Где можно склеить фарфор. Холодная реставрация фасадной керамики. Склеивание фарфоровых статуэток


Фарфоровые статуэтки всегда пользовались огромной популярностью у коллекционеров. Но главным их недостатком является хрупкость, они легко ломаются и их ценность снижается в разы. Отличительная черта изделий – наличие полого пространства, что делает их более лёгкими и вместе с тем более хрупкими. Ремонт и восстановление декоративных фигурок – сложная и щепетильная задача.

Склеивание фарфоровых статуэток

Фарфор по своим физическим свойствам имеет много общего не с керамикой, а со стеклом, поскольку при ударе массивные элементы раскалываются на куски большого размера, а вот самые маленькие фрагменты просто превращаются в пыль. И если с большими кусками не возникает никаких сложностей при ремонте, то вот восстановить самые маленькие зоны будет довольно сложно. Фигурка приобретет первоначальный вид лишь после полноценной художественной росписи.


Пошаговая инструкция
:



Правильная чистка фарфора

Для производства декоративных статуэток, плиток и небольших фигурок используют фарфор. С течением времени такие изделия тускнеют, покрываются пылью и в некоторых случаях они могут покрываться даже слоем ржи, если на поверхность постоянно воздействует влага. Если вы стали владельцем старого фарфора, за которым никто долго не ухаживал, первоначальный лоск изделию можно вернуть довольно быстро.

  • в тёплую воду необходимо добавить небольшое количество мыла и аккуратно взболтать его до образования пенообразной консистенции;
  • в воде следует смягчить тряпочку и протереть ей само изделие. Всю грязь и пыль следует удалить. После этого фарфор вытирают тряпочкой;
  • этим же средством можно оттереть налёт или ржавчину;
  • после работы с пемзой необходимо смыть остатки пыли. Завершив эту процедуру можно вытереть и высушить фарфоровое изделие.

Отличие керамических статуэток от фарфоровых

Фарфор является неотъемлемой частью керамики, в состав которой входят помимо этого фаянсовые, фарфоровые и даже глиняные решения. Фарфоровая консистенция предполагает наличие белой глиняной субстанции, каолина, а также шпата полевого. Все эти ингредиенты проходят процесс обжига при температуре в 2.6 тыс. градусов (по шкале Фаренгейта).

Что касается керамики, то ее важной частью являются хрупкие и твёрдые материалы, выполненные из минералов. Любой хороший коллекционер может оперативно отличить керамическое изделие от фарфорового не только по звуку, но и по внешнему виду.

Инструкция:

  1. Удерживайте статуэтку против световых лучей, двигая пальцем в разные направления по ее поверхности. Сквозь изделие отчетливо просматривается тень от пальца, поскольку материал по своей сути является прозрачным. А вот керамика не даёт такого эффекта.
  2. Фарфоровая статуэтка при тактильном контакте напоминает яичную скорлупу, она такая же гладкая и ровная.
  3. Ноготком пальца постучите по поверхности фигурки. Фарфоровые статуэтки звучат звонко, а вот керамические издают глухой и ровный звук.

Надеемся, наши советы окажутся полезными для вас, и вы сможете обеспечить качественных уход за маленькими декоративными статуэтками. Эти произведения фарфорового искусства созданы с любовью и трепетом, поэтому их следует беречь с такими же чувствами и бережностью.

Наличие глазури - главное отличительное качество . Многие задаются вопросом: "Как мыть фарфор и как ухаживать за посудой?" Соберите все составляющие разбившегося керамического изделия. До начала реставрационных работ следует поместить каждый из осколков в бумагу, предварительно очистив если они загрязнены.

Реставрация фарфора

Вам понадобятся следующие материалы: растворитель для красок, ватные тампоны, салфетки, абразивный порошок, спички, наждак, клей, бритвенное лезвие, мягкая кисточка, клейкая лента.

1. Необходимо, чтобы все осколки были сухие, а главное чистые. Сначала помойте сломанный край. Не следует очень сильно увлажнять керамику. Если мыльная вода не очистила его, воспользуйтесь ацетоном.

2. Отбелите осколок при помощи специального раствора.

3. Перед тем, как начать клеить, сопоставьте все части предмета. Посмотрите насколько плотно они состыковываются друг с другом. Также вы будете иметь представление о том, в каком порядке лучше всего склеивать кусочки.

4. В первую очередь клейте самые мелкие, а уже потом переходите к более крупным.

5. Не забывайте удалять излишки клея тампоном.

6. Добавьте в клеящее вещество специальный пигмент нужного вам цвета.

7. Склейте края соседних кусочков, используя при этом спички.

8. Дождитесь, когда предмет полностью высохнет. Обычно это занимает около 24 часов. Аккуратно удалите остатки клея бритвенным лезвием.

9. Если утеряна небольшая часть изделия, смешайте клеящий состав с порошком талька. Пальцами заполните дыру получившейся смесью. Отшлифуйте поверхность.

10. В случае, если утерян большой кусок – вам на помощь придет пластилин.

11. Нанесите двусоставный раствор на отколотую поверхность. Заполняйте пастой пластилиновую формочку. Дождитесь, когда паста высохнет.

12. Уберите формочку, отшлифуйте поверхность наждаком. Будьте осторожны, дабы не поцарапать глазуровку.

13. Нанесите соответствующими цветами сухую пасту, в точности повторяя орнамент.

14. Положите под мальку бумагу и обведите рисунок, чтобы перенести узор.

В случае если изделие из благородного материала представляет для вас большую ценность, не стоит самостоятельно заниматься реставрацией. Рациональнее всего поручить это дело специалисту. Если вы все же решили сэкономить и сделать все своими руками, запомните несколько принципов, которые помогут вам успешно отреставрировать вещь.

Основное правило: не нужно сильно увлажнять пористый слой керамики во время чистки. Клейте фарфоровые сразу, как промыли и высушили осколки. После высыхания клея, возможно потребуется восстановление узора. Вам помогут обычные акриловые краски, которые могут имитировать блеск глазуровки, а также эмалевые, применяемые для украшения порцеллана. Внимательно подбирайте цвета для узора и не пытайтесь подобрать фон, так как вам не удастся найти нужный оттенок.

Починка волосяных трещин

1. Зачистите поверхность около трещин, смешайте клей и поместите в духовку. Установите температуру на 200°С. Когда ручка накалится, выключите духовку. Это обеспечит наилучшее склеивание.

2. Как можно скорее нанесите клейстер, чтобы максимально плотно заполнить трещину.

3. После этого удалите остатки клея все тем же лезвием, при этом старайтесь не повредить рисунок. Дождитесь, когда остынут.

Любые предметы, изготовленные из фарфора, со временем имеют различные утраты. Например, крошится глазурь, появляются сколы, выщерблены, иногда выпадают отдельные детали и крупные фрагменты. Ремонт фарфоровой продукции и восполнение потерянных фрагментов является трудоемким и сложным процессом. В древние времена для этого пользовались как необожженной, так и обожженной глиной, а так же гипсом.
В современном мире для реставрации фарфора используется гипс, смешанный с клеем ПВА, который называется гипсополимер. Кроме этого, применяются такие материалы, как цианакрилатные композиты, мастика типа Ремосет или Миллипут, эпоксидные смолы, которые наполняются тальком, стеклянными микросферами, сухими пигментами и другими наполнителями. Для восстановления изделий из фарфора, так же применяются стоматологические материалы.
Последним этапом реставрации является смешивание компонентов с красками, соответствующими тону данного изделия для восполнения отсутствующих фрагментов. В наши дни можно свободно купить любые краски и лаки.
Профессиональные реставраторы обращают особое внимание на производственный брак. Как правило, он может указывать на время изготовления данного фарфорового изделия и его принадлежность к той или иной фирме. К более распространенным фабричным дефектам относились: деформации, отслаивание глазури или ее растрескивание, вздутия, пузыри, мушки, дефекты покраски и позолоты. Но изделия с такими изъянами все равно поступали на рынок. На них наносили рисунки, а мушки маскировались нарисованными мелкими цветами, насекомыми или листьями. Любые старые вещи, а так же фарфоровая посуда, даже при хорошем хранении теряет былой вид. Она становится потертой, появляются царапины, выщерблены, сколы, наносимые ножом, вилкой или ложкой. Внутри фарфоровых сосудов остаются налеты от кофе, чая, вина, а так же известковые отложения, которые находятся в воде. Считаются ли такие дефекты, не подлежащие реставрации?
Если за дело возьмется профессиональный реставратор, то он все сделает так, что нельзя будет даже определить, где и какой был дефект. В их распоряжении находятся не только современные методы и материалы, но и большой опыт работы.
Чтобы определить наличие заделанной трещины, нужно слегка постучать по изделию, например, вилкой или чем-то металлическим. Если звук будет звонкий с продолжением, то данная вещь трещин не имеет, но при наличии невидимой трещины звук будет глухой. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться ультрафиолетовой лампой или увеличительным стеклом.
При покупке хорошо сохранившегося старинного фарфорового изделия можно нарваться на подделку кустарным способом. Но в заводских условиях тоже могут изготавливать предметы с фальшивой маркой.
Самостоятельной реставрацией заниматься не стоит, так как результат может сильно разочаровать. Такой ремонт фарфоровой продукции чаще всего причиняет ей дополнительный ущерб. Возможна неудачная склейка, использование недолговечных клеев, неаккуратная обработка восполнений, с применением абразивных материалов и многое другое. Устранение новых дефектов прибавляется к старым изъянам и займет не только больше времени, но потребует значительных денежных расходов.
Музейные реставраторы используют для ремонта фарфора материалы, которые можно при необходимости заменить другими. При использовании приемов реставрации, они работают по принципу: заделанный дефект незаметен с расстояния 180 сантиметров, а на расстоянии 15 сантиметров, его должно быть хорошо видно. Но это относится только к музеям.
При коммерческой реставрации никакие дефекты не должно быть видно, ни на каком расстоянии. Любые восстановления, а так же фарфоровая посуда, реставрированная по коммерческой технологии, обойдется не дешево. Но это стоит того, ведь сломанную вещь невозможно отличить от нового предмета. Кроме того, работа коммерческих реставраторов очень сложна и требует большой квалификации. А еще они кропотливо и долго работают с дорогостоящими материалами. Поэтому, перед тем как отдать фарфоровую вещь на реставрацию, нужно заранее поинтересоваться о стоимости ее ремонта и посмотреть работы мастера.
При самостоятельной реставрации фарфора, например, склеивании каких-то частей, нужно не забыть те места, на которые будет наноситься клей, обезжирить, то есть протереть их, например растворителем. Для склеивания лучше использовать ПВА, эпоксидные смолы или цианакрилатный клей, который очень быстро сохнет. Столовый фарфор, предназначенный для еды, склеивается безвредным специальным клеем.
После всех приготовлений, нужно нанести небольшой слой клея на обе части фарфора и плотно их приложить друг к другу. Затем их необходимо перетянуть, например, бинтом, а лишний клей удалить. Теперь столовый фарфор можно поместить на несколько дней в теплое место. Если есть небольшие сколы, то их можно просто заполнить эпоксидной смолой. Подкрашивать лучше акриловой краской.

Глаза и руки- главные инструменты настоящего мастера, но в нашей мастерской постоянно испытываются все новейшие материалы, появляющиеся на арт- рынке. Среди постоянных клиентов нашей мастерской – известные брэнды фарфора, керамики и стекла: испанская мануфактура Lladro, саксонский фарфор Meissen , венгерский , австрийский Augarten , немецкий Rosenthal , русский фарфор Кузнецова, братьев Корниловых, ИФЗ, ГФЗ, ЛФЗ

Наши мастера с успехом решают такие сложнейшие проблемы для реставраторов, как реставрация повреждений на кобальтовой глазури, на поверхностях, покрытых кракелюром, золоченых поверхностях, а так же восстановление утрат на фарфоровом кружеве. Последняя технология - изобретение именно наших реставраторов и ее аналогов в Москве пока нет.

Частые вопросы по реставрации фарфора:

На бытовом уровне фарфор можно склеить только при помощи клея. Почти в любом хозяйственном магазине можно видеть эти тюбики, на которых нарисована то отбитая ручка чашки, то вообще антикварная ваза. Ими можно воспользоваться, когда единственная функция склеиваемого предмета - стоять в витрине и когда нужно присоединить небольшой и легкий фрагмент. Но и это стоит делать с большой осторожностью, чтобы исключить смещение черепка.

Демонтировать неправильно присоединенный мелкий фрагмент или осколок в домашних условиях бывает невозможно. Крупные, далеко отстоящие от основания фрагменты (части тела в скульптурах, декор, рожки подсвечников) и функциональные элементы (ручки посуды) обязательно нужно армировать. В условиях мастерской это делается быстро и профессионально. Вы можете быть спокойны за предмет, на месте излома он больше не сломается. Но для того, чтобы использовать посуду, простой склейки недостаточно. Шов склейки обязательно должен быть заполнен специальной мастикой на основе фарфоровой или стеклянной пыли и заполирован, иначе он будет постепенно разрушаться из за попадающей в него воды, пыли и остатков пищи.

На фарфоре "бисквит" и на глазурованом фарфоре места склейки и восполнений видны не будут. В отличии от музейной реставрации, основной принцип которой восстановить целостность, оставив видимыми швы сборки и восполнений, мы завершаем реставрацию только тогда, когда поврежденный участок перестает быть видимым. При золочении фарфора может быть незначительная разница в блеске между родным, прошедшим обжиг, золотом и новым (сусальное или твореное золото). На дорогом антикварном фарфоре золото обычно не восстанавливается, потертое золото не обесценивает и не портит предмет, напротив, говорит о его истории и почтенном возрасте.

Подвергшийся реставрации столовый фарфор не обжигается, поэтому за ним нужен особый уход. Не рекомендуется использовать его повседневно, мыть агрессивными моющими средствами и абразивными порошками, использовать его под горячие или жирные блюда. Однако такие предметы, как сухарницы, сервировочные вазы, конфетницы и фруктовницы можно использовать практически без ограничений. Весь уход - ополоснуть прохладной водой и протереть сухой мягкой тряпочкой.

В некоторых случаях реставрация фарфора на дому возможна, но определить такую возможность может только сам реставратор после осмотра предмета. В этом случае используются материалы и клея, способные полимеризоваться быстро при комнатной температуре, т. к длительная сушка реставрационного слоя опасна оседанием пыли из атмосферы дома (даже если в нем поддерживается идеальный порядок). В мастерской сушка происходит в специальной камере, защищенной от пыли, где поддерживается необходимая температура.

Стоимость реставрации зависит от характера повреждений, количества фрагментов под восстановление, цвета глазури, наличия на восстанавливаемой части позолоты или росписей, необходимости армирования. От стоимости самого предмета цена реставрации не зависит.

Фарфор - древний материал, из которого до сих пор изготавливают посуду, вазы, статуэтки и другие изделия. Однако один из его недостатков - высокая хрупкость. Поэтому многие люди, имеющие в своей собственности изделия из фарфора, вынуждены заниматься ремонтными работами или просить об этом профессионалов. Рассмотрим подробней, как и с помощью чего можно произвести реставрацию изделий из фарфора.

Самая распространенная проблема при ремонте фарфоровых изделий - склеивание отбитых элементов. Для этого используют разные клеящие вещества и составы. В частности:

  • эпоксидные смолы;
  • воскосмоляные мастики;
  • глютиновые клеи;
  • цианакрилатные клеи.

Именно последний тип клеев в настоящее время наиболее распространен. Причина этого заключается в его отличных эксплуатационных характеристиках. В частности, такой клей (он известен многим людям как пресловутый «супер-клей») быстро высыхает, является достаточно жидким, поэтому отлично заполняет трещины и полости между склеиваемыми поверхностями. Однако, несмотря на кажущуюся быстроту высыхания, после процесса склеивания изделие необходимо оставить на 12 – 24 часа, чтобы дать клеевой пленке высохнуть полностью.

Перед тем как склеивать поверхности фарфорового изделия, с ними необходимо произвести подготовительные работы. Они заключаются в тщательной очистке их от пыли и грязи, а также остатков старого клея, если они имеют место. Пыль и грязь органической природы можно удалить с помощью воды, растворителя (ацетона, уайт-спирита, этилового спирта), кисточки и тряпки. Клей - с помощью растворителя или при помощи лезвия, аккуратно срезая его кусочки с поверхности изделия. Если на поверхностях остались остатки от засохших поливинилбутиральных или эпоксидных клеев, то такие изделия следует полностью погрузить в воду и хорошо нагреть. После этого они легко удаляются с поверхности механическим способом.

При склеивании необходимо наносить клей только на одну склеиваемую поверхность. Пропитка в данном случае также не нужна. Однако следует помнить, что цианакрилатные клеи быстро застывают (в течение 100 – 200 секунд), поэтому работать с ними нужно быстро. То есть, ровно выставлять элементы и надавливать на них для получения желаемой поверхности ремонтируемого изделия.

Также следует помнить, что склеивать необходимо не только чистый, но и абсолютно сухой фарфор. Если вам необходимо склеить несколько мелких кусков, то подумайте, в какой последовательности лучше это сделать. Так вы оптимизируете свою работу, а также избавитесь от ошибок в работе. При этом необходимо в первую очередь клеить мелкие куски, постепенно переходя к более крупным. Обычно цианакрилатные клеи не выливаются наружу в процессе склеивания. Однако если клей все же оказался на поверхности, то можно удалить его остатки с помощью лезвия.

Заменить мелкие пропавшие фарфоровые элементы можно с помощью клея (но не цианакрилатного) и порошка талька. Большие куски можно сделать из пластилина, обработав его поверхности двусоставным клеем. При реставрации изделий из фарфора зачастую необходимо наносить узор на их поверхность. Для этого можно использовать акриловые или эмалевые краски, которые используются для работы с фарфором.

Однако проведение сложной реставрации изделий из фарфора порой не под силу обычным людям. Ведь для этого нужны специальные инструменты и материалы, которые имеются лишь в профессиональных мастерских. Кроме этого, там работают профессионалы со специальным образованием, которые знают технологию восстановления изделий из фарфора. На территории Москвы вы за помощью можете обратиться к следующим организациям:

  • ООО «Артвиль», адрес - г. Москва, ул. Зорге, д. 35;
  • мастерская «Стэль», адрес - г. Москва, 1-й Силикатный проезд, дом 8, строение 1;
  • компания Ceramiq, адрес - г. Москва, 2-я Тверская Ямская д. 6/7, стр. 5.
Выбор редакции
Всем огромный привет! Спешу опять порадовать вас самым популярным августовским блюдом. Угадайте с трех раз! О чем я хочу написать? Каких...

Екатерина II – великая российская императрица, царствование которой стало самым значимым периодом в русской истории. Эпоха Екатерины...

Как выяснила «Газета.Ru», эксперты, расследующие катастрофу Robinson R-66 на Телецком озере в Республике Алтай, склоняются к версии, что...

Во время германской компании на Востоке, Messershmitt BF 109 был основным самолетом истребительной авиации Люфтваффе. Несмотря на их...
Гороскоп совместимости: цветы по знакам зодиака лев - самое полное описание, только доказанные теории, основанные на астрологических...
Символ рока и судьбы, предотвратить которую невозможно. Руна Наутиз означает вынужденные обстоятельства, ограничения, несвободу выбора....
Как приготовить лаваш в кляре Сегодня мы предлагаем вам приготовить блюдо, способное стать и замечательной закуской на праздничном столе,...
Чудеса Пресвятой Богородицы в наши дни не перестают удивлять и радовать христиан, а ее помощь приходит всем христианам, которые молятся...
Варенье из крыжовника в мультиварке готовить довольно легко, оно отличается от обычного лакомства, сваренного на плите, лишь своей...