.

В ходе беседы 9 октября 2013 года, имея право выбора основания увольнения (по возрасту, по истечении срока контракта, по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями) Сапрыкин отказался от увольнения без обеспечения жильём и приказом Контрольной службы ФСБ России № 222-лс от той же даты в связи с организационно-штатными мероприятиями с 14 сентября 2013 года был зачислен в распоряжение руководителя службы. При этом последним перед увольнением местом его службы являлось подразделение, дислоцирующееся в Санкт-Петербурге.

Как следует из объяснений представителя ответчика суду апелляционной инстанции, в 2014 году Сапрыкину было предоставлено жильё в Санкт-Петербурге, он проходил военно-медицинское освидетельствование и использовал положенные отпуска (л.д. 150).

28 октября 2014 года Сапрыкин обратился с рапортом о направлении на профессиональную переподготовку, на который 17 декабря 2014 года получил отказ по телефону от сотрудника отдела кадров службы со ссылкой на пропуск установленного в п.15 Инструкции 10-дневного срока для подачи рапорта со дня ознакомления с приказом (выпиской из приказа) о внесении изменений в штат органа безопасности (л.д. 61).

7 апреля 2015 года с Сапрыкиным проводилась беседа, в ходе которой он заявлял ряд просьб, в том числе об ознакомлении с приказом (выпиской из приказа) о внесении изменений в штат органа безопасности, и с решением руководителя Контрольной службы по рапорту о направлении на переподготовку от 28 октября 2014 года (л.д. 63).

21 апреля 2015 года Сапрыкин вновь обратился с рапортом о направлении на профессиональную переподготовку, а 5 мая 2015 года обжаловал в Мурманский гарнизонный военный суд бездействие руководителя Контрольной службы по рассмотрению рапорта от 28 октября 2014 года.

21 мая 2015 года Сапрыкин от имени руководителя Контрольной службы получил письменный отказ в направлении на переподготовку со ссылкой на нарушение срока подачи рапорта и наличие второго высшего образования, полученного в 2014 году по юридической специальности. В тот же день на основании заявления Сапрыкина производство по делу об оспаривании бездействия руководителя Контрольной службы по рассмотрению рапорта от 28 октября 2014 года было прекращено.

В рапорте от 13 июля 2015 года Сапрыкин избрал основание для увольнения и просил уволить его в связи с организационно-штатными мероприятиями. Тогда же с ним была проведена беседа и приказом ФСБ России от 31 июля 2015 года № 596-лс он уволен с военной службы по избранному основанию. Приказом Контрольной службы ФСБ России от 5 августа 2015 года № 155-лс Сапрыкин исключён из списков личного состава с 21 августа того же года.

Суд апелляционной инстанции, согласившись с законностью и обоснованностью отказа в направлении Сапрыкина на переподготовку, неверно истолковал и применил нормы материального права, что выразилось в следующем.

В ч. 4 ст. Федерального закона «О статусе военнослужащих» закреплено право военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования), в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), продолжительностью до четырех месяцев. В случае увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно.

Содержание данного права состоит в адаптации военнослужащих, посредством профессиональной переподготовки в году увольнения с военной службы, к новым социальным условиям с целью содействия их занятости. Реализуется это право в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации, а также иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

В Федеральной службе безопасности Российской Федерации условия и порядок реализации права на прохождение переподготовки определены вышеназванной Инструкцией, утвержденной приказом ФСБ России от 26 января 2009 года № 22.

Сроки для подачи военнослужащими рапорта о направлении на прохождение профессиональной переподготовки установлены в п. 15 Инструкции, в соответствии с которым военнослужащие, увольняемые в связи с организационно-штатными мероприятиями, подают рапорт по команде не позднее 10 календарных дней с даты ознакомления с приказом (выпиской из приказа) о внесении изменений в штат органа безопасности.

Этот срок, по смыслу ч.4 ст. Федерального закона «О статусе военнослужащих», призван оптимизировать решение организационных вопросов прохождения переподготовки военнослужащими ФСБ России и носит вспомогательный характер, так как, являясь одним из элементов порядка (процедуры) направления военнослужащих на профессиональную переподготовку, служит, в конечном счёте, реализации закреплённого в законе права.

Требования, предъявляемые к военнослужащим, претендующим на прохождение переподготовки, исчерпывающе сформулированы в указанной норме Федерального закона. При этом ни в ней, ни в Инструкции возможность отказа военнослужащему соответствующей категории в направлении на профессиональную переподготовку по причине подачи рапорта за пределами сроков, установленных Инструкцией, не предусмотрена.

Нарушение установленного нормативным документом ФСБ России срока подачи рапорта не может быть истолковано как законное основание для лишения военнослужащего права на прохождение переподготовки в силу принципа верховенства закона, закреплённого в ч.2 ст. Конституции Российской Федерации.

К тому же, реализованные в Инструкции порядок и условия направления на переподготовку обязывают органы безопасности планировать мероприятия, связанные с переподготовкой военнослужащих, желающих её пройти, в году, предшествующем их увольнению (п.6 Инструкции).

Увольнение Сапрыкина состоялось в 2015 году – после реализации полагавшихся ему в период военной службы социальных гарантий, о необходимости предоставления которых командованию было заблаговременно известно.

На основании п.4 ст. Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на переподготовку подлежало реализации также в 2015 году, а предшествующие ей определённые Инструкцией организационные мероприятия – в 2014 году.

Поэтому подача Сапрыкиным рапорта 28 октября 2014 года позволяла органам и должностным лицам, на которых приказом ФСБ России от 26 января 2009 года № 22 возложена обязанность по реализации права военнослужащего, обеспечить направление его на переподготовку в году увольнения.

Что касается рапорта от 21 апреля 2015 года, то он являлся повторным и лишь подтвердил ранее высказанное и не отозванное Сапрыкиным намерение пройти переподготовку, в связи с чем срок, предусмотренный в п.15 Инструкции, к нему неприменим.

Кроме того, вывод о нарушении срока подачи рапорта судом апелляционной инстанции сделан вопреки п.15 Инструкции, согласно которому датой начала отсчёта срока на подачу рапорта определена дата ознакомления военнослужащего с приказом (выпиской из приказа) о внесении изменений в штат органа безопасности. В результате рассмотрения дела ответчик не смог доказать дату ознакомления Сапрыкина с приказом, а ссылка в апелляционном определении на осведомлённость военнослужащего о зачислении в распоряжение эту недоказанность не восполнила.

Не основан на законе и вывод суда апелляционной инстанции о фактической реализации Сапрыкиным права на переподготовку путём получения перед увольнением второго высшего образования.

Несмотря на то, что профессиональная переподготовка и получение высшего образования преследуют одинаковую цель расширения области знаний, между ними имеются принципиальные отличия, сформулированные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

Так, в соответствии с ч.1 ст.69 данного Федерального закона высшее образование, в том числе второе высшее образование, направлено на подготовку высококвалифицированных кадров, в то время как профессиональная подготовка - на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новых навыков, новой квалификации (ч.5 ст.76 Федерального закона).

Конституционный Суд РФ в определении от 29 сентября 2015 года № 1888-О указал, что «пункт 4 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в дополнение к предусмотренным Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" гарантиям государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и защиту от безработицы устанавливающий право военнослужащих пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, направлен на обеспечение реализации их права на труд посредством предоставления возможности получения специальности, повышающей конкурентоспособность на рынке труда. При этом данная норма в равной мере распространяется на всех военнослужащих, относящихся к указанным в ней категориям…».

В п.5 Инструкции также предусматривается, что профессиональная подготовка осуществляется по дополнительным профессиональным образовательным программам на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования.

Таким образом, наличие у Сапрыкина полученного в период службы второго высшего образования реализации права на переподготовку не препятствовало.

Условиям, предоставляющим право прохождения профессиональной переподготовки, перечисленным в п.4 ст. Федерального закона «О статусе военнослужащих», Сапрыкин отвечал полностью.

Неверное применение материального закона - п. 4 ст. Федерального закона «О статусе военнослужащих» и п. 15 Инструкции привело к лишению его права на профессиональную переподготовку, повлияло на исход дела и без устранения отмеченных нарушений защита охраняемых законом прав Сапрыкина невозможна.

Изложенное является основанием для признания оспариваемых действий незаконными, отмены в кассационном порядке апелляционного определения и оставления в силе правильного по существу решения гарнизонного военного суда.

Руководствуясь ст. ст. - , президиум окружного военного суда,

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда от 17 декабря 2015 года № 33а-825/2015 по административному иску Сапрыкина Игоря Вячеславовича об оспаривании действий командира войсковой части 53916, связанных с отказом в направлении на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей – отменить.

Оставить в силе решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 9 сентября 2015 года по административному иску Сапрыкина И.В.

Председательствующий Д.В. Кувшинников

14. Военнослужащие имеют право пройти профессиональную переподготовку без взимания с них платы за обучение только по одной гражданской специальности и только в одном образовательном учреждении.

15. Военнослужащие, изъявившие желание пройти профессиональную переподготовку, подают рапорт по команде в следующие сроки:

увольняемые с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе или по истечении срока военной службы - не позже чем за год до наступления предельного возраста пребывания на военной службе или истечения срока военной службы;

увольняемые с военной службы по состоянию здоровья - не ранее даты вынесения военно-врачебной комиссией заключения о признании их негодными (ограниченно годными) к военной службе;

увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями - не ранее даты принятия соответствующими должностными лицами решения о проведении организационно-штатных мероприятий.

16. В рапорте указываются: воинское звание, фамилия, имя, отчество, личный номер, занимаемая воинская должность, дата рождения, общая продолжительность военной службы в календарном исчислении, уровень образования, наименование и местонахождение образовательного учреждения, выбранная программа обучения, форма обучения и основание для прохождения профессиональной переподготовки. К рапорту прилагается копия документа об образовании.

17. Рапорт военнослужащего рассматривается в установленном порядке.

18. В органе безопасности составляются списки военнослужащих, направляемых на профессиональную переподготовку (приложение N 1 к настоящей Инструкции), которые высылаются в образовательные учреждения.

19. Оплата профессиональной переподготовки производится на основании поступивших из образовательных учреждений в органы безопасности документов.

20. Направления на профессиональную переподготовку выдаются военнослужащим на основании вызова из образовательного учреждения (приложение N 2 к настоящей Инструкции).

21. На период осуществления профессиональной переподготовки в образовательных учреждениях военнослужащие освобождаются от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности. В зависимости от формы обучения указанное освобождение может быть частичным или полным.

Для прохождения профессиональной переподготовки в образовательных учреждениях, расположенных в близлежащих к месту прохождения военной службы населенных пунктах, военнослужащие в установленном порядке командируются в соответствующее образовательное учреждение.

22. Направление военнослужащих на профессиональную переподготовку оформляется приказом по личному составу.

Именем Российской Федерации

при секретаре Ф.,

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Замашнюка А.Н.,

при секретаре Ф.,

с участием прокурора Лиховидова К.С.,

представителя административного ответчика Федеральной службы безопасности Российской Федерации Ч., представителя заинтересованного лица на стороне административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С. о признании недействующим подпункта 3 пункта 15 Инструкции о порядке и условиях реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, утвержденной

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Замашнюка А.Н.,

при секретаре Ф.,

с участием прокурора Лиховидова К.С.,

представителя административного ответчика Федеральной службы безопасности Российской Федерации Ч., представителя заинтересованного лица на стороне административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С. о признании недействующим подпункта 3 пункта 15 Инструкции о порядке и условиях реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, утвержденной

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Замашнюка А.Н.,

при секретаре Ф.,

с участием прокурора Лиховидова К.С.,

представителя административного ответчика Федеральной службы безопасности Российской Федерации Ч., представителя заинтересованного лица на стороне административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С. о признании недействующим подпункта 3 пункта 15 Инструкции о порядке и условиях реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, утвержденной приказом ФСБ России от 26 января 2009 г. N 22,

установил:

приказом ФСБ России от 26 января 2009 г. N 22 утверждена Инструкция о порядке и условиях реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей (далее - Инструкция), которая разработана для реализации положений пункта 4 "О статусе военнослужащих", регламентирующих право отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и увольняемых с военной службы по указанным в данной норме основаниям, на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение (далее - профессиональную переподготовку).

Названный приказ ФСБ России зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 февраля 2009 г., N 13411, и опубликован для всеобщего сведения в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 23 марта 2009 г., N 12.

Соответствующим приказом ФСБ России от 3 ноября 2015 г. занимаемая С. должность сокращена, о чем ему было объявлено 9 декабря 2015 г., и одновременно доведен приказ начальника Пограничного Управления ФСБ России по Восточному арктическому району от 7 декабря 2015 г. о зачислении его в распоряжение должностного лица в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. 25 января 2016 г. С. был извещен о предстоящем увольнении с военной службы по названному основанию и лишь 4 мая 2016 г. обратился с рапортом о направлении на профессиональную переподготовку, в чем ему было отказано по причине пропуска срока, установленного оспариваемым пунктом Инструкции.

В заявлении, поданном в Верховный Суд Российской Федерации, С. утверждает о том, что право на профессиональную переподготовку подлежит реализации именно с момента, когда в отношении военнослужащего принято решение о представлении к увольнению, что противоречит оспариваемой им норме.

Административный истец считает, что установленные в пункте 4 "О статусе военнослужащих" и Инструкции сроки возникновения права на прохождение профессиональной переподготовки различаются, а Директор ФСБ России, утвердив названную инструкцию, фактически не установил порядок реализации указанного права, в связи с чем просит признать незаконным и недействующим подпункт 3 пункта 15 Инструкции, поскольку он лишает военнослужащих права пройти профессиональную переподготовку с момента принятия решения о представлении их к увольнению с военной службы.

С. также просит обязать Директора ФСБ России внести соответствующие изменения в оспариваемую им норму Инструкции, которыми определить сроки подачи рапортов военнослужащими, желающими продолжить военную службу, но в отношении которых принято решение о представлении к увольнению.

Административный истец С., надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Поскольку явка административного истца в судебное заседание обязательной судом не признавалась, Верховный Суд Российской Федерации на основании части 5 полагает необходимым рассмотреть дело без участия административного истца.

Представитель ФСБ России по доверенности Ч., возражая против доводов административного истца, пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Директором ФСБ России в пределах полномочий и компетенции, в надлежащих форме и виде, официально опубликован, в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству, права и свободы С. не нарушает, в связи с чем административный иск удовлетворению не подлежит.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации К. также возражала против доводов административного истца, пояснив при этом, что оспариваемый приказ ФСБ России издан компетентным органом, в установленном порядке зарегистрирован Минюстом России, не противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает прав военнослужащих на прохождение профессиональной переподготовки.

Выслушав возражения представителей ФСБ России и Министерства юстиции Российской Федерации, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Лиховидова К.С., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований административного истца, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что административное исковое заявление С. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Пунктами 1 и 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных , ФСБ России как федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности предоставлено право издания на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации нормативных правовых актов в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

На основании пункта 10 и подпункта 5 пункта 11 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного , ФСБ России возглавляет Директор ФСБ России, который издает правовые акты и организует проверку их исполнения.

Таким образом, частично оспариваемая административным истцом Инструкция утверждена правомочным лицом - Директором ФСБ России в пределах его компетенции, в надлежащих форме и виде - приказом, процедура принятия этого нормативного правового акта была соблюдена, а сам приказ в соответствии с частью 3 официально опубликован для всеобщего сведения.

Вопреки доводам административного истца оснований утверждать о том, что оспариваемый им подпункт 3 пункта 15 Инструкции противоречит пункту 4 статьи 19 Закона в части установления иного срока возникновения права на прохождение профессиональной переподготовки, не имеется.

В частности, пункт 2 Инструкции определяет, что направление военнослужащих на профессиональную переподготовку осуществляется на основании их рапорта при соблюдении условий, приведенных в пункте 4 статьи 19 Закона.

Сроки подачи таких рапортов военнослужащими, изъявившими желание пройти профессиональную переподготовку, определены в пункте 15 Инструкции, в соответствии с которым военнослужащие подают рапорт по команде:

Увольняемые с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе или по истечении срока военной службы - не позже чем за год до наступления предельного возраста пребывания на военной службе или истечения срока военной службы (в случае отказа в заключении с указанными военнослужащими нового контракта - не позднее 10 календарных дней с даты ознакомления с принятым в отношении их решением);

Увольняемые с военной службы по состоянию здоровья - не позднее 10 календарных дней с даты ознакомления с вынесенным военно-врачебной комиссией заключением о признании их негодными (ограниченно годными) к военной службе;

Увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями - не позднее 10 календарных дней с даты ознакомления с приказом (выпиской из приказа) о внесении изменений в штат органа безопасности.

Анализ оспариваемой нормы свидетельствует о том, что право на прохождение профессиональной переподготовки перед увольнением с военной службы носит исключительно заявительный характер и зависит от волеизъявления самого военнослужащего, вследствие чего такое право подлежит реализации только после обращения военнослужащего к командованию с соответствующим рапортом в установленном порядке и в установленные сроки.

Определение в оспариваемой норме ограниченного срока на подачу военнослужащим рапорта о направлении на профессиональную переподготовку обусловлено необходимостью своевременного выполнения органом федеральной службы безопасности организационных мероприятий (в частности, по планированию и выделению денежных средств, заключению договора с образовательной организацией и т.д.), непосредственно направленных на реализацию лицами данной категории права на образование.

Более того, согласно пункту 4 статьи 19 Закона профессиональная переподготовка военнослужащих производится с сохранением их обеспечения всеми видами довольствия, а продолжительность ее срока составляет до четырех месяцев, в связи с чем ограниченный срок на подачу соответствующего рапорта является гарантией своевременного направления военнослужащего на обучение до дня исключения его из списков личного состава органа федеральной службы безопасности, что регламентировано пунктом 11 "О воинской обязанности и военной службе" и пунктом 24 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного .

Исходя из изложенного ошибочным является утверждение административного истца о том, что право на прохождение профессиональной переподготовки возникает у военнослужащих только по истечении срока нахождения в распоряжении или в отношении которых принято решение о представлении к увольнению, а используемое в Инструкции словосочетание "увольняемые с военной службы" согласуется по смыслу и содержанию с формулировкой, приведенной в пункте 4 статьи 19 Закона - "в год увольнения с военной службы".

С учетом того, что пункт 4 статьи 19 Закона не регламентирует порядок и условия реализации соответствующими категориями военнослужащих права на прохождение профессиональной подготовки и подачу рапорта об этом, а определение порядка и условий реализации данного права находится в исключительной компетенции федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, - в данном случае ФСБ России, довод С. о различных сроках возникновения права на переподготовку перед увольнением, установленных нормами Закона и Инструкции, является несостоятельным.

Таким образом, Директором ФСБ России в целях реализации предоставленных ему пунктом 4 статьи 19 Закона полномочий в пункте 15 Инструкции определены сроки для подачи рапорта на прохождение профессиональной переподготовки увольняемыми военнослужащими, в связи с чем доводы административного истца о нарушении его права на прохождение профессиональной переподготовки перед увольнением с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и о противоречии оспариваемой нормы Инструкции пункту 4 статьи 19 Закона являются несостоятельными.

В соответствии с пунктом 2 части 2 суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Поскольку оспариваемая административным истцом Инструкция утверждена уполномоченным должностным лицом - Директором ФСБ России в пределах его компетенции, официально опубликована для всеобщего сведения, ее пункт 15 в оспариваемой части не противоречит требованиям части 4 "О статусе военнослужащих", не нарушает прав и охраняемых законом интересов истца и других военнослужащих на прохождение профессиональной переподготовки перед увольнением, требования С. о признании незаконной и недействующей оспариваемой нормы Инструкции удовлетворению не подлежат.

В связи с изложенным оснований для возложения обязанности на Директора ФСБ России по внесению изменений в оспариваемую норму относительно установления сроков подачи рапортов военнослужащими, желающими продолжить военную службу, в отношении которых принято решение представлении их к увольнению, о чем ставит вопрос С., не имеется.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.Н.ЗАМАШНЮК

Переподготовка военнослужащих перед увольнением является федеральной программой и действует на территории всей страны. При необходимости военнослужащий, который увольняется в запас с действующей контрактной службы, может пройти обучение по гражданской специальности. Закон позволяет посещать военный университет на бесплатной основе, но с тем требованием, что вуз относится к Министерству обороны.

Что это такое

Основа программы установлена в приказе министра обороны РФ 21.10.2015 №630 (о порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей). Сами наборы производятся по полугодиям. Каждый набор идет по групповому распределению, которое относится к различным вузам МО.

Приказ также регламентирует порядок зачисления военнослужащих в группы обучения.

Важно! Военнослужащий не должен иметь дисциплинарные взыскания и прочие отрицательные моменты, которые в дальнейшем являются основанием для увольнения.

Списки военнослужащих, которые выражают желание пройти переподготовку по гражданскому направлению, должны быть составлены до периода обучения и переданы в необходимое учебное заведение, расположенное в непосредственной близости от мест прохождения службы.

Само обучение имеет две формы: очную и очно-заочную.

Стоит учитывать, что для прохождения переподготовки потребуется выполнить стандартную процедуру зачисления на обучение.

Переподготовка введена для более полноценной социальной защиты офицеров и других категорий военнослужащих. После переподготовки, которая заключается в прохождении курсов, имеется возможность по льготным условиям поступить в выбранное учебное заведение. Также значительным плюсом является содействие университета в дальнейшем трудоустройстве после окончания службы.

При желании пройти переподготовку военнослужащий получает особый сертификат по квоте. Если выбранная специальность выходит за рамки бесплатной программы, то финансовую разницу должен погасить сам военнослужащий.

Обучение производится по различным направлениям. В настоящее время имеется возможность получения более 60 профессий.

Важно! Список бюджетных направлений варьируется в каждом высшем учебном заведении.

Процедура

Для переподготовки требуется желание военнослужащего. Это основной момент. При наличии желания получить гражданскую специальность процедура имеет стандартный вид:

  • пишется рапорт на имя непосредственного командира;
  • начальство дает резолюцию по рапорту и вносит военнослужащего в списки на обучение;
  • в образовательное учреждение направляется документационный пакет;
  • устанавливается зачисление на обучение в определенный срок самого военнослужащего;
  • после переподготовки военнослужащий уходит в запас, уже имея гражданскую специальность.

Важно! Документы в военный университет отправляет непосредственный начальник военнослужащих, которые проходят переподготовку.

Список документов, которые предоставляются образовательному учреждению:

  • список зачисляемых;
  • копии рапортов;
  • резолюция начальника на каждый рапорт;
  • имеющийся диплом каждого военнослужащего.

В дальнейшем устанавливается форма обучения по выбранной учебной группе относительно каждого военнослужащего.

После завершения прохождения переподготовки военнослужащий получает документы государственного образца, которые свидетельствуют о наличии специальности.

Особенности

Не все военнослужащие могут претендовать на переподготовку. Также есть нюансы, которые относятся к моментам увольнения. Например, есть список обстоятельств, которые позволяют проходить курсы гражданского типа. Все остальные варианты увольнения не подойдут.

Требование к кандидатам на переподготовку заключается в том, что военнослужащий должен иметь стаж от пяти лет. При этом, время обучения профессионального типа не включается в этот период.

Переподготовка может осуществляться в следующих случаях:

  • при достижении предельного возраста для своей категории (обучение производится в год достижения этого предела);
  • если срок службы военного типа истекает;
  • при проблемах медицинского характера (по состоянию здоровья);
  • при организационно-штатном мероприятии, в том числе сокращении штатов.

Важно! В основном переобучение используется офицерами, которые проходили ранее специальное военное образование. Для других категорий военнослужащих переобучение используется редко.

Список документов:

  • рапорт с указанием всех данных, в том числе должности и звания, а также общей продолжительности службы в вс;
  • копия диплома;
  • копия офицерского удостоверения при наличии;
  • резолюция руководства в совокупности со списком, в который включен военнослужащий.

В рапорте также должно быть указано:

  • образование;
  • наименование специальности гражданского типа с квалификацией, которая имеется;
  • основание для переподготовки;
  • телефоны (личный и служебный).

Все документы должны быть переданы в отдел кадров лично или через непосредственного командира. В дальнейшем они отправляются оттуда в необходимое учебное заведение.

Вступительных экзаменов для переподготовки нет. Но есть один нюанс. Прохождение переподготовки на бюджетной основе возможно только в отношении одной специальности в одноразовом варианте.

Стандартное время обучения не превышает 4 месяцев. Минимальное время переподготовки равно 250 часам.

В ряде учебных заведений возможно заочное обучение, которое заменило дистанционный вариант.

После итоговой аттестации военнослужащий получит диплом, который позволит работать по специальности. Сам факт получения переподготовки вносится в личное дело военнослужащего.

При необходимости увольняющиеся военнослужащие могут получить переподготовку, которая включает в себя получение гражданской специальности, выбранной самостоятельно. Сам процесс прохождения регламентирован специальным приказом и является установленным для всех федеральных территорий РФ.

Информация об Академии ФСБ России

Академия – головное в системе ФСБ России многопрофильное учебное заведение высшего образования, осуществляющее подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в соответствии с государственными стандартами и ведомственными требованиями для органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, Министерства обороны, а также для других ведомств России.

Академия располагает всем необходимым для подготовки высококвалифицированных кадров, предназначенных эффективно решать сложные служебные задачи, а высокий престиж Академии среди университетов и академий России обусловлен профессиональным мастерством профессорско-преподавательского состава и качественным уровнем организации учебного процесса.

Юридический адрес: 119602, г. Москва, Мичуринский проспект, д.70.

Академия в настоящее время осуществляет подготовку кадров для органов безопасности на основании выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего и дополнительного образования.

Образовательная деятельность ведётся на русском языке по 8 специальностям высшего образования, 14 программам подготовки кадров высшего образования и более чем 100 программам дополнительного образования. В Академии работают 6 диссертационных советов, имеющих право присуждать ученые степени кандидатов и докторов наук по 14 научным специальностям.

Академия включает в себя 2 института, факультет иностранных языков, функциональные и обеспечивающие подразделения. Подготовку, переподготовку и повышение квалификации осуществляют свыше 50 кафедр, функционируют адъюнктура и докторантура. В учебно-воспитательной работе участвуют более 150 докторов наук и профессоров, свыше 500 кандидатов наук, а также многие руководители и ведущие специалисты органов безопасности.

Набор кандидатов для поступления в Академию осуществляют территориальные органы ФСБ России . Подготовка документов абитуриентов, проверка состояния здоровья и профессиональной пригодности осуществляется уполномоченными подразделениями территориальных органов ФСБ России.

Перед подачей документов для поступления в Академию абитуриент, делающий выбор в пользу профессии, связанной с обеспечением безопасности Отечества, должен критически оценить:

  • свои морально-нравственные качества;
  • уровень своей подготовки и склонность к творческому изучению естественнонаучных и технических наук, способность логически мыслить, освоить сложные разделы современной науки, постоянно совершенствоваться;
  • способность следовать российским воинским традициям, хранить честь и достоинство офицера, бережно относиться к историческому наследию и традициям служб, обеспечивающих государственную безопасность;
  • готовность строго и точно соблюдать требования законов Российской Федерации и уставов Вооруженных Сил;
  • готовность служить интересам Родины на том участке и в том уголке страны, куда он будет направлен после окончания Академии;
  • готовность принять без оговорок требования соблюдения государственной тайны;
  • уровень своей психологической и физической готовности к решению практических задач по обеспечению государственной безопасности на выбранном участке работы.

Военная и физическая подготовка

Освоение сложной учебной программы требует от слушателей Академии ФСБ России выносливости и отличной физической подготовки.

Физическая подготовка является важной и неотъемлемой частью обучения и воспитания слушателей Академии ФСБ России, одним из направлений повышения их профессиональной подготовки для успешного решения задач обеспечения безопасности Российской Федерации.


Основными формами физической подготовки в Академии являются учебные занятия и спортивно-физкультурная работа.

Учебные занятия проводятся по рукопашному бою, служебно-прикладному плаванию, ускоренному передвижению и лёгкой атлетике, силовой гимнастике и атлетической подготовке, боксу, лыжной подготовке и др.




В рамках спортивной и физкультурной работы в Академии ежегодно проводится Спартакиада по служебно-прикладным и игровым видам спорта, учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях.Осуществляется подготовка и участие сборных команд Академии по различным видам спорта в соревнованиях всероссийского, ведомственного и межвузовского уровня, проводятся матчевые встречи, спортивные вечера, фестивали и другие физкультурно-спортивные мероприятия.

В Академии ФСБ России существует современная материально-техническая база для проведения занятий по оперативно-тактической и специальной (военной) подготовке слушателей.





Патриотическое воспитание


В Академии ФСБ России регулярно проводятся героико-патриотические мероприятия, посвященные славным страницам военной истории России, ее Вооруженных сил и специальных служб. Патриотическому воспитанию будущих сотрудников органов безопасности способствуют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, органов безопасности, практическими работниками, в том числе выпускниками разных лет.

Значительная работа по патриотическому воспитанию проводится Культурным центром Академии ФСБ России. Его деятельность осуществляется в тесном взаимодействии с факультетами, отделами и кафедрами, благодаря чему удается реализовать комплекс мероприятий, направленных на развитие общей культуры сотрудников и слушателей Академии, расширение их кругозора.

Проводятся творческие встречи с деятелями культуры и искусства.

Организовываются экскурсии в музеи и выставочные залы, по историческим и памятным местам Москвы и Подмосковья.


Культурно-досуговая работа

Культурно-досуговая работа - неотъемлемая часть воспитательной работы в Академии ФСБ России, направленная на:

Воспитание средствами культуры и искусства у слушателей чувства любви к Родине и верности воинскому долгу, чести и достоинства, высокой дисциплинированности и личной ответственности;

Формирование и развитие интеллектуально-нравственных качеств, необходимых защитникам Отечества;

Приобщение слушателей к духовным ценностям;

Организацию досуга в целях снятия эмоциональных и психологических нагрузок.

Социальная защита и бытовые условия

На слушателей Академии распространяются все права, льготы и социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», включая продовольственное, вещевое обеспечение, денежное довольствие и дополнительные выплаты.


Слушатели, не проходившие военную службу, до заключения контракта о прохождении военной службы имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. При достижении возраста 18 лет и переводе на второй курс со слушателями, не проходившими военную службу, заключается контракт о прохождении военной службы на время обучения в Академии и пять лет военной службы после её окончания.

Слушатели, направленные на обучение органами безопасности, расположенными за пределами города Москвы и Московской области, размещаются в общежитии Академии, отвечающем всем современным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и помещениям общего пользования. Жители города Москвы и Московской области проживают дома.


В течение всего периода обучения слушатели на безвозмездной основе пользуются жилыми помещениями, в которых имеются все необходимые условия: электрические плиты для самостоятельного приготовления пищи, стиральные машины, гладильное оборудование и др.

Организовано полноценное трехразовое питание в столовой Академии.

Комфортные бытовые условия способствуют всестороннему развитию слушателей, совершенствованию их личных и профессиональных качеств, повышению мотивации к прохождению службы в органах безопасности.

Выбор редакции
Всем огромный привет! Спешу опять порадовать вас самым популярным августовским блюдом. Угадайте с трех раз! О чем я хочу написать? Каких...

Екатерина II – великая российская императрица, царствование которой стало самым значимым периодом в русской истории. Эпоха Екатерины...

Как выяснила «Газета.Ru», эксперты, расследующие катастрофу Robinson R-66 на Телецком озере в Республике Алтай, склоняются к версии, что...

Во время германской компании на Востоке, Messershmitt BF 109 был основным самолетом истребительной авиации Люфтваффе. Несмотря на их...
Гороскоп совместимости: цветы по знакам зодиака лев - самое полное описание, только доказанные теории, основанные на астрологических...
Символ рока и судьбы, предотвратить которую невозможно. Руна Наутиз означает вынужденные обстоятельства, ограничения, несвободу выбора....
Как приготовить лаваш в кляре Сегодня мы предлагаем вам приготовить блюдо, способное стать и замечательной закуской на праздничном столе,...
Чудеса Пресвятой Богородицы в наши дни не перестают удивлять и радовать христиан, а ее помощь приходит всем христианам, которые молятся...
Варенье из крыжовника в мультиварке готовить довольно легко, оно отличается от обычного лакомства, сваренного на плите, лишь своей...