Феномен личностной зрелости. Зрелая личность Основные показатели индивидуально психологической зрелости личности


Аннотация

В статье предлагается авторская точка зрения относительно сущности и структуры личностной зрелости. Феномен личностной зрелости раскрывается в соотношении с понятиями саморазвития и эго-идентичности. Дается определение личностной зрелости, а также рассматриваются детерминирующие ее психологические механизмы. Обосновываются черты личностной зрелости, раскрывается их значимость для эго-идентичности личности.

Ключевые слова: личностная зрелость, черты личностной зрелости, динамическая структура

Личностная зрелость представляется одной из социально положительных и значимых характеристик человека. Вместе с тем, определение личностной зрелости как психологического понятия, по нашему мнению, остается скрытым за авторскими перечнями черт зрелой личности.

Нам представляется целесообразной задача более четкой дефиниции личностной зрелости. Это дало бы возможность согласовать научные взгляды относительно понятий «зрелая личность» и «личностная зрелость», а в дальнейшем решить задачи психологического сопровождения процесса достижения личностной зрелости.

Предлагаем рассматривать личностную зрелость как динамическую личностную структуру, которую детерминируют некоторые механизмы, а содержанием являются черты, взаимоактивизирующие друг друга. Нам представляется, что динамичность личностной зрелости состоит как в особенности проявления самого феномена, так и в его внутренней структуре. Поэтому важно продемонстрировать, при воздействии каких психологических механизмов взаимодействие черт создает феномен личностной зрелости.

На рис. 1 показано становление личностной зрелости как динамической структуры, мы предлагаем начать ее рассмотрение с понятия личностного потенциала. По нашему мнению, наличие личностного потенциала обеспечивает естественность личностного роста. То есть человек развивается и самоактуализируется за счет собственных внутренних ресурсов. Тогда содержанием личностного потенциала, являющегося первопричиной становления личностной зрелости, мы видим долг, смысл и веру.

Личностно зрелого человека можно назвать ресурсным, который сам в себе находит силы для преодоления жизненных обстоятельств и самого себя. По нашему мнению, триада внутренних ресурсов обеспечивает личностно зрелому человеку компетентность во времени, то есть способность видеть и ощутить свою жизнь целостной.

Следствием кризиса долга, смысла и/или веры мы видим трансценденцию. Критические жизненные события являются условиями, во время которых формируется новый взгляд на действительность. Пытаясь понять самого себя, человек «сам задает себе нормы и связывает себя ними» (Г. Марсель, 1999), «совершает трансценденцию от себя как эмпирической индивидуальности к себе как к самобытной самости» (К. Ясперс, 1999). Таким образом, способность к трансценденции дает возможность личностно зрелому человеку не попадать в ситуации, а создавать сами ситуации для самосовершенствования, то есть быть «своим собственным «проектом» (А. Сартр, 1999).

Выход за рамки привычных жизненных правил, способов переживания личностного смысла отображается в экзистенциальном кризисе. Он может проявляться как «тоска от неадекватности жизненной стратегии» (Н. Хамитов, 2000). Выбор в экзистенциальной ситуации возможен при наличии сформированной личностной структуры, под которой мы понимаем личностную зрелость, которая, в свою очередь, необходима для построения эго-идентичности.

Формирование личностной зрелости мы склонны отнести к периоду 11 – 20 лет, который, в соответствии с эпигенетической теорией Э. Эриксона (2002), отмечен нормативным кризисом эго-идентичности. Тогда личностную зрелость можно рассматривать, как одну из границ континуума эго-идентичности («инфантильность» – «личностная зрелость»). Мы думаем, что личностная зрелость периода юности – это, говоря метафорично, больше «возможность быть», чем «ответственность быть».

Дальнейшее становление, «обновление» личностной зрелости мы видим через призму ненормативных кризисов, связанных с ситуациями выбора. На наш взгляд, динамика личностной зрелости связана с ощущением человеком своей социальной и личностной перспективности. Изменения в жизненной перспективе человек склонен воспринимать как стрессовые или кризисные, которые требуют от него выбора. Как нам кажется, такие жизненные ситуации можно отнести к ненормативным кризисам идентичности, когда снижается уровень самопонимания личности. В целях сохранения собственной целостности человек вынужден отказаться от понимания себя через отождествление с критериями внешнего мира. «Найти себя» он может через соотнесение себя с самим собой. Логично предположить существование некоторой личностной структуры, которая обеспечивает человеку возможность принять себя как смысл, быть аутентичным. В нашем понимании, этой структурой является личностная зрелость.

Такой ход рассуждений привел нас к определению личностной зрелости как эффекта самостоятельно пережитого человеком в зрелом возрасте ненормативного кризиса идентичности. Этот эффект представляет собой динамическую личностную структуру, проприум, важный для эго-идентичности.

Мы определяем личностную зрелость как эффект, поскольку видим ее как следствие ненормативного кризиса. Акцент на самостоятельности, а не конструктивности переживания ненормативного кризиса поставлен потому, что именно самостоятельность (состоятельность себя, в состоянии быть собой – авт .) показывает способность человека без посторонней помощи, полагаясь только на себя, выйти из сложной ситуации. Важно, что именно эта способность задекларирована в определении общей зрелости, которое было дано в гештальтпсихологии (В. Кондрашенко, Д. Донской, С. Игумнов, 1999).

Наиболее ярким показателем сформированной личностной зрелости является самодетерминация, которая, на наш взгляд, проявляется во взаимоактивации свободы и ответственности, которые можно рассматривать, как инструменты мировоззрения человека. Таким образом, самодетерминация не только сопутствует построению собственной системы ценностей человека, делает выбор психологически возможным, но и активизирует процесс трансформации, благодаря которому личность обретает завершенность и целостность – зрелую эго-идентичность. Возможно, окружающим этот результат виден как личностный рост. У человека появляется ощущение полноты внутренних ресурсов, новой жизненной перспективы, стремление к которой сопряжено с новыми ненормативными кризисами.

Поскольку мы рассматриваем личностную зрелость как динамическую структуру, считаем важным рассмотреть вопрос о механизмах, детерминирующих ее проявление. Авторское видение механизмов детерминации личностной зрелости проиллюстрировано рис.2.

Причину «возникновения» личностной зрелости мы относим к имманентному для личности саморазвитию. Саморазвитие рассматриваем как стремление человека сформировать в себе определенные качества и способности, при наличии которых, по его мнению, он сможет реализовать свой внутренний потенциал наиболее полно.

Таким образом, неизбежен самоанализ, который возможен за счет внутренней диалогичности человека. Дуальность человеческой сущности порождает внутренний конфликт, который может быть движущей силой развития при стремлении человека построить отношение к ситуации не на противоположностях, а на взаимосвязях. По нашему представлению, такая гармонизация внутреннего мира человека обеспечивается механизмами интенциональности и когерентности.

Интенциональность предлагаем рассматривать как направленность личности на создание самой себя и самоопределение. Создание себя может осуществляться или в рамках адаптации человека к заданным обстоятельствам, и, вследствие этого, проявляются новые качества личности, или путем выхода за рамки ситуации. Тогда человек меняет социальную роль, способ самопрезентации, отношение к себе таким образом, что он становится субъективно другим, таким, который компетентен преобразовать ситуацию внутреннего конфликта в ситуацию приобретения жизненного опыта.

Продуктивное решение внутреннего конфликта обуславливается, на наш взгляд, особым механизмом – когерентностью, которую мы склонны рассматривать как операциональный аналог жизненной компетентности. В когерентности проявляется самодостаточность: человек доверяет самому себе, поэтому собственного мнения ему достаточно для принятия решения. Это решение, как нам кажется, касается смелости быть самим собой.

Таким образом, возникает необходимость в личностной структуре, содержащей индикаторы аутентичности – личностной зрелости. Сформированная личностная зрелость создает возможность для самоизменения, самосоздания через самодетерминацию. Поле деятельности последней находится исключительно на сознательном уровне, тогда как целостность личности возможна при тотальности ее психики. Поэтому, мы думаем, включается следующий механизм – прегнантность.

Прегнантность обеспечивает насыщенность и завершенность формирующейся эго-идентичности подводя «недейственную» идентичность к трансформации, затрагивающей бессознательное. Прегнантность выступает механизмом сопоставления Я-реального с Я-истинным, ради которого был начат процесс самоизменений. Как стремление к содержательности прегнантность обеспечивает адекватность восприятия человеком того, что он может лишь приблизиться к Я-истинному, ощутить его в момент «пикового» опыта, но не стать им.

Результатом психологической трансформации становится обновленная эго-идентичность. Для ее сопоставления с целями саморазвития вновь включается механизм интенциональности, но уже в больше мере как активное отношение к самому себе – самоверификация.

Когда уяснено представление о значении личностной зрелости и механизмах, обуславливающих ее, предлагаем обратить внимание на содержание этой структуры, которым, по нашему предположению, являются черты – индикаторы эго-идентичности.

Признание личностной зрелости характеристикой с высоким уровнем социального признания привело нас к убеждению, что ее черты должны иметь социально-психологическую значимость. Ведь, с одной стороны, в соответствии с ними окружающие характеризуют человека как личностно зрелого, с другой, эти черты являются определяющими для эго-идентичности человека.

Результатом рассуждений стало предположение, что черты личностной зрелости можно определить как центральные диспозиции проприума личности – очевидные для окружающих черты личности, которые обуславливают готовность человека действовать с позиции зрелой личности.

С целью выделить черты личностной зрелости мы проанализировали характеристики продуктивно развивающейся личности, представленные в работах К. Юнга (2002), Г. Оллпорта (2002), В. Штерна (2001), А. Маслоу (1999), Э. Шострома (2001), Дж. Стивенса (1995), Г. Салливана (2001), А. Эллиса (1999) , К. Наранхо (2001), Ф. Перлза (1999), П. Вайнцвайга (2000), К. Холла (1999), Г. Линдсей (1999), С. Холлидея (1997), М. Чандлера (1997), П. Якобсона (2000), К. Абульхановой-Славской (2000), Н. Тутушкиной (1999), Г. Абрамовой (1999), Н. Бордовськой (2004), А. Реана (2004), Д. Леонтьева (2002), Г. Скрипкиной (2002), Н. Савчина (2002), Л. Овсянецкой (2001), Л. Лепиховой (2000), Т. Титаренко (2001). Это был первый шаг в экспликации центральных черт, характеризующих личностную зрелость. Вторым шагом было отделение от личностных черт индивидных (по А. Бодалеву, В. Столину, 2001).

Последующая экспликация – третий шаг – проводилась методом контент-анализа, который охватывал 157 единиц понятий, отображающих очевидные для психологов-ученых характеристики личности, которую, обобщенно, можно назвать зрелой. Черты были разделены по смысловым группам, в каждой группе были выделены наиболее яркие черты. В ходе последнего, четвертого шага экспликации была зафиксирована частота упоминания черт, в каждой группе была выделена одна черта-маркер.

Результатом контент-анализа личностных черт зрелой личности стали десять эксплицированных черт: синергичность, автономность, контактность, самопринятие, креативность, толерантность, ответственность, глубинность переживаний, децентрация, жизненная философия.

Выделенные черты личностной зрелости представляют, по нашему понятию, один полюс континуума эго-идентичности – «зрелость». Придерживаясь целостного подхода в описании личности, мы представили также черты полюса «инфантильность» (табл.1).

Таблица 1.

Психологические субстанции и акциденты личностной зрелости

Черты личностной зрелости

Проявления деперсонализации

Ответственность

Конформность

Креативность

Страх неопределенности

Децентрация

Эгоцентричность

Контактность

Отчужденность

Толерантность

Стремление доминировать

Автономность

Зависимость

Самопринятие

Самообвинение

Глубинность переживаний

Автономность – готовность доверять себе и способность к самоопределению. В эго-иденитичности функция автономности состоит в сохранении аутентичности.

Автономность проявляется в умении человека самоорганизовываться, в характерном для него своем взгляде на мир, умении видеть и реализовывать собственную жизненную миссию. Для автономного человека характерен высокий уровень целеобразования, понимания личных ценностей, видения себя источником событий своей жизни. В отношениях с окружающими проявляет ассертивность, умеет достигать свои цели, используя собственные ресурсы. Результаты его деятельности оригинальны. Сотрудничая, гибко меняет лидерскую позицию на позицию помощника, не центрируется на собственном доминировании, склонен сравнивать уровень собственной компетентности, профессиональности с уровнем своих предыдущих достижений или с идеальными нормами, и, в меньшей мере – с достижениями других людей.

Противоположностью автономности является зависимость. Человек, проявляющий характеристики зависимости, как правило, не воспринимает и не хочет принимать окружающий мир таким, каким он есть. Он хочет жить в иллюзорном мире, наполненном ожидаемыми радостями. В реальном мире он ищет людей, которые бы заботились о нем, спасали его, и, таким образом, перекладывает на них ответственность за себя и свои действия. Создается впечатление, что люди, склонные к зависимости, боятся проживать собственную жизнь, поэтому стремятся навязать ее окружающим.

Контактность – способность быть откровенным в содержательном общении со значимыми людьми. В эго-иденитичности функция контактности состоит в готовности к самораскрытию.

Контактность проявляется в умении быстро налаживать взаимоотношения и сохранять их ценность на длительное время. Контактный человек умеет найти взаимопонимание с окружающими, склонен к открытому общению с людьми, которые для него интересны, с которыми у него схожие жизненные ценности. Располагает к себе тактичностью и искренностью общения, склонностью к помощи, инициативности и сотрудничеству. Запоминается как человек, которому характерен некоторый «магнетизм» личности, а также умением заинтересовать собой других и проявлять искренний интерес к окружающим. Контактный человек проявляет ненавязчивость и дипломатичность во взаимоотношениях, умеет предоставить обратную связь, то есть вовремя сообщить свое мнение относительно рассматриваемого вопроса. В общении стремится развивать философские, экзистенциальные темы, склонен рефлексировать относительно высказанных мыслей, поэтому общение для него – это источник самоизменения, личностной трансформации.

Люди, для которых характерна отчужденность, выстраивают собственное видение мира, в котором другие воспринимаются как чужие, а значит враждебные. Отчужденность закрывает для человека всю яркость и разнообразие мира, переживаний, смыслов. Психологическими причинами отчужденности могут быть трудности в становлении идентичности и аутентичности, когда человек не ощущает осмысленности жизни.

Самопринятие – способность относиться к себе, как к перспективному проекту. В эго-иденитичности функция самопринятия состоит в обеспечении самообъективации.

Самопринятия проявляется в умении человека признавать соразмерность собственных сильных и слабых сторон. Человек, которому характерно самопринятие, определился в собственных ценностях и уважает себя за то, что реализовывает свою миссию, позволяет себе быть счастливым безусловно, поэтому у него высокая самооценка. Он относится к себе с философским чувством юмора, то есть понимает относительность собственных успехов и, вместе с тем, не центрируется на неудачах. В отношениях с окружающими уважает их достоинство, терпимо относится к их недостаткам, считает, что заслуживает уважения к себе, спокойно воспринимает конструктивную критику.

Противоположностью самопринятия является самообвинение, при котором человеку характерно своеобразное «злорадство» над собой. При этом может прослеживаться некоторая фатальная обреченность, когда человек, все причины своих неудач только себе, даже не пытается что-то изменить. Люди, склонные к самообвинению, как будто ставят себе условие, при котором, чтобы жить полноценной жизнью, они должны «отстрадать». В увлечении самокритикой им кажется, что каждая следующая проблема недостаточно значительна, чтобы после ее решения позволить себе быть счастливым. Возможно, единственная проблема, которую они должны решить на пути к аутентичности – это отказ от самообвинений, ретрофлексии в пользу рефлексии.

Креативность – способность воплощать собственный взгляд на жизнь в результатах деятельности. В эго-иденитичности функция креативности состоит в самосотворении.

Креативность проявляется в способности человека реализовывать собственный потенциал, умении донести до окружающих авторское видение мира. Решения креативного человека характеризуются как целесообразные, оптимальные, поскольку он действует соответственно ситуации. Креативный человек способен больше, чем жить, он создает жизнь: вещи, проекты, ситуации, самого себя. Ему характерно стремление понять идею и реализовать ее. В общении с окружающими креативный человек умеет быть интересным, раскрепощенным, спонтанным.

Противоположность креативности – страх неопределенности, проявляющийся в избежании любых ситуаций выбора, прогнозирования и планирования будущего. Человек склонен воспринимать только все привычное, ему характерен низкий уровень адаптивности.

Толерантность – готовность к непредвзятому, безоценочному, аксиологическому восприятию людей и событий жизни. В эго-иденитичности функция толерантности состоит в понимании неконфликтности себя и окружающего мира.

Толерантность проявляется в способности реалистично воспринимать жизненные события и поступки окружающих. Толерантный человек принимает аутентичность других людей, поэтому не стремится доминировать над ними. Ему характерны неконфликтность, демократический стиль общения, уважение ценностей других людей, с которыми он умеет находить что-либо общее, не центрируясь на отличиях. Толерантность создает основу для безоценочного, многокритериального восприятия мира. Значимой становится уникальность человека или события.

Для интолерантного человека ситуация, в которой что-то происходит не так, как он этого хотел, становится дискомфортной. И не потому, что создается когнитивный диссонанс, а потому, ставится под сомнение первенство этого человека. Интолерантным людям характерно восприятие мира сквозь призму жестких стереотипов, с помощью которых раз и навсегда определено, что является правильным, а что нет, в какой последовательности должны происходить события. Стремление держать все под контролем продиктовано низкой оценкой собственной компетентности. Такие люди проявляют предвзятость по отношению к другим, воспринимая их односторонне, склонны разделять людей на «своих» и «чужих» и не признают других только потому, что они чем-то отличаются.

Ответственность – признание человеком себя автором и опекуном некоторого проекта, которым может быть какое-то дело, сам он или его жизнь. В эго-иденитичности функция ответственности состоит в реализации человеком смелости быть.

Ответственность проявляется в способности к поступку и самостоятельному принятию решения, в умении рисковать, а также завершать начатое дело. Ответственный человек свободно берет на себя обязательства, поскольку ей характерно чувство самоэффективности. Долг не воспринимается ею как бремя, провоцирующее самообвинения. Скорее, ответственный человек воспринимает необходимость патронировать некоторое дело, как возможность сделать что-то по-своему. Ему присуще ощущение свободы своей воли, поэтому он проявляет спонтанность в принятии решений и не ощущает ограниченности стереотипами или правилами. Вместе с тем, ответственность обеспечивает самопоследовательность, потому что человек видит взаимосвязь между своим поступком и его последствиями. В отношениях с окружающими ответственность проявляется как готовность к сотрудничеству, способность поддержать, быть надежным, самостоятельным.

Ответственности можно противопоставить конформность, понимаемую как приспособление человеком своего поведения и мыслей к правилам некоторой социальной группы. Человек побаивается самостоятельно упорядочить свою жизнь, все время ждет, чтобы за него приняли решение другие.

Глубинность переживаний (термин авт.) – способность к экзистенциальному восприятию мира. В эго-идентичности функция глубинности переживаний состоит в сохранении ощущения смысла собственного существования.

Глубинность переживаний проявляется в способности ощущать взаимосвязанность разнообразных аспектов жизни, проявлять заинтересованность к широкому кругу событий. Для человека, характеризующегося широким кругом переживаний, задекларированные им ценности являются действенными . Он не наблюдатель, а активный участник жизни. В общении с окружающими проявляет заинтересованность в их личности, способен любить людей и стремится заботиться о них, ценя их уникальность. У такого человека есть опыт духовных переживаний, благодаря которому он убежден, что жизнь имеет смысл во всех своих проявлениях.

Трудности преодоления эмоционально сложных переживаний могут быть причиной предпочтения регрессивных ценностей (термин А. Маслоу, 2001), то есть таких, к которым человек вернулся после того, как имел возможность пережить ценности бытия – смысл, добро, красоту, истину, человеколюбие, милосердие, познание, мужество, любовь. Человек мог испугаться силы переживаний, которая возникла в связи с этими ценностями, или разуверился в некоторых из них. Выбор регрессивных ценностей – комфорта, потребления, безопасности – без направленности на самосовершенствование и интерперсональное переживание ценностей делает жизнь человека более предвиденной, оберегает от «порывов души». Ценности безопасности и комфорта естественны для человека, когда они понимаются как жизненно необходимые для физического существования человека рядом с высшими ценностями, необходимыми для его духовной жизни.

Децентрация – способность к внутреннему диалогу и умение быть разным, оставаясь самим собой. В эго-иденитичности функция синергичности состоит в обеспечении самоверификации.

Децентрация проявляется как условие для самоанализа и понимания окружающих. Человек, умеющий децентрироваться, способен рассматривать явления с разных сторон, понимать и принимать то, что разные люди могут воспринимать что-то по-своему, умеет воссоздавать мысль собеседника, а также согласовывать различные взгляды и объяснять их. Для него характерно относиться к результатам своей работы без претензии на их совершенство, при решении проблем центрируется на задании, а не на собственной значимости. Децентрация предполагает соразмерность эгоцентричности и эмпатии: умеренный уровень эгоцентричности обеспечивает фиксацию собственной точки зрения, а высокий уровень эмпатии – возможность признать и понять другую точку зрения.

Противоположная черта – эгоцентризм – характеризует человека, склонного жестко придерживаться одной точки зрения – собственной, считая ее наиболее правильной. Такой человек не обязательно эгоист, но он центрируется только на своих ценностях и переживаниях. Создается впечатление, что эгоцентрики должны были бы быть успешными, благодаря направленности на себя. Но из-за нежелания и неумения рассматривать некоторую ситуацию или проблему разнопланово, они теряют эффективные способы решений.

Жизненная философия – осознавание человеком собственной реальности в контексте окружающего мира в поиске смысла жизни. В эго-иденитичности функция жизненной философии состоит в обеспечении самопротяженности.

Жизненная философия характеризуется четкостью сформулированных человеком собственных жизненных принципов, жизненной позиции и жизненного кредо. Жизненная философия личности проявляется в стремлении понять смысл жизни, а также в наличии осознанной концепции жизни и представлениях о человеческой природе. Человек со сформированной жизненной философией мыслит и относится к жизни позитивно, не смешивает цели и способі их достижения, самореализуется и определился в том, что именно он может изменить в своей жизни.

Если не сформировалось активного и неравнодушного отношения к жизни или оно искривилось из-за отчаяния, можно говорить о десакрализации, бессмысленности существования. Чаще всего к десакрализации приводит отчаяние – разочарование, влекущее за собой состояние угнетенности и бездействия. Человек утрачивает ощущение чего-то очень важного для себя, ощущает трудности в понимании границ своих возможностей, его не активизируют тайны познания, он закрывается от причастности к чувству величия (Бога, задума жизни, природы), заметной становится утрата значимости интенциональности как создания себя.

Можно отметить, что некоторые качества проявляются аккордно в нескольких чертах. На наш взгляд, это свидетельствует о взаимоактивации черт личностной зрелости.

Придерживаясь тезиса о том, что личностный рост – это научная метафора, отображающая изменения в уровне личностной зрелости, мы провели теоретическую верификацию выделенных черт личностной зрелости, соотнеся их с критериями личностного роста (С. Братченко, М. Миронова, 2002). Черты «ответственность», «децентрация», «автономность», на наш взгляд, сопоставимы с критерием ответственной свободы, «креативность» - с динамичностью, «контактность» и «толерантность» - с пониманием и принятием других, социализированностью, «самопринятие» - с принятием себя, «глубинность переживаний» - с открытостью внутреннему опыту переживаний, «синергичность» - с целостностью. Затруднения возникли с аналогом проявления в личностном росте жизненной философии личности. Предполагаем, что изменения содержания этой черты слишком приватны, чтобы быть очевидными в измеримых показателях.

В заключение представленного теоретического анализа феномена личностной зрелости представляются возможными такие выводы.

1. Личностная зрелость - эффект самостоятельно пережитого человеком в зрелом возрасте ненормативного кризиса идентичности. Этот эффект проявляется как динамическая личностная структура, которая детерминируется механизмами интенциональности, когерентности, прегнантности, и содержит центральные черты проприума, важные для эго-идентичности: синергичность, автономность, контактность, самопринятие, креативность, толерантность, ответственность, глубинность переживаний, децентрация, жизненная философия.

Данная дефиниция позволяет пересмотреть соотношение понятий «личностная зрелость» и «зрелая личность». Нам представляется, что для гуманистической парадигмы понятие «зрелая личность» в большей мере можно считать такой же научной метафорой, как и «личностный рост». Личность психологи-гуманисты определяют как индивидуума, обладающего внутренними ресурсами изменения Я-концепции (К. Роджерс, 2001), самоопределяющуюся целостность (Т. Титаренко, 2001), человека, свободно и ответственно определяющего свое место среди других (Е. Исаев, В. Слободчиков, 1995). Исходя из этих определений, зрелость имманентна человеку, которого можно назвать личностью. При этом зрелость как возрастная характеристика является отдельной координатой развития человека.

Тогда личностная зрелость выступает критерием готовности личности к саморазвитию.

2. Наличие черт самоактуализирующейся личности среди эксплицированных черт личностной зрелости, по нашему мнению, обосновывает, что самоактуализирующаяся личность не обязательно является личностно зрелой. Отделить черты самоактуальзиции представляется нецелесообразным, так как это обязывало бы провести четкую границу между личностной зрелостью и ее операциональным аналогом, а в связи с этим поставить под сомнение динамичность ее структуры.

Актуальна задача о некоторой «разноуровневости» черт личностной зрелости. На наш взгляд, она может иметь несколько решений, в зависимости от выбранных подхода к определению черты и концепции типологии . В разноплановой структуре черт, входящих в личностную зрелость, мы видим своеобразный стержень структуры личности, обеспечивающий ее целостность.

Может возникать вопрос относительно того, как люди с одинаковым набором черт, важных для эго-идентичности, могут быть аутентичными. Мы предлагаем обратить внимание, что черты личностной зрелости, рассматриваемые как диспозиции, отображают готовность человека сделать выбор быть собой, в то время как в аутентичности, на наш взгляд, проявляется смысл его выбора – зачем быть собой, а поиск этого смысла очевидно индивидуален.

Литература

1. (1999) Возрастная психология. − Екатеринбург: Деловая книга

(2004) Методологические основы практической психологии. − М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК» , (2004) Педагогика. − Спб.: Питер, (2002) Личностный рост и его критерии //http://www. *****/lib/ppsl_1.html Гуманистическая и трансперсональная психология. Хрестоматия / Сост. (2000) − Мн.: Харвест, М.: АСТ, (2001) Психологический словарь-справочник. − Минск: Харвест, Москва: АСТ Философский словарь (2000) / Пер. с франц. − М.: Междунар. отношения

8. , (1995) Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. − Москва: Школа-Пресс

, (1999) Общая психотерапия. − Мн.: Высш. шк. (2001) Теории развития. Секреты формирования личности. − СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002 (2002) Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. . Вып.1/Под ред. , //www. institut. *****/article/16.php (2002) Становление личности: Избранные труды. – М.: Смысл, 2002 Психологическая помощь и консультирование в практической психологии/ под ред. д-ра психол. наук, проф., акад. БПА (1999) – Санкт-Петербург, Издательство «Дидактика Плюс» Психология личности в трудах отечественных психологов (2000) − СПб.: Изд-во Питер Психология личности. Т. 2. Хрестоматия (1999) − Самара: Изд-ий Дом БАХРАХ (2000) Психология доверия. − М.: Издательский центр «Академия» Стивенс Дж. (1995) Приручи своих драконов (Как превратить свои недостатки в достоинства). − СПб.: Питер Пресс (2001) Личность: теории, эксперименты, упражнения. − СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК Холл Линдсей Гарднер. Теории личности (1999)/ Пер. с англ. − М.: -во ЭКСМО-Пресс (1997) Психология интеллекта: парадоксы исследования. − Томск: Изд-во Томск. Ун-та, Москва: Изд-во Барс (1999) Психотренинг по методу Альберта Эллиса. – Спб.: Питер Ком Лєпіхова Л. (2000) Соціалізація та соціально-психологічна компетентність як рівні особистісної зрілості // Кроки до компетентності та інтеграції в суспільство: науково-методичний збірник / Ред. кол. Н Софій (голова) та ін. − Київ: Контекст (2001) До питання про психологічні критерії зрілої особистості // Актуальні проблеми психології. Том 1: Соціальна психологія. Психологія управління. Організаційна психологія. − Київ: Інститут психології АПН України Психологія особистості: Словник-довідник / За редакцією, (2001) − К. : Рута (2002) Духовні кризи: їх причини та деякі шляхи подолання // Спадкоємність та інновації в українській психологічній науці (Матеріали міжнародної науково-практичної конференції) (частина 1), Київ − Хмельницький − Кам’янець-Подільський (2003) Життєвий світ особистості: у межах і за межами буденності. − К.: Либідь Хамітов Н.., (2001) Історія філософії. Проблема людини та її меж. − Київ: Вид-во Наукова думка Antonovski A. (1999) Rozviklanie taemnici zdrovia. − Warshava

Рис.2. Механизмы детерминации личностной зрелости

Вы можете посмотреть на свою жизнь глазами стороннего наблюдателя, занять нейтральную позицию, чтобы оценить поступки, мысли, эмоции. Такой подход позволяет лучше понять свои сильные и слабые стороны и решить, в каком направлении двигаться дальше.

2. Самоконтроль

Вы сначала думаете, а потом делаете, можете просчитать целесообразность и последствия поступков. Инфантильный человек живёт эмоциями и сиюминутными желаниями. Зрелый - не срывается на близких, умеет промолчать, если назревает глупый конфликт.

3. Благодарность

Вы научились за то, что с вами произошло, и то, чего вам удалось избежать. Вы по достоинству оценили людей, которые делают вас счастливым, и не принимаете их как само собой разумеющееся.

4. Непредубеждённость

Вы не на словах, а на деле перестали оценивать книгу по обложке, а людей - по формальным признакам и стереотипам. Подростковый максимализм больше не мешает осознавать, что мир не чёрно-белый, окружающие могут отличаться от вас и оставаться хорошими, а правильных мнений иногда существует несколько.

5. Выстраивание границ

Вы понимаете, что для вас приемлемо в отношениях - любовных, дружеских, рабочих - и как далеко вы готовы зайти, чем пожертвовать, чтобы их сохранить. И если кто-то нарушает , вы будете действовать, обсуждать, а не делать вид, что ничего не произошло и все так живут.

6. Устойчивые моральные нормы

Вы рассматриваете свои поступки не через призму «что люди подумают» или «а если кто увидит». Зрелый человек определился с моральными границами. От неправильных поступков его предостерегает не неотвратимость наказания или возможное осуждение, а чёткое осознание, что это недопустимо. Поэтому он не делает сомнительных для себя вещей, даже если никто не увидит и не узнает.

7. Ответственность

Вы отвечаете за слова и действия, не обещаете невыполнимого, не перекладываете решения на другого. Зрелый человек осознаёт, что качество его жизни - это полностью его . Внешние обстоятельства могут вносить свои коррективы. Но если вы продолжаете жаловаться, что всё плохо, но ничего не делаете, чтобы изменить ситуацию, то вы скорее инфантильная личность, а не жертва обстоятельств.

8. Принятие себя

Вы научились таким, какой есть, со всеми достоинствами и недостатками. Это вовсе не означает, что нужно перестать совершенствоваться и исправлять недочёты. Но стоит научиться быть довольным собой сейчас, на любом этапе пути к идеалу, потому что у этой дороги нет конца и обидно провести всю жизнь, ненавидя и упрекая себя.

9. Терпение

Вы перестали рассчитывать только на мгновенный результат и научились ждать плодов своего труда. Чтобы некоторые вещи случались, недостаточно их хотеть - нужно упорно работать. И даже это не гарантирует, что вы добьётесь своего.

10. Самостоятельность

Вы понимаете, что никто не должен решать ваши проблемы. Зрелый человек не действует на авось в надежде, что кто-то поможет выплыть из бездны. Спустить деньги на безделушку и оставить семью без еды, думая, что родители или друзья подкинут деньжат, - это инфантилизм. Корректировать поведение так, чтобы в случае проблемной ситуации была возможность всё решить самостоятельно, - поступок зрелого человека.

11. Умение извлекать уроки

На ошибках учатся, но не все. Зрелый человек извлекает уроки из неудач, распознаёт аналогичные ситуации и не допускает повторных провалов.

12. Конструктивное взаимодействие с реальностью

Вы не убегаете от проблем, не закрываете на них глаза, не думаете, что они как-нибудь сами рассосутся. Зрелый человек признаёт трудности и ищет способы с ними справиться.

13. Честность

В большинстве случаев вы не считаете нужным лгать. На пути к зрелости вы окружили себя людьми, с которыми этого не требуется: не нужно носить маски и приукрашивать действительность. Если всё-таки нужно, зрелый человек отдаёт себе отчёт, для чего он это делает. Попытка обезопасить чувства человека с помощью лжи и желание манипулировать им - не одно и то же.

14. Умение выстраивать отношения

Зрелый человек осознаёт, что он не центр Вселенной, поэтому умеет выстраивать равноправные партнёрские отношения, в которых не только берёт, но и отдаёт. Он способен сострадать, оказывать поддержку, уделять внимание и проявлять искренний интерес, а также принимать помощь, не чувствуя себя уязвимым.

15. Реалистично-оптимистический взгляд на мир

Вы реально оцениваете ситуацию, но не теряете веры в лучшее и присутствия духа. Зрелый человек понимает, что хорошие вещи не могут происходить непрерывно, бывают и неудачи. Но чёрные полосы заканчиваются, особенно если не опускать руки. Однако пессимизм и пораженческие настроения могут привести к тому, что сил радоваться не будет даже в по-настоящему светлые дни.

Можете дополнить этот список? Делитесь в комментариях.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Зрелая личность (психологическая зрелость) – это особое состояние психических процессов и мировосприятия, позволяющее человеку быть самореализующимся индивидом.

Такая личность имеет следующие особенности:

  • умение адекватно воспринимать реальность;
  • способность устанавливать продуктивные социальные контакты;
  • умение оценивать людей объективно;
  • умение брать ответственность за свою жизнь;
  • самостоятельность в удовлетворении необходимых потребностей.

Зрелая личность знает и может добиваться целей и успеха в своей жизни, имеет и не зависит от мнения окружающих.

Психолог К. Обуховский выделил четыре критерия развития личности, которые дополняют друг друга.

Появление новых способностей

Новые взгляды, иное понимание мира, переход к более абстрактной концепции мироустройства.

Рост умения

Личность сталкивается с противоречием в процессе жизни: чем выше умения, тем сложнее задачи, а ситуация еще и ухудшается старением. Поэтому такой человек понимает, что ему требуется постоянно повышать свои навыки.

Способность к самоконтролю

Чтобы научиться самоконтролю и стать зрелой личностью, человек должен научиться дистанцироваться по отношению к любви, страху и вине – все это может контролировать нас и изменять наше поведение.

Ощущение удовлетворенности жизнью

Несмотря на неприятности и неудачи, зрелая личность должна научиться иметь общее ощущение удовлетворенности жизнью.

В этой статье вы узнаете, что думали о понятии зрелой личности такие титаны психологии как Зигмунд Фрейд, Гордон Олпорт и Абрахам Маслоу.

Зрелая личность по Маслоу

Абрахам Маслоу полагал, что на звание зрелой личности могут претендовать не более 1% людей. Он называл их качественными личностями, психологически здоровыми и максимально выражающими человеческую сущность.

Следующий список будет интересен тем, кто поддерживает свой интеллектуальный рост и стремится стать лучше.

Зрелая личность по Маслоу имеет следующие признаки:

  • Принятие себя и других такими, какие они есть.
  • Отсутствие хищных, искусственных форм поведения и неприятие такого со стороны других людей.
  • Адекватное восприятие действительности, свободное от влияния стереотипов, потребностей и предрассудков.
  • Интерес к неизведанному.
  • Деловая направленность. Это значит, что такой человек меньше занят собой и больше – своей жизненной миссией.
  • Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такой человек соблюдает традиции, ритуалы и церемонии, но при этом относится к ним с должным . Это правильный конформизм, а не автоматический.
  • Независимость от окружения.
  • Позиция отстраненности по отношению ко многим явлениям. Это позволяет им меньше поддаваться внешним влияниям.
  • Устойчивость под воздействием стрессовых факторов.
  • Свежесть восприятия, любопытство: умение находить что-то новое в уже известном.
  • Дружба с другими зрелыми личностями: узкий круг людей, отношения с которыми достаточно глубокие.
  • Чувство общности с человечеством в целом.
  • Устойчивые внутренние моральные нормы. Такие люди обладают острым чувством справедливости, остро чувствуют добро и зло.
  • Готовность учиться у других.
  • Отношение с юмором к жизни.
  • Критичное отношение к той культуре, к которой они принадлежат.
  • Креативность во всех делах.

Зрелая личность по Фрейду

Зигмунд Фрейл разумно заметил, что единственный человек, с которым следует себя сравнивать – это вы сами в прошлом. И, соответственно, вы должны быть все время лучше при этом сравнении. Данной позиции придерживаются современные тренеры по личностному росту. Вероятно, это и есть первый признак зрелой личности по Фрейду.

Великий психолог также настаивал на том, что личность должна быть стрессоустойчива. Так уж сложилось, что в нашей жизни любое событие – это маленький стресс, и, если мы не научимся с этим справляться, ни о каком росте и речи быть не может. Чтобы этому научиться, нужно уметь переключать свое внимание на увлечения, спорт, путешествия.

Также нужно правильно воспринимать конструктивную критику, а не избегать ее, прятаться в иллюзиях и отрицать логику и факты, проявляя агрессию или трусость.

Необходимо научиться приспосабливаться к изменениям в жизни: социальный статус, семейное положение, место проживания, профессия.

Умение любить и отдавать – одни из главных признаков развитой зрелой личности. Нужно убить в себе эгоиста, а свой гнев научиться перенаправлять в конструктивное русло (сублимировать).

Зрелая личность по Олпорту

Олпорт был современником Фрейда и одним из первых заинтересовался составлением описания зрелой личности. Многие же психологи того времени концентрировались на невротической личности.

Первое, что отличает зрелую личность от незрелой – это то, что поведение зрелого человека полностью осознанно и мотивировано. В то время как поведение незрелой направляется преимущественно комплексами и стремлением получить удовольствие.

Остальной список выглядит следующим образом:

  • Доверяет себе, своим чувствам, разуму, интуиции, потребностям.
  • Развивает свои способности, повышает профессионализм.
  • В общении с другими людьми сохраняет естественность и непринужденность.
  • Не устанавливает незыблемых правил.
  • Способен думать о потребностях других людей.
  • Заботится о своем здоровье.
  • Умеет быть благодарным.
  • Умеет принимать и отдавать любовь.
  • Не испытывает дискомфорта, находясь в одиночестве.
  • Способен сказать «нет» в нужный момент.
  • Ему не присущи мелкая мстительность, злопамятность и обидчивость.
  • Он не страдает от лишней скромности.
  • Умеет ставить большие цели и достигать их.
  • Любит заниматься .
  • Не стремится воспитывать и критиковать других людей. Вместо этого подает пример.
  • Религиозен, поскольку вера делает человека сильнее и чище. Она дает ему решить один из самых сложных и важных вопросов – вопрос смерти.
  • Способен к длительной концентрации внимания.
  • Умеет честно и открыто отмечать свои сильные и слабые стороны, понимая, что порой слабая сторона в одной области является сильной в другой.
  • Умеет прощать.
  • Держится подальше от пессимистов.
  • Ищет опору в самом себе с трудной ситуации.
  • В любой ситуации старается найти положительные моменты.
  • Умеет управлять своими чувствами и эмоциями.
  • Умеет выстраивать с окружающими доверительные отношения.
  • Не ставит себе цели подчинять кого-то, быть безупречным, всегда правым, всем нравиться.
  • Расширяет и углубляет свои познания.
  • Из опасения испортить отношения с окружающими не ущемляет свои интересы.
  • Доверяет людям и жизни.
  • Верит в свои способности.

Стоит также сказать, что Олпорт был одним из немногих психологов, которые думали о личности с точки зрения души и веры. Он признавал, что люди по природе являются религиозными существами.

Олпорт писал: «Религиозное чувство является одним из самых сильных атрибутов нашего вида и является частью человеческой психологии, которая чаще всего игнорируется поведенческой наукой. Мы находим многих личностей, которые ревностно и эффективно занимаются всеми этапами становления, за исключением последней задачи связать себя со смысловым образом, с творением. По какой-то причине их любопытство останавливается на этом этапе. Окончательные истины религии неизвестны, но психология, которая препятствует пониманию религиозных возможностей человека, едва ли заслуживает того, чтобы вообще называться логосами человеческой психики».

Уровень развития личности часто соотносится со степенью ее социализированности. Критерии зрелости, соответственно, предстают критериями социализации. Вместе с тем вопрос о критериях зрелости личности не является раз и навсегда решенным в отечественной психологии. Среди показателей зрелости :

  • широта социальных связей, представленная на субъектном уровне: Я-другой, Я-другие, Я-общество в целом, Я-человечество;
  • мера развития личности как субъекта;
  • характер деятельности - от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству;
  • социальная компетентность.

К. Г. Юнг увязывал достижение зрелости с принятием индивидом ответственности прежде всего за свои проекции, их осознавание и последующую ассимиляцию. К. Роджерс рассматривал ответственность в тесной связи с осознанностью, свободой быть самим собой, управлением собственной жизнью и выбором.

  1. Расширение чувства Я , которое постепенно возникает в младенчестве, не формируется полностью в первые 3-4 года или даже в первые 10 лет жизни, а продолжает расширяться с опытом, по мере увеличения круга того, в чем человек участвует. Здесь важным является активность Я, которая должна быть обязательно целенаправленна.
  2. Теплота в отношениях к другим . Человек должен быть способен на значительную интимность в любви (в крепкой дружбе). И в то же время - избегать праздной, навязчивой собственной вовлеченности в отношения с другими людьми, даже с собственной семьей.
  3. Эмоциональная безопасность (принятие себя). Зрелый человек выражает свои убеждения и чувства, учитывая убеждения и чувства других и не ощущая угрозы вследствие выражения эмоций - собой или другими.
  4. Реалистическое восприятие, умения и задачи . Зрелая личность должна быть сосредоточена на проблеме, на чем-то объективном, что стоит делать. Задача заставляет забыть об удовлетворении влечений, удовольствиях, гордости, защите. Этот критерий, очевидно, связан с ответственностью, которая является экзистенци-листским идеалом зрелости. Вместе с тем зрелая личность тесно соприкасается с реальным миром.
  5. Самообъективация - понимание, юмор. Человек, действующий напоказ, не осознает, что его обман прозрачен, а поза неадекватна. Зрелый человек знает, что «подделать» личность невозможно, можно только намеренно сыграть роль ради развлечения. Чем выше самопонимание, тем ярче выражено у человека чувство юмора. Стоит помнить, что настоящий юмор видит за каким-то серьезным объектом или субъектом (например, собой) контраст между видимостью и сущностью.
  6. Единая философия жизни . У зрелой личности обязательно есть ясное представление о своей цели жизни. Зрелый человек обладает относительно ясным Я-образом. Этот критерий связан с «взрослостью» совести. Зрелая совесть - это ощущение долга поддерживать свой Я-образ в приемлемой форме, продолжать свою выбранную линию проприативных стремлений, создавать собственный стиль бытия. Совесть - разновидность руководства собой.

Важно отметить, что процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте. Более того, он не завершается никогда, но всегда имеет осознанную или неосознанную цель. Таким образом, понятия «зрелость» и «взрослость» не синонимичны. По сути, даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью совпадают. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровне соотношения между различными уровнями организации человека: индивида, личности, субъекта деятельности. По мнению А. А. Бодалева, в процессе развития человека существует некая взаимосвязь между проявлениями индивида, личности и субъекта деятельности. Характер этой взаимосвязи можно представить в четырех основных вариантах .

  1. Индивидное развитие человека значительно опережает его личностное и субъектно-деятельностное развитие. Человек физически уже взрослый, но усвоение им основных ценностей жизни, отношение к труду, чувство ответственности недостаточны. Чаще это возникает в тех семьях, где родители «продлевают детство» своим детям.
  2. Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем его индивидное и субъектно-деятельностное развитие. Все качества (ценности, отношения) опережают темпы физического созревания, и человек как субъект труда не может выработать привычки к повседневному трудовому усилию, определиться в своем призвании.
  3. Субъектно-деятельностное развитие лидирует по сравнению с двумя другими. Человек может почти фанатически любить трудиться на уровне своих еще небольших физических возможностей и слабо сформированных положительных личностных качеств.
  4. Налицо относительное соответствие темпов индивидного, личностного и субъектно-деятельностного развития. Соотношение, наиболее оптимальное развитию человека на всем протяжении его жизни. Нормальное физическое развитие, хорошее физическое самочувствие является одним из факторов не только более успешного усвоения, но и проявления основных ценностей жизни и культуры, находящих свое выражение в мотивах поведения человека. А положительная мотивация, за которой стоит эмоцио-нально-потребностное ядро личности, выступает одним из непременных компонентов структуры человека как активного субъекта деятельности.

А. А. Реан, пытаясь обобщить известные подходы к психологическому пониманию уровня зрелости личности, выделяет четыре, по его мнению, базовых или основных компонента, которые не являются «рядовыми»:

  • ответственность;
  • терпимость;
  • саморазвитие;
  • позитивное мышление или позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

Последний компонент является интегративным, поскольку охватывает все остальные, одновременно присутствуя в них.

Развитие личности не завершается обретением автономности и самостоятельности. Можно сказать, что развитие личности - процесс, который никогда не завершается, что свидетельствует о бесконечности и неограниченности самораскрытия личности. Он проходит длинный путь, одним из этапов которого является достижение самодетерминации, самоуправления, независимости от внешних побуждений, другим - реализация личностью заложенных в нее сил и способностей, третьим - преодоление своего ограниченного Я и активное освоение более общих глобальных ценностей.

На саморазвитие оказывает влияние большая группа факторов: индивидуальные особенности, возраст, отношения с окружающими, профессиональная деятельность, семейные отношения и т. д. Процесс саморазвития взрослого человека неравномерен, изменения отношений личности на определенных отрезках жизни носят прогрессивный характер, поднимают ее до уровня «акме», затем начинаются процессы эволюции, приводящие к «застою» или регрессу личности.

Ступень зрелости и одновременно некая вершина этой зрелости - акме (в переводе с греческого обозначает «вершина», «острие») - это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, никогда не является статичным образованием и отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Акме показывает, насколько личность состоялась как гражданин, как специалист в определенном виде деятельности, как супруг, как родитель и т. д.

Акмеология - это наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных, технических дисциплин, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Понятие «акмеология» было предложено в 1928 г. Н. А. Рыбниковым, а новую область научных исследований в человекознании начал создавать в 1968 г. Б. Г. Ананьев. Одной из важнейших задач акмеоло-гии является выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошколном детстве, младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости.

Выбор редакции
Всем огромный привет! Спешу опять порадовать вас самым популярным августовским блюдом. Угадайте с трех раз! О чем я хочу написать? Каких...

Екатерина II – великая российская императрица, царствование которой стало самым значимым периодом в русской истории. Эпоха Екатерины...

Как выяснила «Газета.Ru», эксперты, расследующие катастрофу Robinson R-66 на Телецком озере в Республике Алтай, склоняются к версии, что...

Во время германской компании на Востоке, Messershmitt BF 109 был основным самолетом истребительной авиации Люфтваффе. Несмотря на их...
Гороскоп совместимости: цветы по знакам зодиака лев - самое полное описание, только доказанные теории, основанные на астрологических...
Символ рока и судьбы, предотвратить которую невозможно. Руна Наутиз означает вынужденные обстоятельства, ограничения, несвободу выбора....
Как приготовить лаваш в кляре Сегодня мы предлагаем вам приготовить блюдо, способное стать и замечательной закуской на праздничном столе,...
Чудеса Пресвятой Богородицы в наши дни не перестают удивлять и радовать христиан, а ее помощь приходит всем христианам, которые молятся...
Варенье из крыжовника в мультиварке готовить довольно легко, оно отличается от обычного лакомства, сваренного на плите, лишь своей...