Основные правила проведения учебно тренировочного занятия. Тактическая или технико-тактическая. Классификация тренировок по форме организации


Основная тренировочных занятий для всех спортсменов - групповой или индивидуальный тренировочный урок.

Дополнительными формами занятий являются:

1. Ежедневная утренняя тренировка, обычно с малой нагрузкой. У некоторых спортсменов эта нагрузка достигает значительной величины. Спортивный опыт показывает большую эффективность утренней тренировки, зарядки. Она дает хорошие возможности для выполнения заданий тренера. Домашние задания в виде двух-трех упражнений можно делать и в другое время дня.

2. Занятия, которые проводятся помимо основных уроков и содержанием которых являются кроссы, ходьба на лыжах, баскетбол и другие виды спорта.

3. Спортивные соревнования.

Во всех приведенных выше формах занятий должно быть сохранено основное правило для любого спортивного занятия: постепенное повышение нагрузки в начале занятий, затем - основная тренировка и в заключение - снижение нагрузки. /

Тренировочные занятия строятся по общепринятой структуре урока, состоящей из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной - или трех частей: , основной и заключительной.

В зависимости от задач и содержания занятий, периодов тренировки, а главное, подготовленности спортсменов применяется первый или второй вариант.

Задачи вводной части: организация занимающихся, построение группы, отдача рапорта, проверка посещаемости, объяснение задач и содержания урока, перестроение для физических упражнений. Организующее и дисциплинирующее значение имеют также строевые упражнения, повороты, ходьба и другие, включаемые в вводную часть. Общая продолжительность вводной части - 3-10 мин.

Задачи подготовительной части: общее разогревание организма занимающихся и подготовка к предстоящей нагрузке - так называемая разминка*, предварительная «проработка» мускулатуры с целью развития силы мышц и их эластичности, повышение подвижности в суставах, улучшение умения координировать свои движения и ознакомление с элементами спортивной техники.

В занятиях с новичками в подготовительную часть обычно включаются общеразвивающие упражнения, а в занятиях с более тренированными спортсменами - еще и специальные упражнения.

Подготовительная часть занимает наибольшее место в уроке в подготовительном периоде тренировки, наименьшее - в соревновательном. В связи с этим изменяется и продолжительность подготовительной части, примерно от 30 до 15 мин.

Для более подготовленных спортсменов вводная и подготовительная части заменяются разминкой. В этом случае тренировочное занятие состоит из трех частей: разминки, основной части и заключительной.

Главная задача основной части занятия: повышение всесторонней физической и специальной подготовленности у занимающихся посредством спортивной технике и тактике, воспитание волевых качеств и развитии силы, быстроты, , подвижности в суставах и ловкости.

Наиболее целесообразна такая последовательность: 1) упражнения преимущественно Для обучения технике или тактике и совершенствования в них; 2) упражнения, направленные преимущественно на развитие быстроты; 3) упражнения, направленные преимущественно на развитие силы; 4) упражнения, направленные преимущественно на развитие выносливости.

В отдельных случаях для решения особых задач может быть допущена и другая последовательность, например вначале основной части занятия - умеренные силовые упражнения для создания повышенной возбудимости с целью наиболее эффективного выполнения упражнений на быстроту.

В основную часть занятия обычно включают упражнения двух-трех различных направленностей из указанных выше.

Надо иметь в виду, что подготовленные спортсмены, совершенствуясь в технике, очень часто одновременно развивают физические качества.

Однако и в этих случаях следует стараться по возможности расположить упражнения в указанной последовательности.

Заключительная часть обязательна в любых тренировочных занятиях, так как посредством ее решается очень важная задача - постепенное снижение нагрузки, приведение организма в состояние, близкое к исходному.

Резкий переход от тренировочной работы к покою вреден, так как может вызвать отрицательные явления в организме: ухудшение самочувствия, нарушение кровообращения, чувство неудовлетворенности от занятий. В то же время, если нагрузка снижается постепенно, обеспечивая плавный переход к состоянию покоя, отрицательных явлений не возникает.

Для решения основной задачи заключительной части тренировочного занятия наилучшим средством служит тренировочная работа в спокойном, равномерном темпе (например, бег) продолжительностью 3-6 мин.

Распределение времени по частям урока. Обычная продолжительность занятий (урока) - 120 мин. Типичное распределение этого времени в групповом уроке, состоящем из четырех частей, следующее:

Вводная часть 10 мин,

Подготовительная часть 30 мин.

Основная часть 70 мин.

Заключительная часть 10 мин.

Если урок состоит из трех частей, время распределяется так:

Разминка 20-30 мин.

Основная часть 90-80 мин.

Заключительная часть 10 мин.

Распределение времени по частям урока и общая его продолжительность могут быть и иными, в зависимости от задач тренировки, вида спорта, уровня подготовленности спортсмена, условий занятий. Например, у десятиборцев, стрелков, фехтовальщиков продолжительность урока нередко доходит до 3-4 часов и даже больше.

Дополнительные тренировочные упражнения. Важное значение для повышения тренированности имеют физические упражнения, выполняемые дома (в комнате и на воздухе). Продолжительность их 30- 40 мин. Такие занятия позволяют решать одну или несколько задач тренировки. Теперь почти все лучшие спортсмены выполняют тренировочные упражнения для развития физических качеств и совершенствования технике рано утром, до завтрака.

Целью этих тренировочных упражнений чаще всего служит развитие силы отдельных групп мышц. Например, бег на месте с высоким подниманием коленей можно выполнять 2-3 раза в день до предела, и это даст значительный сдвиг в беге. Для прыгуна полезны подскоки или прыжки на одной ноге, с доставанием подвешенного предмета. Дома доступно иметь мешок с песком, набивной мяч или гирю и развивать силу соответствующими упражнениями. Для этой цели можно использовать стул, спинку кровати, устроить перекладину между дверьми или подвесить кольца.

Ежедневные упражнения особенно необходимы для развития гибкости, а также для воспитания умения расслаблять мышцы.

Во время этих занятий можно совершенствовать (особенно перед большим зеркалом) и некоторые детали техники. Полезно заниматься в свободное время на воздухе, например метателю упражняться с копьем или другим снарядом, изучая замах, делая небольшие броски, скачки, повороты.

Большую пользу для развития общей и специальной выносливости и укрепления здоровья принесет бег в парке, в лесу (в спокойном и равномерном темпе в течение 5-10 мин., а для стайеров-и дольше), плавание на реке, что можно делать ежедневно. Не следует выполнять эти упражнения утром натощак, достаточно съесть пару печений и выпить полстакана молока.

Основной формой организации обучения и тренировки футболистов является учебно-тренировочное занятие (тренировка). При этом занятие может быть как групповым, так и индивидуальным.

Требования, предъявляемые к занятиям футболом таковы:

1. Обучение или совершенствование должно осуществляться с первой минуты занятия.

2. Сдует всячески избегать методических шаблонов.

3. Строить занятия с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

4. Воздействие тренировки должно быть всесторонним (оздоровительным, образовательным, воспитательным).

5. Задачи тренировки должны быть конкретны.

6. Больше 3-х задач в тренировке не ставить.

7. Подготовительная часть тренировки должна занимать 10-20% времени;

8. Основная часть тренировки должна занимать 70-80% времени;

9. Заключительная часть тренировки должна занимать 5-10% времени.

Важным условием прочного усвоения учебного материала является правильно построенное тренировочное занятие. Если на первом этапе, в основном, проводятся комплексные тренировки, то на этом этапе все большее значение имеет специализированные.

Специализированная тренировка более узка по содержанию, но целенаправленнее. Проводится чаще всего тогда, когда трудно организовать или когда методически нецелесообpaзнo объединять физическую, техническую и тактическую подготовку, а также в случаях, когда необходимо целенаправленное воздействие на отдельные функциональные системы.

Специализированное занятие может носить чисто теоретический характер и проводиться в форме лекции, беседы, показа кинофильмов либо кинокольцовок, в вопросно-ответной форме.

Примерный план (структура)

Тренировочного занятия

Подготовительная часть.

Цель: Организация и подготовка занимающихся к последующей деятельности.

Задачи:

1. Организация группы для занятия, мобилизация внимания, регулирование эмоциональным состоянием занимающихся.

2. Подготовка двигательного аппарата, нервной, сердечно – сосудистой и дыхательной систем организма к повышенной деятельности.

Средства: построение, ходьба различными способами с изменением темпа в сочетании с движениями руками и туловищем, умеренный бег, бег с ускорением, прыжками, упражнения на внимание, общеразвивающие упражнения, подвижные игры.

Продолжительность: 10-20% общего времени занятия.

Методические указания. В начале занятия необходимо коротко и ясно объяснить его задачи: это повышает сознательность и активность занимающихся. Содержание первой части должно находиться в тесной связи с направленностью основной его части.

Чтобы занятие было более эффективно, в подготовительной части необходимо проводить упражнения без больших пауз; чередовать их так, чтобы воздействовать на различные группы мышц, менять характер выполнения (упражнения, направленные на развитие силы, - с упражнениями на растягивание и расслабление; упражнения медленные и плавные - с упражнениями быстрыми), амплитуду.

Подготовительная часть тренировки решает 2 задачи: разогревание и настройка.

Разогревание - способствует раскрытию кровеносных капилляров обслуживающих мышечную массу. Понижается вязкость мышц. Повышается температура тела и вместе с этим повышается возбудимость дыхательного центра. Повышается нервнорефлекторная связь с мышцами. Есть мнение, что разогревание должно протекать до потоотделения. Начинаем с упражнений, которые охватывают мелкие группы мышц, а затем и крупные. Используем упражнения умеренной мощности, не продолжительные.

Настройка - решает задачу нервно-координационной настройки (повышая тонус ЦНС), психологической подготовки на предстоящую деятельность, увеличивает обменные процессы.

Общая продолжительность разминки - 10-15 мин.

Чем выше уровень мастерства, тем продолжительнее разминка.

Основной ориентир времени разминки - температура окружающей среды:

8 = разминка 12-13 мин.,

10 = разминка 9 мин.,

14 = разминка 6 мин.,

16 = разминка 5 мин.

Основная часть:

Цель: обучение специальным знаниям; освоение двигательных умений; развитие физических качеств.

Задачи:

1. Повышение уровня физического развития и подготовленности занимающихся.

2. Воспитание моральных и волевых качеств, подготовка организма к повышенным напряжениям.

3. Овладение техникой и тактикой игры.

Средства: упражнения по технике и тактике игры. Упражнения для работы над физическими качествами.

Продолжительность: 70-80% времени, отведенного на занятие.

Методические указания. Продолжительность и построение этой части занятия зависят от её задач, подготовленности занимающихся, условий проведения занятия. Основная часть может состоять из двух разделов:

1. Изучение и совершенствование техники и тактики игры с помощью специальных упражнений. Развитие физических качеств.

2. Закрепление изучаемого материала в двусторонних играх.

Однако отдельные занятия можно строить и на основе одного из этих разделов.

Заключительная.

Цель: Завершение занятия.

Задачи: 1. Создание условий для более быстрого протекания процессов восстановления. Совершенствование технических приемов в условиях утомления.

2. Подготовка к последующей деятельности (после занятия).

3. Подведение итогов занятия.

Заключительная часть - главная задача - восстановление. Если сразу остановиться, то мы способствуем закрытию капилляров и тем самым прекращаем доступ кислорода работавшим и закислившимся мышцам. Пульс должен быть не выше 130 уд/мин.

Можно проводить и подчистку какого-либо элемента. Если в основной части была большая нагрузка, то подвижные игры в заключительной части давать нельзя. Если была монотонная работа - можно.

Средства: медленная ходьба и бег, строевые упражнения и упражнения на внимание и расслабление, упражнения в отдельных приёмах игры, разбор ошибок и замечаний по занятию.

Продолжительность: 5-10% общего времени занятия.

Методические указания. В этой части используют упражнения средней и малой интенсивности, несложные по координации и известные занимающимся. Назначение подобных упражнений - снизить нагрузку и привести организм в относительно спокойное состояние. Важно снять эмоциональное напряжение.

Если в течение дня проводится несколько занятий, то одно из них называем основным. Оно отличается от других тем, что оно более длительное, с большей плотностью, более длителен процесс восстановления.

Принципиальная последовательность по дням занятий в связи с преимущественной направленностью:

1. Изучение и совершенствование техники при малых и средних усилиях.

2. Совершенствование техники при больших и Мх усилиях.

3. Воспитание быстроты в кратковременной работе (спринт).

4. Воспитание быстроты в продолжительной работе (дистанционная).

5. Воспитание силы при усилиях 60-80% от Мх уровня.

6. Воспитание силы при усилиях 90-100% от Мх уровня.

7. Воспитание силовой выносливости в работе малой и средней интенсивности.

8. Воспитание силовой выносливости в работе большой и Мх интенсивности.

9. Воспитание выносливости в работе Мх мощности и близкой к ней.

10. Воспитание выносливости в работе большой мощности.

11. Воспитание выносливости в работе умеренной мощности.

Проведение развивающей скоростной работы после развивающей выносливости нецелесообразно, т.к. ведет к нарушениям в сердечной мышце.

Все более возрастающее значение начинают приобретать используемые упражнения.

В практике применяются как обще-подготовительные упражнения, так и специально-подготовительные.

Обще-подготовительные упражнения - служат для общей подготовки вообще и могут быть приближенными по своим особенностям к виду спорта, но могут быть и существенно отличными от него.

Должны подбираться по принципу положительного переноса, ибо одно и тоже упражнение неправильно дозированное несёт отрицательный эффект.

Применение обще-подготовительных упражнений обосновывается:

1. Необходимостью для освоения большего количества двигательных навыков. В подростковом возрасте ребенок может выполнять большой объем функциональной работы (ССС обладает большой приспособляемостью и восстанавливаемостью).

2. Укреплять костно-связочный аппарат за счет средств общей подготовки.

3. В основе продуктивных действий лежат возможности ССС. Но избранный вид спорта не всегда располагает возможностями укреплять её. Значит, её надо укреплять за счёт средств обще-подготовительных упражнений.

4. Укрепление отстающих групп мышц, не участвующих в основной работе за счет обще-подготовительных упражнений.

5. Устранение диспропорций вызванных специализацией.

6. Для сохранения психического и физического состояний в переходный период.

Специально-подготовительные упражнения: включают элементы соревновательных действий, их варианты, а также движения и действия существенно сходные с ними по форме и характеру проявляемых способностей. Они нужны для развития специально необходимых качеств (физических, технических, двигательных и т.д.), в этих упражнениях можно моделировать игровую деятельность.

Упражнения, которые помогают разучивать технический прием - подводящие.

Упражнения, направленные на развитие определенных качеств - развивающие.

Различные перемещения без мяча являются также специально-подготовительными упражнениями.

Объем специальных подготовительных упражнений превышает объем соревновательных упражнений во много раз.

Основными организационными формами спортивной тренировки являются тренировочный урок (тренировочное занятие) и соревнование.

Тренировочное занятие проводится либо в группе (групповое занятие), либо индивидуально. Его продолжительность представлена на рис. 1.

В отдельных случаях продолжительность тренировочных занятий с высококвалифицированными спортсменами достигает 3,5-4,5 часа.

Существенной характеристикой занятия является не только его продолжительность, но и плотность, то есть отношение времени, использованного для непосредственного решения задач тренировки, ко всей продолжительности занятия (рис. 1).

Рис. 1. Продолжительность тренировочного занятия

Вводная часть продолжается приблизительно 3 мин. Она предназначена для построения, приветствия, постановки задач, объявлений. В тренировке спортсменов высших разрядов и при индивидуальных занятиях этой части урока может не быть.

Подготовительная часть (разминка) продолжается 10-15 мин в тренировке новичков, 30-35 мин - в тренировке подготовленных спортсменов.

Эта часть урока направлена на функциональное врабатывание организма, на предварительное усиление вегетативных функций, что позволяет спортсмену быстро включиться в работу, а также на разогревание и растягивание мышц, увеличение их эластичности, что дает возможность избежать травм. В предсоревновательную разминку и разминку перед тренировкой специализированного характера включается специальная часть, назначение которой - более целенаправленно настроить функции организма на те упражнения, которые предстоит выполнять на соревнованиях или в основной части занятия. Содержание специальной части разминки обычно составляют малоинтенсивные упражнения, представляющие собой целостное выполнение всего специализируемого упражнения (бег на коньках и лыжах, бой с тенью в боксе и т. п.) или отдельных его элементов.

Однако было бы неверным считать, что значение разминки ограничивается физиологической настройкой организма. Не меньшую роль она играет в решении задач психологической подготовки. У отдельных спортсменов разминка снимает чрезмерное возбуждение (часто в сочетании с легким, успокаивающим массажем), у других - слишком спокойных или пассивных - вызывает необходимое возбуждение.

Признаком правильно выполненной разминки является хорошее настроение (чувство уверенности), желание поскорее начать выполнение основного упражнения, хорошее разогревание организма (до легкого потоотделения).

Особым случаем разминки на соревнованиях является дополнительное выполнение упражнений разминочного характера между соревновательными упражнениями. Оно практикуется в случаях: а) когда паузы между упражнениями (подходами), например в гимнастике, тяжелой атлетике, фехтовании, легкоатлетических и других многоборьях, продолжаются более 40-50 мин; б) когда спортсмен в силу различных причин, чаще всего психологического характера, неожиданно плохо выполняет подряд одно-два упражнения.

Основная часть продолжается от 20-30 мин до 1,5-2 часов. В ней может решаться одна задача (например, воспитание выносливости) или, что встречается гораздо чаще, несколько взаимосвязанных задач (например, совершенствование техники одного или нескольких упражнений, развитие одного или нескольких физических качеств, решение задач воспитательного характера и пр.).

В построении основной части урока можно отметить несколько закономерностей:

1. Задачи технической подготовки всегда решаются в первой трети основной части урока: когда организм спортсмена находится в состоянии оптимальной готовности к восприятию новых и оценке знакомых координационных соотношений.

2. При решении нескольких взаимосвязанных задач рекомендуется такая последовательность: техника, тактика, быстрота, ловкость, сила, силовая выносливость, другие виды выносливости, волевые качества.

Методика проведения учебно-тренировочного занятия по руко­пашному бою .

Принцип сознательного и активного участия спортсменов в учебном процессе также существенно влияет на качество подготовки. На занятиях необходимо обеспечивать заинтересованное отношение занимающихся к процессу обучения и его результатам. Цели и задачи обучения должны быть ясными и обоснованными, что будет способствовать лучшему их достиже­нию, без чего достижение успеха в процессе формирования компонентов подготовленности становится невозможным. Необходимо обращать внима­ние на создание в процессе обучения повышенных, но посильных трудно­стей. Подбор и преподавание учебного материала, выбор условий, приемы демонстрации, контроль и оценивание действий обучающихся — эти компо­ненты учебного процесса должны находиться в тесной взаимосвязи друг с другом и подчиняться требованиям подготовленности спортсменов высокого уровня. При формировании технических навыков большое значение имеет соблюдение принципа последовательности и систематичности обучения. Успех в фор­мировании и развитии компонентов подготовленности зависит и от умения преподавателя в ходе занятии вызывать у обучаемых психические реакции, характерные для реальной обстановки проведения соревнований. Решению этой задачи в значительной степени способствует метод психологического моделирования.

В структуре каждого тренировочного занятия, как правило, выделяют три его части: подготовительную, основную и заключительную. Особенности же формальной структуры занятия и отдельных ее компонентов определяются, исходя из сложности комплекса решаемых задач.

Комплексная направленность отдельного занятия затрудняет управление ходом тренировочного процесса. Это связано с тем, что сочетание в одном за­нятии нагрузок разного физиологического воздействия может иметь как поло­жительный, так и отрицательный эффект взаимодействия, т.е. при неумелом построении тренировки может происходить не улучшение тренирован­ности, а ее регресс. Необходимо исключить возможность появления таких от­рицательных эффектов взаимодействия нагрузок рациональным построением тренировочных занятий. Поэтому каждое отдельное занятие целесообразно строить по принципу решения одной главной задачи и двух-трех дополни­тельных частных задач. Решение же всего комплекса задач тренировки дости­гается оптимальной последовательностью их решения в рамках недельного цикла, мезоцикла, этапа и т.д.

Подготовительная часть занятия.

В подготовительной части следует предусмотреть такие подбор и последовательность упражне­ний, которые бы обеспечили подготовку опорно-мышечного аппарата и психики, обучающихся к выполнению приемов в условиях активного противо­действия соперника, учитывая обязательность специальных подготовитель­ных упражнений и упражнений самостраховки. Для развития мышечной системы организма целесообразно проведение подвижных игр, выполнение обучающимися акробатических упражнений.

Целью подготовительной части является разминка, в ходе которой осу­ществляется подготовка занимающегося к выполнению специальных приемов и действий рукопашного боя или упражнений физической подготовки. Различают общую и специальную разминку. Задачей общей разминки яв­ляется подготовка функциональных систем организма и опорно-двигательного аппарата к основной работе.

Задача специальной разминки – подготовка к занятию тех суставов, свя­зок, мышц, ударных поверхностей, на которые ложится наибольшая нагрузка при выполнении специфических для рукопашного боя приемов и действий: ударов, блоков, прыжков, перемещений, связок (комбинаций) и комплексов формальных упражнений.

В ходе разминки происходит и психическая подготовка занимающихся, их «настрой» на выполнение намеченной программы тренировки. Недаром в восточных школах боевых искусств все занятия и поединки начинались с вы­полнения упражнений на сосредоточение и медитацию.

Перед занятием необходимо продумать содержание разминки, ее соответ­ствие целям, задачам и условиям тренировки. Если занятие проводится на улице, в холодную погоду, то рекомендуется сначала выполнить пробежку на 0,5-1,5 км, а затем комплекс обще-подготовительных упражнений. Методиче­ская пос­ледовательность выполнения таких упражнений обычная: сверху — вниз, т.е. сначала разминаются мышцы шеи и пояса верхних конечно­стей, а затем туловища и ног. После этого можно выполнять упражнения на гибкость.

Если занятие проводится в спортивном зале, то его также желательно на­чать с различных видов ходьбы и бега, общеразвивающих упражнений в дви­жении и на месте, а закончить – специально подготовительными упражнениями на растягивание.

В зале разминку можно начать и с выполнения преимущественно статических упражнений. Однако такая разминка должна обязательно закон­читься выполнением динамических упражнений на растягивание, в число кото­рых можно включить различные махи ногами, растяжки на гимнастической стенке. В целом такая разминка занимает от 30 до 40 минут, одновременно ре­шая задачи развития гибкости.

На практике установлено, что даже после интенсивной разминки, когда выполнена пробежка, комплексы обще и специально подготовительных упражнений, когда мышцы уже достаточно разогреты и в основном готовы к специфической работе, связки и суставы не всегда бывают подготовлены к выполнению ударов и бросков в полную силу и маховых движений с предельной амплитудой. Эффективным средством, устраняющим такой «недос­таток», и являются статические упражнения на растягивание.

Разминку можно провести и по другому варианту, приступив сразу к вы­полнению специальных упражнений – ударов, передвижений, связок (комбина­ций), постепенно увеличивая интенсивность их выполнения, а также включая по мере разогревания и повышения интенсивности работы упражнения на рас­тягивание и махи. Но такую разминку могут себе позволить проводить только достаточно опытные спортсмены, имеющие большой стаж тренировки.

При выполнении разминочных упражнений необхо­димо постепенно по­вышать амплитуду движений, а также следить за ритмом их выполнения. Для этого следует про себя вести счет. Как правило, все упражнения выполняются на счет, кратный четырем. Однако несложные упражнения, выполняемые од­ним движением, можно выполнять на счет, кратный десяти.

Описанные варианты разминки можно использовать и в форме отдельных дополнительных занятий по физической подготовке на утренней физической зарядке или в дни, свободные от специальных тренировок. При этом жела­тельно лишь увеличить продолжительность пробежки до 4-6 км (20-30 минут бега) в данных вариантах. Продолжительностью комплекса на растягива­ние в третьем варианте можно варьировать, исходя из резерва времени.

В случаях, когда в основной части занятия предстоит преимущественное изучение и совершенствования приемов и действий ударной техники, в разминку необходимо включать специальные упражнения для данных технических действий (махи ногами, имитация ударов, передвижения, простейшие связки (комбина­ции) и т.п.). В случаях, когда в основной части занятия предстоит преимущественное изучение и совершенствования приемов и действий борцовской техники, в разминку необходимо включать специальные упражнения для данных технических действий (упражнения для мышц шеи, упражнения на гибкость, самостраховки, простейшие единоборства в захвате и т.п.). В случаях, когда в основной части занятия предстоит комбинированное совершенствование борцовской и ударной техники, в разминку необходимо включать все специальные упражнения для данных технических действий.

Основная часть занятия.

При решении в тренировочном занятии одной главной задачи основная его часть строится в порядке после­довательного выполнения заданий (упраж­нений), обеспечивающих решение как этой главной, так и дополнительных за­дач занятия. Такое ранжирование физических нагрузок по направленности на решение какой-либо задачи осуществляется не только последовательностью выполнения упражнений, но также их объемом и интенсивностью.

Можно предложить три наиболее часто применяющихся варианта построения основной части занятия.

ВАРИАНТ «А» – предназначен для занятий с преимущественной направленностью на физическую подготовку, т.е. на улучшение и поддержание «физической кондиции». Проводится, как правило, в подготовительный период подготовки. В зависимости от главной задачи и соответствующей направленности на развитие и совершенствование того или иного качества будет изменяться и его структура. Такое занятие состоит из одного или нескольких последовательных логически взаимосвязанных «блоков» нагрузки разной направленности. Необходимо остановиться на допустимых сочетаниях нагрузок различной физиологической направленности:

  • после аэробной работы малого объема (разминка, зарядка) можно вы­полнять упражнения любой направ­ленности;
  • после аэробной работы большого объема (например, бега на 10 км) реко­мендуется выполнить только легкую разминку и быть осторожным при выполнении упражнений на растягивание;
  • после большого объема работы на разучивание и совершенствование техники можно выполнять упражнения на растягивание, быстроту и силу;
  • упражнения на быстроту, как правило, выполняются в начале основ­ной части занятия, после них можно выполнять силовую работу;
  • упражнения для развития специальной (гликолитической) выносливо­сти выполняются после упражнений на быстроту или отдельной тренировкой; после них нецелесообразно выполнять какую-либо работу, кроме небольшой аэробной заминки.

Этот вариант построения занятий приемлем и для большинства дополни­тельных тренировок, в том числе проводимых и в форме УФЗ.

ВАРИАНТ «Б» – предназначен для комплексной тренировки с преимуще­ственной направленностью на решение одной главной задачи разучивания и совершенствования техники приемов и действий рукопашного боя и дополнительной — развития физических качеств. Он основан на по­следовательном применении двух относительно больших «блоков» нагрузки. В первом «блоке» обязательным условием является решение частных задач разу­чивания и совершенствования техники отдельных приемов рукопашного боя в рамках главной задачи. Методика обучению отдельному приему обычно предусматривает следующие этапы:

Ознакомление

  • правильное название приема;
  • показ приема быстро на подготовленном спортсмене;
  • объяснение, в каких случаях прием может быть применен наиболее эффективно;
  • показ приема медленно с пояснением техники и выделением главного;

Разучивание

  • разучивание приема в парах (по разделениям, элементам, с помощью подготовительных (подводящих) упражнений) с исправлением наиболее характерных ошибок;
  • отработка приема в целом в медленном, а затем постепенно убыстряющемся темпе;
  • отработка приема в боевом темпе;

Тренировка

  • многократное выполнение приема;
  • отработка приема с увеличением скорости;
  • выполнение приема по команде, постепенно увеличивая скорость;
  • выполнение приема из различных исходных положений;
  • выполнение приема на скорость поочередно со сменой партне­ров;
  • выполнение приемов при сопротивлении спортсменов вполсилы;
  • выполнение приемов после ложной атаки;
  • выполнение приемов в движении (поединок с односторонним сопро­тивлением);
  • выполнение приема в сочетании с раннее изученными приемами на фоне значительных физических нагрузок;
  • выполнение конкретного приема в соревновательных схватках (обусловленных, полуобусловленных);
  • выполнение приемов в вольных боях.

Данная последовательность обучения в основном подходит ко всем приемам, однако сложно координационные технические действия допускается на начальном этапе делить части и отра­батывать отдельно. Необходимо иметь в виду, что постоянное разучивание приемов по разделениям опасно возникновением стереотипа «остановки». Предложенный порядок обучения техническим действиям может быть изменен, особенно на по­следнем этапе с учетом конкретных условий и подготовленности обучаю­щихся. Во втором «блоке» решаются задачи физической подго­товки. Это наиболее удобный вариант построения основной части, так как он позволяет проводить углубленное разучивание сложных технических приемов рукопашного боя параллельно с развитием необходимых двигательных качеств.

С увеличением объема освоенных технических приемов рукопашного боя и ростом физической подготовленности, накоплением тренировочного опыта можно усложнить структуру занятия.

ВАРИАНТ «В» – структура этого варианта состоит из нескольких (3-5) относительно небольших комплексных «блоков» нагрузки, в которых решается одна главная задача специальной технической под­готовки и дополнительные задачи физиче­ской подготовки. В этих «блоках» выполнение упражнений для технико-тактической подготовки чередуется с упражнениями на гибкость, скоростно-силовую подготовку и специальную выносливость. Как правило, в последнем «блоке» объем выполнения упражнений для развития физических качеств уве­личивается. Такое построение основной части занятия дает возможность «пере­ключаться» после отработки техники отдельных ударных или защитных дейст­вий и их комбинаций на выполнение упражнений специальной физической подготовки. Этим можно избежать сильного специфического утомления выс­ших нервомоторных функций управления движениями. В конечном итоге, при таком построении занятий удается или существенно увеличить объем вы­полняемой технической работы, или при выполнении одинаковых объемов сложно-координированных технических действий существенно уменьшить степень утомления.

Отдельно выделяются занятия с проведением учебных боев. Они проводятся согласно правил соревнований по АРБ, и предназначены для этапного кон­троля за уровнем технической и физической подготовленности, а также для возможности моделирования у спортсмена характера ведения поединка с различными соперниками по технике и уровню подготовленности.

Заключительная часть занятия.

В спортивной тренировке эту часть занятия чаще всего называют замин­кой. Смысл ее – в обеспечении переключения функциональных восстанови­тельный режим, восстановительных процессов, интенсивной тренировки к воз­можным функциональным нарушениям, которые могут возникнуть при резком прекращении напряженной тренировки, особенно у тех, кто малотренирован и не имеет достаточного опыта самостоятельных занятий.

Содержание заминки обычно составляют упражнения невысокой интен­сивности: плавное и медленное выполнение формальных комплексов, дыха­тельные, маховые, растягивающие и релаксационные упражнения. В наиболее простом варианте это может быть просто медленный бег трусцой 400-800 м с последующим выполнением упражнений на расслабление. В число этих упраж­нений можно включить встряхивание мышц, самомассаж наиболее нагружен­ных мышечных массивов и психорегулирующие упражнения (аутотренинг).

Продолжительность заминки обычно не превышает 10-15 минут.

Имеет смысл после выполнения упражнений на рела­ксацию и сосредото­чение подвести итоги занятия и не забыть затем записать свои свежие впечат­ления и выполненную работу в дневник тренировок.

После окончания занятия обязательным является выполнение гигиениче­ско-восстановительных мероприятий. К ним прежде всего относится душ, а также целый комплекс дополнительных средств, ускоряющих восстановление организма (различные ванны, сауна и т.п.).

Особенности подготовки спортсмена рукопашника в подготовительном, предсоревновательном, соревновательном и восстановительном периоде

Одним из важнейших условий осуществления эффективного тренировочного процесса спортсмена рукопашника является его оптимальное построение на достаточно длинных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц и даже за год невозможно всесторонне подготовиться к соревнованиям различного уровня. Это длительный многолетний процесс систематического совершенствования в технике, тактике и психофизической подготовке.

Спортивная форма является выражением гармоничного единства всех сторон подготовленности к предстоящим соревнованиям: технико-тактической, физической и психической готовности. Процесс развития спортивной формы имеет фазовый характер, выражающийся в последовательной смене основных периодов спортивной тренировки.

  1. В первом, подготовительном периоде создаются базовые предпосылки, которые и обеспечивают формирование спортивной формы.
  2. Во втором, предсоревновательном периоде достигается высокий устойчивый уровень специальной работоспособности.
  3. В третьем, соревновательном периоде поддерживается необходимый уровень для успешной соревновательной деятельности.
  4. В четвертом, восстановительном периоде обеспечивается восстановление адаптационных возможностей организма за счет снижения специфических тренировочных нагрузок и переключения организма на реабилитационную работу.

Занятия в этих периодах определяются логикой решения частных задач тренировки и организованы в малые циклы или микроциклы, в которых они приобретают значение взаимосвязанных звеньев целостного процесса.

Микроциклы – элементарные, относительно законченные, повторяющееся фрагменты более крупных этапов тренировки. Наиболее удобная продолжительность микроцикла – неделя (недельный цикл). Микроциклы служат, как бы блоками, из которых складываются более крупные средние циклы – мезоциклы.

Первый микроцикл (6 дней занятий и 1 день отдыха) включает ежедневные 2-х разовые тренировки. Одна трени­ровка посвящена совершенствованию общей выносливости, где упражнения берутся из циклических видов спорта: бег, плавание, лыжи и др. Другая тре­нировка – специализированная. В этом микроцикле нецелесообразно применять соревновательные нагрузки (спар­ринги и т.д.).

Второй микроцикл (6 дней занятий и 1 день отдыха) включает ежеднев­ные одноразовые тренировки, которые в этом микроцикле только специали­зированные. Одну тренировку в микроцикле можно провести по ОФП. Вна­чале объем увеличивается, затем объем сокращается, но увеличивается интенсивность. Условия проведения тренировок по­степенно приближаются к условиям соревновательного боя (2-3 раунда ус­ловного боя с повышенной интенсивностью).

Третий микроцикл (заключительный) состоит из 2-3 дней. Каждый день проводятся вольные бои, а также работа на снарядах. Вольные бои макси­мально приближены к условиям соревнований и моделируют их. Для боль­шего приближения к условиям соревнований можно использовать бойцов, занимающихся у разных тренеров.

Методика подготовки спортсмена рукопашника в подготовительном периоде.

Для качественной подготовки спортсменов к соревновательному периоду необходимо развивать, как общефизические, так и специальные качества. Особенности подготовки рукопашника в подготовительном периоде заключаются в том, что необходимо подбирать специальные упражнения для развития общефизической и специальной подготовки с направленностью на ударную и борцовскую технику. В подготовительном периоде целесообразно проводить занятия, направленные на повышение общефизической подготовки спортсменов. Их можно проводить как в зале, так и на площадке рукопашного боя. Примеры занятий проводимых на площадке приведены ниже.

Пример №1:

бег 1000–1500 м;

общеразвивающие упражнения, бег в гору 4х100–15 мин;

ходьба с имитацией ударов и защит, бег с ускорением 4х40;

отжимания на кулаках 15–20 раз 3–4 подхода;

метание набивного мяча (правой, левой рукой) – 3–4 раза;

бег с ускорением на 15–20 м;

тренировка вестибулярного аппарата (вращения, кувырки);

удары прямые, боковые, снизу;

прыжки на правой, левой ноге;

медленный бег – 5–10 мин.

Пример №2:

бег – 5–10 мин;

общеразвивающие упражнения – 15 мин;

метания камней – 15 мин;

имитация ударов руками – 10 мин;

упражнения на координацию – 5 мин;

имитация ударов с отягощением – 10 мин;

прыжковые упражнения – 5–10 мин;

бег с шиной – 5–10 мин;

прыжки с отягощением – 5 мин;

медленный бег – 5 мин.

На занятиях по специальной физической подготовке моделировать возможные варианты боя и сочетать упражнения на динамическую и статическую выносливость, удары и борьбу. Рекомендуется два варианта такой подготовки.

вариант №1: 5 раундов х 2 мин. С 30 сек. отдыхом сочетая удары по лапам или меш­ку с борьбой в стойке в соотношении 2/3 (борьба-удары-борьба-удары-борьба) и наоборот.

вариант №2: отличается от первого сокращением времен работы до 20-30 сек. И час­ти сменой специфики работы (до 15 смен) с отдыхом 1 мин. После ка­ждых 5-6.

Теоретическая подготовка спортсмена рукопашника в этот период должна осуществ­ляться в двух направлениях:

общая теоретическая подготовка, включающая в себя общие сведения из истории единоборств, философии, знаний о пользе занятий физиче­ской культурой и спором, вреде курения, алкоголя и наркотиков и т.д.

специальная теоретическая подготовка — информация о технике, такти­ке рукопашного боя, соревнованиях, основных противниках, особенно
ценен видео-просмотр соревнований, их анализ совместно с тренером.

Методика подготовки спортсмена рукопашника в предсоревновательном периоде.

Предсоревновательная подготовка длится около двух месяцев: из них 3 недели — общеподготовительный этап и три недели — специально-подготовительный.

Основные задачи общеподготовительного этапа подготовки: сохранение общей и специальной работоспособности спортсменов как базы для приобретения высокой спортивной формы к моменту участия в соревнованиях: совершенствование физических и морально-волевых качеств, совершенствование избранной тактики и техники.

Основная задача специально-подготовительного этапа состоит в посте­пенном повышении специальной работоспособности до уровня, обеспечи­вающего успех в данных соревнованиях.

На общеподготовительном этапе время занятий, посвященных специ­альной подготовке (куда включается и специальная физическая и технико-тактическая подготовка) составляет 1,5 часа. Упражнения с партнером про­водятся в размеренном темпе, их (средняя по величине) интенсивность в течение тренировки почти не изменяется (работа постоянной интенсивно­сти). Отсутствие больших, утомительных нагрузок, т.е. упражнений на спе­циальную выносливость, дает возможность бойцу в спокойных условиях совершенствоваться в технике и тактике т развивать быстроту и ловкость.

Спарринг, применяемый на этом этапе, носит тренировочный характер и позволяет определить уровень подготовленности бойца, его сильные и слабые стороны.

Упражнения со снарядами и лапами направлены на развитие быстроты и силы ударов.

В «ударную» неделю того же этапа тренировки с максимальными на­грузками (когда в дневные часы проводится бег переменной интенсивности или кросс высокой интенсивности, а в вечерние — упражнения со снарядами с целью развития скоростно-силовой выносливости) служат дополнительной нагрузкой, способствующей развитию обшей выносливости.

На специально-подготовительном этапе общее время занятий по специ­альной подготовке длится около 1,5 часа в первой неделе, и около 1 часа во второй и третьей неделях. Интенсивность специальных упражнений на спе­циально-подготовительном этапе подготовки меняется как в процессе заня­тий, гак и в течение каждой недели и всего этапа. Все специальные упраж­нения с партнером и на снарядах выполняются с переменной интенсивно­стью (наблюдается чередование средней, большой и максимальной интен­сивности), что необходимо для достижения высокого уровня специальной выносливости.

Изменяют характер и величину интенсивности упражнений с партне­ром с помощью подбора и смены партнеров и постановки соответствующих заданий по технике и тактике в условных и вольных боях.

На 1-й неделе, когда еще не ставится задача достижения высокого уровня выносливости, спортсмену дается возможность достигнуть относительного восстановления организма в процессе занятия путем чередования упражнений с большой и малой интенсивностью.

На 2-й неделе, когда ставится задача достигнуть высокого уровня специальной и психической выносливости, задания предусматривают воздействие на спортсменов в течение 8-10 минут условного и вольного боев максимальных нагрузок, превышающих соревновательные. Бойцам даются указания проводить условные и вольные бои (кроме первого, «разминочного») в высоком темпе. Основному бойцу в случае усталости его партнеров предлагается продолжить бои с другими, «свежими» партнерами. После спарринга, отдохнув, бойцы переходят к упражнениям со снарядами.

В последнюю неделю накануне соревнований спортсмены ведут преимущественно вольные бои в присущей им манере боя с легкими быстрыми противниками различного стиля (в том числе обязательно с «левшами»).

Методика подготовки спортсмена рукопашника в соревновательном периоде.

Основные формы тренировки на соревновательном этапе — специальные и комплексные занятия по физической, технической и тактической подготовке с применением индивидуального и групповых методов работы. Возрастает удельный вес соревновательного и интервального методов тренировки. Сокращается время тренировки, при этом увеличивается ее интенсивность (ЧСС 160-180 уд/мин). Стабилизируется объем тренировочной нагрузки, интенсивность выполнения упражнений продолжает повышаться. Сокращается время на проведение подготовительной части занятия. Возможно использование сауны, бани для необходимой подготовки спортсмена для работы в основной части. Методы развития физических качеств приобретают комплексный характер и направлены преимущественно на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, координации движений и специальной выносливости. Большое внимание уделяется специальной тренированности, которая достигается специальными упражнениями.

Методика подготовки спортсмена рукопашника в восстановительном периоде.

Важное место в восстановительном периоде занимает — активный отдых. Для активного отдыха применяются упражнения, вызывающие у спортсменов положительные эмоции: спортивные игры, прогулки по лесу, плавание, легкий кросс на местности, катание на лыжах и т.д. Такие упражнения способствуют не только физическому развитию бойца и повышению его работоспособности, но и активизируют протекание всех восстановительных процессов в организме.

Массаж ускоряет процессы восстановления, улучшает эластичность мышц и их работоспособность, положительно влияет на нервную систему и психику бойца, способствует лечению некоторых травм.

Отличное воздействие на организм спортсмена, особенно в период интенсивных тренировочных занятий, оказывает парная баня.

Подготовка спортсменов организуется прежде всего в форме трени­ровочных занятий, имеющих определенную структуру и распределен­ных во времени.

Структура тренировочных занятий базируется на физиологических, психологических и педагогических закономерностях. Продолжительность занятия зависит от этапов подготовки, задач тренировки, возраста спорт­сменов, их подготовленности (табл. 13).

Таблица 13

Контингент

При одноразовой тренировке в день, мин

При двухразовой тренировке в день, мин

Группы начальной подготовки ДЮСШ

Учебно-тренировочные группы ДЮСШ

Группы спортивного совершенствования ДЮСШ

120 - 140

2 х (90 - 120)

Квалифицированные спортсмены

120 - 180

2 х(120 - 150)

В отдельных случаях продолжительность тренировочных занятий у квалифицированных спортсменов достигает 3,5 - 4,5 ч.

Тренировочное занятие состоит из четырех более или менее четко выраженных, взаимосвязанных частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.

Вводная часть - построение группы, приветствие, объявления, по­становка задач.

Подготовительная часть (разминка) решает следующие задачи:

Обеспечивает оптимальную эластичность связок, сухожилий, мышц и подвижности звеньев двигательного аппарата;

Функциональное врабатывание (рабочее возбуждение в нервных цен­трах, увеличение газообмена и кровообращения) в режим предстоящей двигательной деятельности, достижение оптимума двигательных реакций;

Психическая настройка - обеспечение оптимальной возбудимос­ти, сосредоточенности на главной задаче тренировки.

Средства: упражнения на растяжение (рис. 39), разновидности ходь­бы и бега, прыжки, акробатические и имитационные упражнения, рывки и ускорения, упражнения с мячами (передачи, прием мяча, нападаю­щие удары и др.).

Основная часть решает следующие задачи:

Повышение физической подготовленности;

Обучение техническим приемам защиты и нападения и их совер­шенствование;

Обучение тактическим действием в защите и нападении и их со­вершенствование;

Интегральная подготовка;

Игровая подготовка.

Средства: основные упражнения (упражнения по технике, тактике игры, игра); вспомогательные упражнения - для развития физических качеств и повышения уровня функциональных возможностей, для ов­ладения основами техники, тактики игры.

Если в одном тренировочном занятии в основной части решаются несколько задач, то рекомендуется соблюдать такую последовательность:

Задачи технической подготовки всегда решаются в начале основ­ной части, т.к. формирование и дифференцировка новых двигательных рефлексов происходят на фоне оптимального возбуждения нервной си­стемы, а не на фоне утомления (на фоне утомления решаются задачи совершенствования техники и тактики игры).

В первой половине основной части занятия вместе с технической подготовкой следует развивать быстроту и взрывную силу.

При решении нескольких взаимосвязанных задач рекомендуется такая последовательность: технико-тактическая подготовка, развитие быстроты, ловкости, силы, специальной выносливости.

Заключительная часть решает следующие задачи:

Постепенное снижение нагрузки;

Раскрепощение мышц, снижение сосредоточенности;

Подведение итогов занятия (замечания, выводы, задания).

Средства: легкий бег, ходьба с восстановлением дыхания, упраж­нения на расслабление (потягивание, размахивание конечностями тела и туловища и др.) комплекс упражнений на растяжение мышц, сухо­жилий, связок (рис. 39)".

Выбор адекватных форм организации занятий способствует лучшей реализации тренировочных задач. Для волейбола характерны индивиду­альная, групповая, фронтальная формы и круговая тренировка.

Индивидуальная форма тренировки облегчает индивидуальную до­зировку нагрузки, обеспечивает коррекцию и контроль со стороны тре­нера, обеспечивает чувство ответственности.

Такая форма тренировки позволяет исправлять ошибки при выпол-

" Журнал «Тhе Соасh», 4 DесеmЬег, 1996

нении технических приемов, выполнять задания с большей интенсив­ностью, чем при других формах занятий.

Групповая форма тренировки позволяют заниматься в группе либо во время всего тренировочного занятия, либо в пределах отдельных его частей. Данная форма занятий имеет широкие возможности для коллек­тивных взаимодействий, близких к условиям соревнований. Наиболее часто используется для совершенствования групповых взаимодействий в защите и нападении.

Фронтальная форма тренировки характеризуется одновременным выполнением одних и тех же упражнений всей группой. Тренер получа­eт возможность хорошего обзора и одновременного инструктажа всех спортсменов.

основу круговой тренировки составляет серийное повторение упраж­нений на «станциях» (место с соответствующим оборудованием и инвен­тарем), подобранных и объединенных в комплекс по тренирующему воз­действию, выполняемых в порядке последовательного смены «станций».

Вышеперечисленные формы занятий реализуются в комплексных и тематических тренировках. Комплексные тренировки направлены на решение задач физической, технической и тактической подготовки; те­матические - на овладение одной из сторон подготовки или одним из видов упражнений (физическая или техническая подготовка и др.).

Выбор редакции
Всем огромный привет! Спешу опять порадовать вас самым популярным августовским блюдом. Угадайте с трех раз! О чем я хочу написать? Каких...

Екатерина II – великая российская императрица, царствование которой стало самым значимым периодом в русской истории. Эпоха Екатерины...

Как выяснила «Газета.Ru», эксперты, расследующие катастрофу Robinson R-66 на Телецком озере в Республике Алтай, склоняются к версии, что...

Во время германской компании на Востоке, Messershmitt BF 109 был основным самолетом истребительной авиации Люфтваффе. Несмотря на их...
Гороскоп совместимости: цветы по знакам зодиака лев - самое полное описание, только доказанные теории, основанные на астрологических...
Символ рока и судьбы, предотвратить которую невозможно. Руна Наутиз означает вынужденные обстоятельства, ограничения, несвободу выбора....
Как приготовить лаваш в кляре Сегодня мы предлагаем вам приготовить блюдо, способное стать и замечательной закуской на праздничном столе,...
Чудеса Пресвятой Богородицы в наши дни не перестают удивлять и радовать христиан, а ее помощь приходит всем христианам, которые молятся...
Варенье из крыжовника в мультиварке готовить довольно легко, оно отличается от обычного лакомства, сваренного на плите, лишь своей...